Мне до лампады мнения доморощенных экспертов о его внешности, потому что я знаю одно: только человек с полностью атрофированными органами слуха и зрения не в состоянии разглядеть эксклюзивный вокальный талант, открытость, креативность, ум и чувство юмора, и все это - у певца, сравнительно недавно возникшего на вершине поп-олимпа. Хотя в случае с Адамом Ламбертом определение неверно, потому что он там не возник - он туда ворвался. То, что он станет суперстаром, я поняла сразу же, вперые увидев его на конкурсе "Американский идол". И полностью согласна с мнением одного из журналистов, который сообщил, что среди остальных соперников он смотрелся как олимпийский чемпион по плаванию Майкл Фелпс в детском лягушатнике. Эта песочница изначально была ему мала (кстати - кто-нибудь помнит имя парня, который тогда победил?)
От него в восторге Брайан Мэй и Роб Халфорд; ради того, чтобы встретиться с ним, стать ментором в "Американском идоле" согласился Слэш; Эллен Де Дженерис не устает рассыпаться в комплиментах его голосу; признания в любви на Твиттер отправляет ему Стивен Фрай. Ламберт номинирован на Грэмми, американские геи назвали его одним из мужчин года, в Англии Ламберт опередил Леди Гагу в категории "Артист года", заняв по результатам онлайн-голосования первое место. Его называли лучшим музыкантом читатели Rolling Snone, самым сексуальным исполнителем читатели Billboard, журнал People включил его в список самых красивых людей мира, и вообще - я уже запамятовала, сколько раз Адам попадал на вершину чартов по версии различных изданий и сайтов. Его дебютный альбом больше года держится в самом почетном хит-параде планеты - биллбордовском Топ-200. Первая мысль, которая приходит в голову: на ровном месте такого не случается - значит, есть причины. А его фирменный глэм-роковый карандаш для глаз, нервирующий некоторых истеричных граждан, пугает только их, но не широкую аудиторию. И еще одно: о том, что Адам - гей, - фанаты знали с самого начала, потому что он принципиально ничего не скрывал, не пудрил людям мозги мнимой гетеросексуальностью и не лицедействовал как многие из тех, кто на сцене ловит конъюнктурную волну, а за сценой - "я не такая - я жду трамвая". На концертах он исполняет знаменитый блюз Сэма Кука "Change is Gonna Come" ("Перемены наступят"), предваряя его словами: "Самое главное в этой песне - то, что изначально она являлась гимном движения за гражданские права. И если вы вдруг не заметили, дамы и господа, сегодня именно гей-лесбийское сообщество ведет такую борьбу. Вот почему эта песня так много для меня значит. И на уровне моего сообщества - и на личном уровне". Когда Ламберт пел ее в финале "Американского идола", одна из судей, Пола Абдул, после его выступления произнесла: "Чем бы не завершился для тебя этот конкурс, одно я знаю точно, чувствую всеми фибрами: ты станешь иконой. Да, ты станешь".
Побывав на концерте Ламберта в Германии - а это событие уже внесено мною в число самых ярких моментов уходящего года, - я воочию убедилась: все, что о нем говорят и пишут, истинная правда. Адам магнетичен. Харизма у парня такая, что хватило бы на десятерых, энергетика - колоссальная и чрезвычайно позитивная, сам он - артист от Бога, а публика всех видов в его присутствии теряет над собой контроль. Стоявший рядом со мной бритый дядя размером с двустворчатый шкаф орал, подпевал и скакал во время его выступления так же, как и обвешанные ёлочным дождиком девочки, норовящие хлопнуться в обморок от переизбытка чувств к кумиру. О его голосе я лучше промолчу - не потому, что нечего сказать, а потому, что вряд ли подберу эпитеты. Четыре октавы диапазона плюс безупречное владение техникой, умение одинаково сильно исполнять как песни Metallica, так и баллады, по стилю приближенные к оперным ариям. Недаром за разбор его вокальных полетов взялись специалисты в области оперного пения и сочинили на эту тему несколько обстоятельных статей. Хотя сам Адам говорит, что терпеть не может "тот тип исполнителей, которые кичатся своими нотами", потому что главное - не то, насколько нота высока, а то, насколько чисто и эмоционально она пропета. У него вообще нет ни малейшего намека на корону.
На сцене он ломает все гетеросексуальные установки, не оставляя от них камня на камне, отвешивает комплименты парням из публики и целуется со своим басистом Томми Ратлиффом, причем, не единожды. Хотите знать о реакции зрителей на "безобразия" и "пропаганду гомосексуализма"? Они приветствуют эти поцелуи овациями и ревом тысячи глоток. Томми - натурал, а вот на клавишных в группе Адама с марта играет Камила Грэй - открытая лесбиянка, известная своим музыкальным дуэтом Uh Huh Her с Лейшей Хейли. Словом, Ламберт - это не человек, а сплошные именины сердца, и я ценю выбор американских геев, завидуя им, потому что в их стране появился исполнитель, который не только чертовски талантлив и популярен на весь белый свет, но еще и смел. И плевать он хотел на все гомофобные наезды с высоты своего почти двухметрового роста.
Вашему вниманию - интервью Адама французскому сайту о популярной музыке и телевидении OZAP.
Адам Ламберт: Да, я размышлял об этом некоторое время, но мне хотелось сделать что-то свое, отличное от других. У меня в коллекции есть куча альбомов, все песни на которых одинаковы, и это меня сильно напрягало. Мы живем в эпоху плей-листов, когда люди создают собственные музыкальные миксы. Кроме того, важным для меня было оправдать ожидания моих поклонников: я вышел из "Американского идола", поэтому у меня очень разнообразная фэн-база. Среди них и девочки-подростки, и их матери, и молодые парни, и их отцы. Так что мне хотелось сделать альбом, на котором каждый найдет что-то для себя, потому что я понятия не имел, как он будет принят.
- А как происходил процесс отбора песен? Как тебе удалось заполучить в сотрудники Леди Гагу, Пинк, Макса Мартина и многих других?
Ламберт: Гага, Пинк, Доктор Люк и Сэм Спэрро - это те люди, с которыми я очень хотел работать и попросил руководство своего звукозаписывающего лейбла поговорить с ними о такой возможности. Что касается остальных, то сотрудничество с ними предложил мне мой лейбл. Мне говорили: "Смотри, у нас есть несколько демо-записей - не хочешь ли их послушать?" Так что я переслушал огромное количество демо и каждый раз спрашивал себя, могу ли я представить себе собственное исполнение этих песен, или нет? И если ответ был позитивным - мы начинали работать с материалом и модифицировать его. Я часто менял аранжировки. На самом деле, мы много работали над всеми аспектами.
- Для первого альбома это была роскошь...
Ламберт: Да! Кроме того, за бортом остались многие песни, которые мы не использовали. Я работал с RedOne, продюсером Леди Гаги. Мы сделали с ним две песни, но они оказались недостаточно хороши, поэтому в альбом не вошли. Так что все очень просто.
- И каким ты планируешь сделать свой следующий альбом?
Ламберт: У меня уже есть идеи. Думаю, он будет пронизан тем же духом, что и песня "Whataya Want From Me". Определенно, это будет поп-рок.
- То есть, огромный успех этой песни подтолкнул тебя к мысли, что нужно быть менее эклектичным?
Ламберт: Да. Все, что было сделано для первой пластинки, сработало, и мне нравится то, что я записал. Но на самом деле тогда я был новичком, никогда прежде не записывавшим альбомы. Кроме того, у нас было не так уж много времени, чтобы понять, чего от меня больше всего ждут. Для меня это был серьезный вызов. Но когда альбом был выпущен, я смог судить о том, какие именно песни больше всего пришлись по душе публике. "Whataya Want From Me" - самый большой хит с моего диска, песня, которая людям по-настоящему понравилась. Они оценили, как звучит в ней мой голос, так что мне нужно поглубже в этом направлении копнуть. На следующем альбоме будет много гитарного саунда - это даже не обсуждается.
- Твой эклектичный подход идет вразрез с тем, что обычно советуют судьи конкурсантам таких шоу как "Американский идол". Их пытаются засунуть в определенные рамки, заставить позиционировать себя как исполнителей конкретного жанра, вроде "я пою только R&B", или "я пою только кантри". Тебя такой подход не удручает?
Ламберт: У меня не было такого впечатления. Возможно, мне просто повезло: судьи поняли, что я пытаюсь донести. Зачастую я действительно раздвигал границы, и это далеко не всем нравилось, но... Эй! Нельзя ведь понравиться всем! Главное, что я естественно чувствовал себя на сцене, потому что каждый раз серьезно работал над выбором песни, аранжировкой, внешним видом. Так что я был в себе уверен.
- А нет ли у тебя чувства, что ты - конкурсант, который изменил само это шоу?
Ламберт: Мне не кажется, что я что-то изменил...
- Это что - ложная скромность?
Ламберт: Нет, правда! Конечно, вокруг меня поднялся большой шум, было очень много позитивных отзывов, но само шоу я не менял.
- Но ты изменил концепцию того, что судьи и зрители теперь ожидают от конкурсантов телевизионных талант-шоу. Кроме того, ты - один из крайне немногих выпускников "Идола", кто добился успеха в международном масштабе. Что для этого требуется?
Ламберт: Да просто я - инопланетянин (смеется). Мне кажется, что дело все в том, как я преподносил свой имидж, и еще в том, что мои музыкальные влияния - не столько американские, сколько интернациональные. На меня оказал серьезное влияние классический британский рок, европейский электро-поп, некоторые моменты, связанные с андрогинностью, глэм-рок... Все это - не американские явления. К примеру, азиаты обожают мой внешний вид. Мой лейбл видел потенциал для международного музыкального рынка - и не ошибся. И я ужасно обрадовался возможности отправиться в турне по Европе, где в публике заметил людей гораздо более молодых, чем в Штатах.
- В прошлом году газеты часто обсуждали твою ориентацию.
Ламберт: И они по сей день ее обсуждают! (смеется) Ничего не изменилось. Пресса по-прежнему пишет обо мне: гей, гей, гей, гей... Неужели не существует ничего другого, что обо мне можно написать? По-моему, они зарапортовались.
- Возможно, ситуация изменится после выхода твоего второго альбома.
Ламберт: Да, надеюсь. Первый альбом предоставил мне возможность общаться с прессой и людьми, показать им, на что я способен. Так что если у меня получится оставаться в шоу-индустрии, у них, наконец-то, отпадет необходимость постоянно обсуждать мою сексуальность, потому что о ней уже все сказано. Сколько можно?
- Но ведь дело в том, что ты - очень особенный. Сегодня на международной сцене нет других таких артистов. Молодой талантливый исполнитель, который вошел в шоу-бизнес как открытый гей и при этом пользуется популярностью у всех слоев публики...
Ламберт: Пожалуй что так, но именно это - самое сложное. У меня нет модели для подражания, так что это для меня - серьезный вызов, что меня, конечно же, очень радует. Но, с другой стороны, этот путь не протоптан, и я понимаю, что в определенной степени это предстоит сделать мне самому. Не скажу, что это просто, не скажу, что безопасно, но меня такая перспектива очень увлекает.
- А тебе не кажется, что за пределами США вопрос твоей ориентации людей не столь сильно занимает?
Ламберт: Она по-прежнему остается одной из главных тем бесед с прессой везде, где бы я не появился. Но все нормально - меня это не беспокоит. Когда я нахожусь за пределами США, люди часто спрашивают, почему вокруг моей ориентации в Америке подняли такой шум? Вопрос естественен, ведь в нашей стране очень немного открытых геев среди артистов. Я не возражаю против таких разговоров, но хочу только одного: чтобы моя ориентация не выходила на передний план по сравнению с моей музыкой. А это порой происходит по милости прессы, которая вообще склонна делать из мухи слона.
- Но ты ведь не оказываешь этому сопротивления, напротив...
Ламберт: Верно, я поддерживаю такие беседы. Я демонстрирую это и на сцене, и в клипах. Как верно и то, что многие из моих критиков заявляют: "Мне плевать, что ты - гей, но видеть проявлений этого я не хочу". Как же это по-американски! Лично я не понимаю, почему из этого делают такую проблему, раз они все равно уже знают о том, что я - гей. Если у кого-то с этим действительно проблемы, то они - результат чистой воды невежества. Однако хорошие новости состоят в том, что следующее поколение в этом отношении будет гораздо более открытым, так что мы движемся в правильном направлении. Я не хочу, чтобы моя сексуальность затмевала мою музыку, и все же я продолжаю говорить на эту тему, потому что считаю, что задавать верное направление нужно сейчас. Я буду продолжать делать то, что я делаю, вне зависимости от того, кто и что об этом подумает.
- В прошлом году твое участие в нескольких телешоу было отменено после скандала на церемонии American Music Awards, когда во время выступления ты поцеловал своего музыканта. Ты считаешь, что гласность подобного рода хороша? И если бы у тебя была возможность вернуться, изменил бы ты что-нибудь в том выступлении?
Ламберт: Нет, я бы ничего не менял. Это произошло, и это был... своего рода опыт. Кроме того, то, что случилось, подтвердило факт существования двойных стандартов по отношению к артистам-геям, что стало особенно очевидно и почти смехотворно. Потому что даже мои критики в конечном итоге сошлись во мнении, что я был прав. Они-то думали, что я так поступил исключительно из желания вызвать шок, хотя мною руководило другое. У меня возникло спонтанное устремление, и все, что я сделал, - это поцеловал своего музыканта. Я - сексуальный человек, но люди-то об этом не знали, потому что я вышел из "Американского идола", семейного телешоу, где подобное не принято. А на самом деле я - не из разряда тех артистов, которые удовлетворяют всех. Потому что главный аспект творчества, с моей точки зрения, заключается в том, чтобы оставаться верным себе. И люди понимают, в чем разница между артистом, который во всем честен, и между искусственно созданным персонажем. Иногда такие персонажи действительно отлично срабатывают. Леди Гага - великолепный образец тщательно продуманного имиджа, который ей потрясающе подходит. Что же касается меня, то я - Адам, и на сцене, и в жизни. Для кого-то - хороший, для кого-то - плохой. То, что я тогда сделал, не было продуманным трюком. И вообще - мне нравится целовать парней на сцене (смеется).
- Кстати, о маркетинге. В последнее время появилось большое количество поп-песен, посвященных одной и той же теме: о людях, отличающихся от большинства, о терпимости и так далее. Я имею ввиду Кешу с ее "We R Who We R", Кэти Перри с "Firework", или Пинк с "Raise Your Glass". По сути, эти песни - о том же, о чем ты говоришь на своих концертах с поклонниками, но иногда это начинает смахивать на популярную тенденцию, что выглядит весьма цинично.
Ламберт: Я понимаю, что вы имеете ввиду. Да, это действительно тенденция. Но я знаком со всеми тремя певицами, кроме того, я тоже певец и осознаю, что поп сам по себе - вещь коммерческая. Так что если у вас появляется возможность поддержать от своего имени хорошую идею, которая, может быть, сделает лучше чью-то жизнь, мне не кажется, что от такой возможности стоит отказываться. Даже если речь идет о простой поп-песне. Я расцениваю это как весьма благородный шаг - вне зависимости от того, кто его предпринимает.
- У тебя на Твиттере более восьмисот тысяч фолловеров. Как ты это используешь, и помогает ли тебе Твиттер как артисту?
Ламберт: Больше всего в Твиттере мне нравится то, что здесь я могу говорить обо всем, о чем хочу. Если начинаются какие-то сплетни - я сам могу прояснить ситуацию. Если мне нужны советы относительно города, которого я не знаю, я, опять же, могу воспользоваться Твиттером. Иногда я пользуюсь им в личных целях, или для того, чтобы пообщаться с другими артистами. Могу поделиться какими-то фотографиями. Мне нравится этим заниматься, потому что поклонники понимают, что это действительно я - не мой агент, не лейбл звукозаписи или еще кто-нибудь.
- Перед этим интервью я использовал свой Твиттер, чтобы спросить у людей, хотели бы они задать тебе какой-то вопрос. И, клянусь, я никогда в жизни не получал такого количества откликов! Вопросы порой были довольно странными, и некоторые из них я отобрал.
Ламберт: Ладно, начинайте.
- Если бы у тебя была возможность - кого из ныне покойных артистов ты вернул бы к жизни?
Ламберт: Майкл Джексон... Фредди Меркьюри.
- Что ты думаешь о посмертном альбоме Джексона и том факте, что мы до сих пор так и не знаем, действительно ли он сам на нем поет?
Ламберт: Я ничего об этом не слышал и должен признать, что не очень в это дело вникал. Вы говорите о сплетнях, что якобы голос, который записан на альбоме, ему не принадлежит? Но почему? Сейчас в студии с голосами такое делают... Есть много певцов, которые не способы вживую взять те ноты, которые мы слышим на их пластинках.
- А вот самый странный вопрос, который я для тебя получил (и, несомненно, самый странный из всех, которые мне когда-либо приходилось задавать). Если бы ты мог выбирать между радужным единорогом и кошкой в качестве домашнего животного - кого бы ты выбрал?
Ламберт: Ни то, ни другое. Я выбрал бы собаку!
- Ты не любишь кошек?
Ламберт: Терпеть не могу. А единорог, по-моему, требует слишком большого внимания. Ему нужно много места, и он будет везде гадить (смеется). Кроме того, ему, наверное, нужно сено, чтобы кормить, а я понятия не имею, какое сено едят единороги. Так что нет - я, пожалуй, ограничусь собакой.
- Твоя любимая песня года?
Ламберт: "Be Good to Me" в исполнении Сиа (подробнее об этой австралийской певице, ее стремлении вступить в брак с любимой женщиной и ее альбоме "We Are Born" мы писали здесь и здесь. - прим. Gay.Ru).
- Какую песню, выпущенную в этом году, ты сам с удовольствием бы спел?
Ламберт: Вот ее бы и спел. Невероятная песня. Сиа - это та девушка, которая написала "You Lost Me" для альбома Кристины Агилеры "Bionic". Я считаю ее замечательной - и вокал, и продюсирование.
- На концертах ты исполняешь акустическую версию песни "Soaked", которую для тебя сочинил Мэттью Беллами из группы Muse. Мне кажется, они в чем-то перекликаются.
Ламберт: Да, на концертах мы создали для исполнения этой песни более симфоническую атмосферу, убрали ударные и электрогитару.
- А если я тебе скажу, что на сцене ты похож одновременно на Пинк и Кристину Агилеру?
Ламберт: Прекрасный комплимент! Я очень уважаю их обеих и считаю, что просто так в течение десятилетия популярностью никто не пользуется. Так что спасибо, я действительно оценил.
Ламберт исполняет свою версию песни "One" группы U2 на конкурсе "Американский идол"
"Whataya Want From Me" в вечернем телешоу Джея Лено