Послезавтра, 18 октября 2001 года, в 10 часов утра городская служба регистрации актов гражданского состояния города Гамбург, Германия, проведет регистрацию "пожизненного союза" двух русских парней - Андрея Дитцеля и Олега Любинского.
Это стало возможным благодаря недавно принятому немецкому закону о "пожизненных союзах", Lebenspartnerschaftgesetz (LPG), в котором с немецкой обстоятельностью были урегулированы все юридические вопросы совместной жизни однополых пар, включая заключение партнерства, право на общую фамилию, имущественные вопросы и развод.
Андрей и Олег оба из Новосибирска. Олегу Любинскому 25 лет, он молекулярный биолог. Учился сначала в Новосибирске, а потом получил грант от фонда Сороса и закончил магистратуру Центрально-европейского университета (CEU) в Будапеште, где в свободное время вел встречи местной студенческой ассоциации геев и лесбиянок. Андрею Дитцелю 24 года, он журналист, сотрудничал в различных периодических изданиях Сибири, издал сборник "Сумерки. Стихи. Четыре рассказа" в 2000 году. Некоторые из его произведений можно найти на нашем литературном портале www.lit.gay.ru (цикл стихов "Пристань") и на сайте http://www.piiter.ru/gd.php.
Олег и Андрей вместе уже два года. Вскоре после их знакомства семья Олега решилась эмигрировать в Германию, но Олег снова вернулся в Россию, чтобы быть вместе с любимым парнем. За полгода совместной жизни в Новосибирске их решение быть вместе стало еще сильнее. Олег больше не мог задерживаться в России: он уже потерял все пособия и льготы, положенные ему как новому иммигранту, а теперь рисковал лишиться и вида на жительство. Ребята приняли решение вместе переехать в Германию: у Олега уже было предложение о работе, а Андрей неплохо говорил по-немецки и даже переводил немецкую поэзию на русский язык.
Андрей рассказывает: "Когда это решение было принято, в Германии еще не было закона об однополых браках, он был принят лишь в феврале (2001 года) и вступил в силу в августе. Но в пределах Гамбурга, куда Олега пригласили работать в один из научных институтов, уже год как признавались однополые партнерства, и для нас существовала возможность совершенно законно (хотя бюрократически очень запутанно) жить вместе". Впрочем, в запасе у ребят были и другие варианты: получение студенческой визы, "гринкарта" - вплоть до самых сумасшедших: Андрей всерьез рассматривал возможность эмигрировать в Грецию и уже оттуда приехать в Германию.
"Так или иначе мы напряженно следили за принятием и вступлением в силу закона о партнерствах, - продолжает Андрей. - А его еще в июле оспаривали в Конституционном суде, да и сегодня он вступил в силу de facto не во всех землях. Он пришелся нам очень кстати. Этот год был для нас очень трудным. Мы имели возможность лишь по разу ненадолго выбраться друг к другу - я к Олегу в Гамбург, он - ко мне в Новосибирск".
"Германия очень разная, - добавляет Олег. - Но за последние годы она, насколько я могу судить, стала одной из самых либеральных стран Европы. Здесь не так сложно найти понимание - и у чиновников, и просто у соседей по дому. Немецкое законодательство в конце концов уравняло в правах традиционные и однополые браки".
Парни самостоятельно узнали обо всех условиях регистрации по новому закону. Лишь однажды их проконсультировала "Ассоциация двунациональных семей и партнерств" (Verband binationaler Familien und Partnerschaften), предоставляющая юридическую помощь именно в таких случаях. Андрей рассказал, что пришлось столкнуться с парой очень забавных моментов: "Например, в Германии при заключении брака каждому из партнеров требуется заверенное нотариусом заявление родителей о семейном положении сына или дочери. То есть в принципе родители могут попортить детям много крови, если они против планируемого брака. А если это брак между двумя геями?.."
Впрочем, ребятам повезло. Родители понимали и поддерживали их - и это самое главное. Конечно, они не были в восторге от такого оборота событий, но и сюрпризом это решение для них не было - еще в России Андрей и Олег не скрывались от окружающих, и у их родителей была возможность убедиться, что их отношения - "надолго и всерьез".
Я спросил ребят, что для них лично означает официальная регистрация их союза? Андрей ответил: "Мне кажется, что регистрация не изменит чего-то принципиального в наших отношениях. Мы чувствуем себя очень крепко привязанными друг к другу и без этого. Другое дело, что регистрация позволит нам жить настоящей семьей - по крайней мере, на территории шенгенского пространства (точнее, Европейского Союза - примечание Н.И.). На партнеров распространяются все обычные в Германии льготы для семей - коммунальные, при лечении, при (не дай Бог) наследовании. Мы могли бы, если захотели, взять общую фамилию. Вот пришлось бы потом упражняться в красноречии перед чиновниками российского паспортного стола! Может, когда-нибудь всё изменится, но пока мне сложно представить, что в России это будет в скором времени возможно".
Свадьба у ребят пройдет очень просто: они запланировали вечеринку в русском стиле ("водка и пельмени") для самых близких друзей. Из России приедет одна свидетельница, их лучшая подруга Катя Гольдина - поэтесса и лидер музыкальной группы "Все эти самые". А второй свидетельницей будет их немецкая подруга Сандра Плант. Андрей поясняет: "Получилось, что круг друзей вокруг нас складывается интернациональный, и состав гостей таким образом будет русско-немецко-американо-испанский".
Я спросил ребят об их планах на будущее. "Пока сложно строить планы даже на пару лет вперед, - говорят они. - Олег будет заниматься своей диссертацией. Для Андрея вне сомнений тоже дело найдется". Андрей хотел бы "для души" переводить художественные тексты - прозу, поэзию. "Только кто бы взялся оплачивать хобби? - жалуется он. - Например, здесь существует колоссальный пласт гей-прозы всевозможных жанров. В основном, если честно, уровень этой литературы невысок, но я набрасываюсь на эти книги и проглатываю всё без разбора - просто потому что в России этого не было. А читатели наверняка бы нашлись..."
Я желаю ребятам счастья, взаимопонимания и чувства крепкого плеча любящего друга рядом с тобой. Они строят свою жизнь такой, какой хотят ее видеть, они смело идут вперед, не обращая внимания на косые взгляды окружающих, они не боятся открытости и перемен - я вижу в этом залог прочности их союза и успешной самореализации их обоих. Удачи вам, Андрей и Олег!