Брюс Уэбер (Bruce Weber) относится к тем фотографам, чьи снимки с вероятностью 100% найдутся в анналах вашей памяти, если там как следует порыться. Ведь это один из мэтров журнальной фотографии.
Такого ранга достигнуть непросто. Прежде, чем начать снимать самостоятельно, молоденький Уэбер работал моделью, в частности у Его Величества Ричарда Аведона, чье влияние, согласитесь, побороть трудно, так что - похож, во многом похож! Школа чувствуется, и это - замечательно!
Но у него был не один учитель. Когда Уэбер решил "уйти из кадра" и всерьез занять место по другую сторону объектива, он, по совету Дианы Арбус, отправился на курсы репортажной съемки Лизетт Модел. Все это вместе вылилось в удивительный феномен уэберовского стиля, кажется, не удававшийся более никому.
Брюс Уэбер - основной творец мифа о dolce vita. В его мире живут одни шикарные красавцы и красотки (красавцев больше), все как на подбор модели с обложек, но при этом они действительно живут! Несмотря на макияж, одежду и прочую дребедень, они кажутся настоящими, а не куклами и манекенами, как у большинства других фотографов. Мы начинаем верить в реальное существование этого рая. Его снимки можно назвать "репортажной съемкой" из жизни моделей и звезд. Он добивается эффекта естественности поз и эмоций, несмотря на то, что все это, конечно - постановка.
Недаром увесистый альбомище, выпущенный им к собственному 60-летию, называется "Blood Sweat And Tears: Or How I Stopped Worrying And Learned to Love Fashion" ("Кровь, пот и слезы, или Как я перестал беспокоиться и полюбил моду"). Уэбер, и правда, снимет "с легкой руки", как будто этот процесс нисколько "не парит" ни его, ни моделей. Он, как этнограф, который смог добиться доверия чужого племени и обжиться в нем настолько, что туземцы перестали его бояться и обращать внимание. И черт знает, какими чарами ему удалось создать видимость реального существования этой эльфийской страны принцев и чаровниц.
Было бы странно, если бы Уэбер со своей любовью к жизни остановился лишь только на статичном жанре фотографии. Он и не остановился: снял несколько клипов для сладкой британской поп-группы Pet Shop Boys и один - для Криса Искаака (Chris Isaak) на песню Blue Spanish Sky. Гламурные, как ожившие развороты глянца.
Но при всей своей любви к гламуру, Брюсу Уэберу не изменят его вкус. Он очень редко снимает в цвете, а если и снимает, то в приглушенных тонах. Несмотря на игривые сюжеты, вы в них не найдете никакой пошлости. Женщины не вульгарны, а по-настоящему сексуальны, юноши - прекрасны, как боги, и даже самые миленькие никогда не будут выглядеть противными сюси-пусями. Все его герои - эти эльфы из сказочной страны, вполне себе на уме. Они отлично сознают свою красоту и, как бы походя, пытаются нас соблазнить, но лишь дразнят: никогда мы вам, смертным, не достанемся.
Помимо различных рекламных и музыкальных видео Брюс Уэбер снял серию качественных документальных фильмов, самыми известными из которых являются Let's get lost ("Давай затеряемся", 1988) про известного джазового саксофониста Чета Бэйкера (Chet Baker) и Broken Noses ("Сломанные носы", 1987) про боксеров.
Уэбер женат на Нане Буш (Nan Bush) - своем верном друге и соавторе (она продюсер некоторых его фильмов). И несмотря на этот факт, его страстью все равно остаются мужчины и их тела (собственно, жена против симпатичных юношей тоже вряд ли что-то имеет). Уэбер известен в основном именно как фотограф мужской моды. Настоящую революцию в 1983 году произвели его снимки для рекламной компании нижнего белья Calvin Klein, именно благодаря им он и приобрел свою популярность. До Уэбера публичная реклама мужских плавок еще никогда не была одновременно настолько откровенной, но и в тоже время благородной, соответственно статусу бренда. Именно он сделал один из первых смелых шагов к легитимизации мужского тела в рекламном бизнесе, наглядно показав, что не только женская нагота может быть эстетически приятной взгляду потребителя. Главное - умело снять.
Брюс Уэбер и по части техники и по части содержания - настоящий Мастер, которого ценят и любят, поэтому легко отгадать фирмы и издания, с которыми он сотрудничает. Вот только часть канонического списка: календарь Pirelli, Abercrombie & Fitch, Revlon, Gianni Versace, Ralph Lauren и журналы Vogue, GQ, Vanity Fair, Elle, Life, Interview, Rolling Stone. Вся тяжелая артиллерия. Впрочем, и сам Уэбер уже давно превратился в такой же вечный бренд. И, к сожалению, никак не верится в то, что современная модная индустрия способна породить новых героев, хоть немного подобных таким титанам прошлого века.