В арт-жизни Москвы произошло событие, которое ненадолго направит внимание гомосексуалов и христиан в сторону музея имени Александра Пушкина. Здесь на втором этаже после нескольких залов живописи эпохи Возрождения выставлен "Святой Себастьян", одна из лучших картин Дрезденской галереи, полотно XV века итальянца Антонелло да Мессины (Antonello da Messina).
"Московский комсомолец" справедливо напоминает, что в ХХ веке Святой Себастьян - излюбленный образ не только христиан, но и геев, к тому же, "целая глава в науке сексологии".
Немалое слово в этой главе принадлежит патриарху советской сексологии Игорю Семеновичу Кону. "Возникло даже такое мнение, что этот святой - гомосексуален, - рассказывает академик Кон в интервью "МК". - Святой Себастьян привлекал внимание представителей нетрадиционной ориентации, и этому есть подтверждения. Расскажу о некоторых из них. Они датируются не ранее XIX века. До этого времени признаваться в том, что святой вызывает подобные эмоции, было как минимум неприлично... Одно из самых ярких описаний святого Себастьяна встречается у японского писателя Юкио Мисимы. А личный капеллан королевы Виктории Чарльз Кингсли, живший в XIX столетии, никогда не признавался в своих гомосексуальных пристрастиях. Но впечатления от образа святого Себастьяна говорят сами за себя...".
Отдельная глава посвящена образу Святого Себастьяна в искусстве и его восприятию сквозь призму гомосексуальности в бестселлере Игоря Кона "Мужское тело в истории культуры" (2003).
"В начале XX века в Германии проводили исследование среди гомосексуалов, и вышло, что самый любимый их образ - святой Себастьян... - рассказывает Игорь Кон. - ...Образы святого Себастьяна писали около двухсот художников, и все не по одному разу. С XIII века Себастьяна раздевали и омолаживали. А еще два века спустя его вообще сделали нежным юношей".
"Вот присмотритесь к картине, - продолжает академик Кон? - его тело открыто взгляду и очень уязвимо. Фигура женственно расслаблена. А некоторые художники часто строят композицию так, чтобы зритель смотрел на картину снизу... Поэтому первое, что бросается в глаза, - гениталии мученика. Но они всегда прикрыты повязкой или плавками. Это и давало пищу гомоэротическому воображению. Кто-то представлял себя в роли самого Себастьяна, а кто-то - в роли его мучителей... Кстати, вот стрелы, которыми утыкано тело Себастьяна, тоже имеют не одно значение. Первое: смерть. Второе: фаллический символ - заостренный предмет, проникший в тело жертвы. Третье: любовь. Вспомните выражение "стрела любви" - это же все из эпохи Возрождения...".
"Но все же самым любимым образ святого Себастьяна стал в исполнении художника Гвидо Рени. Именно ему и признаются в любви и Юкио Мисима, и Чарльз Кингсли... А многим гомосексуалам этот образ помог определить их пристрастия и ориентацию... Известно, например, что даже самые строгие английские интеллектуалы XIX века буквально застывали перед образами святого Себастьяна. И совсем не потому, что восторгались художественной ценностью картин...".