На прошлой неделе американцы пышно отпраздновали 200-летие со дня рождения величайшего из своих президентов: Авраама Линкольна. По этому случаю пресса запестрела всевозможными статьями. Не обошли дату стороной и гей-издания, ведь Линкольн - одна из тех исторических личностей, вопросами сексуальности которых многие задаются. Есть мнение, что 16-й президент США был неравнодушен к мужчинам. Мнение есть - а неопровержимых доказательств нет. В связи с этим гей-блог Queerty рассуждает о том, стоит ли вообще обговаривать данную тему.
"Мы не можем избежать истории". Это - один из самых ярких афоризмов человека, который спас американскую нацию от раскола, который был назван Великим Освободителем и самым красноречивым оратором за все время существования США. Впрочем, когда Авраам Линкольн выступал перед соотечественниками со своей второй инаугурационной речью, он смотрел в будущее, а не в прошлое. "Этот Конгресс и эту администрацию будут помнить всегда - вне зависимости от того, хотим ли мы этого сами. Испытание огнем, через которое мы проходим, осветит нас - в чести или бесчестии - на многие поколения вперед". Для Линкольна история не была вещью, маячащей над его страной как тень: он думал об истории с позиций того, что скажут о нем грядущие поколения. Впрочем, Линкольн тогда вряд ли ожидал, что поколения эти когда-нибудь станут рассуждать не только о его поступках, но и о его сексуальной ориентации.
"Для меня вопросов нет: Линкольн был геем, абсолютным геем. Это была не просто фаза, с этим он прошел через всю жизнь", - сообщил в 1999 году гей-активист Лэрри Крамер в одном из интервью.
Подобные разговоры об Аврааме Линкольне ведутся давно, и поводом для них послужили его близкие отношения с Джошуа Спидом, торговцем из Спрингфилда, который помог молодому адвокату с жильем, позволив разделить с ним комнату и постель. Так продолжалось в течение четырех лет. Спид оставался другом Линкольна до конца дней, несмотря на то, что политические взгляды этих людей были различными - в отличие от президента, Спид поддерживал идею рабства. При этом всю жизнь они слали друг другу нежные письма, поток которых не иссякал даже после того, как Линкольн занял кресло в Белом доме.
Так на самом ли деле Линкольн - гей? Я не историк (хотя и люблю историю), но мне кажется, что в данном случае вопрос может стоять только так: "Можем ли мы с уверенностью судить о том, что Линкольн был геем?" Ответ на этот вопрос один: "С уверенностью - нет". Ибо для того, чтобы получить ответ однозначный, придется столкнуться со слишком большим количеством всевозможных витиеватостей и наслоений. Джошуа Вольф Шенк, автор книги "Меланхолия Линкольна", утверждает, что он геем не являлся, отмечая, что в те времена подобные случаи были весьма распространены - мужчины часто делили постель, и ничего "предосудительного" при этом не происходило. Кроме того, в Викторианскую эпоху подобный стиль писем, адресованных мужчиной мужчине, также считался вполне обыденным. Единственная академическая работа, в которой серьезно утверждается, что Линкольн - гомосексуал, - это книга "Внутренний мир Авраама Линкольна", написанная С. А. Трипом. Но даже ее можно подвергнуть сомнению и посчитать слишком диссидентской.
А теперь давайте на минуту забудем о том, в состоянии ли мы ответить на вопрос, был ли кто-то из исторических личностей - таких как Линкольн, - гомосексуалом, и задумаемся о другом: зачем вообще такие вопросы задавать? Ученые провели большую работу, сумев доказать, что гомосексуальность является врожденным качеством натуры, однако гей-идентичность - это нечто большее, чем просто заинтересованность в представителях своего пола. Сегодня это - своего рода политическая самоидентификация. Попытаться приписать ее историческим личностям, у которых не было никакой концепции относительно того, что значит быть геем в современном понимании этого слова, - занятие бесполезное. Конечно, можно отметить, что у этих личностей, вероятно, была предрасположенность к гомосексуальности, однако это будет выглядеть несколько спекулятивным, да и неуместным. Сенатор Лэрри Крейг, который попался полиции, приставая к мужчине в общественном туалете, и гомофобный проповедник Тэд Хаггард, пользовавшийся услугами мужчин-проституток, такую предрасположенность тоже продемонстрировали. Однако это вряд ли делает их героями в наших глазах.
Желание разглядеть в исторических личностях нечто, что роднит их с нами, вполне объяснимо. Но в то же время примитивизирует нас самих. Можем ли мы осягнуть взором всю многовековую историю, чтобы точно знать, кто из великих мужчин и женщин интересовался представителями своего пола? Да, о некоторых из них мы это знаем, но их понятие сексуальности настолько разительно отличалось от современного, что сравнивать их с нами просто нелепо. Сексуальность - это свойство не только геев и лесбиянок, но и всего человечества, и статичной вещью она не является. Каждый раз, когда дело доходит до разборок по вопросам гомосексуального брака, мы выдвигаем на передний план именно этот аргумент: мол, брак - это не окаменевший социальный институт, он должен учитывать интересы разных людей. Почему же мы не можем опираться на тот же аргумент, когда речь идет о попытке навесить гей-ярлык на известных людей прошлого?
Я знаю, что многие посчитают мои слова спорными, ведь мы столько десятилетий боролись за то, чтобы доказать миру: гомосексуальность - это не выбор. Тем не менее, она ставит нас перед выбором: жить открыто, требовать к себе равного уважения и бороться за равные с нашими гетеросексуальными друзьями права. Вот о чем нужно думать в первую очередь. Гей-парады проводятся не потому, что мы гордимся своей сексуальной ориентацией. Мы гордимся своим решением жить открыто - и уже благодаря этому творим историю. Зачем же смотреть в прошлое, тщательно выискивая в нем героев-геев, когда их так много сегодня, среди нас?