12-13 мая в Москве проходила международная научная конференция "Эрос и Логос: феномен сексуальности в современной культуре". Одна из самых значительных работ, представ ленных на конференции, называлась "Феномен транссексуальности в тайском кинематографе". Докладчик и автор работы, директор Института культурологии профессор, доктор наук, заслуженный деятель искусств РФ Кирилл Эмильевич Разлогов, недавно побывал с десятидневным визитом в Таиланде. Он попытался исследовать причины коммерческого успеха трех фильмов, принадлежащих к различным школам тайского эротического кинематографа, и убедительно доказал, что наиболее перспективное течение в этом виде искусства связано с таким проявлением человеческой природы, как транссексуальность.
Первый фильм, "Сайеу" (так, кстати, называется самый популярный в Таиланде эротический журнал), являет собой яркий образец традиционного тайского секс-кинематографа. Все прелести интимных отношений жителей страны показаны на фоне изумительной природы края, действа происходят под красивую этническую музыку.
"Спасти рядового Тутси" - это попытка тайских режиссеров обратиться к голливудским стандартам, обогатив их утонченной восточной эротикой. Фильм, как несложно догадаться по названию, апеллирует к патриотической ленте Стивена Спилберга. Сюжетные линии во многом пересекаются: война, выход из окружения. Главный герой, сын крупного военачальника, - гей. Отец этого не одобряет и всячески третирует сына. Тутси со своими друзьями, а также сослуживцами гетеросексуалами оказывается в тылу врага и прорывается к своим. В ходе боев становится ясно, что тайские геи - люди, обладающие высокими нравственными и культурными ценностями, чего так порой не хватает солдату. Простые бойцы начинают понимать, что в трудную минуту на геев всегда можно положиться. В финале фильма осознавший ошибки отец восстанавливает свои отношения с сыном. "Спасти рядового Тутси" в Таиланде стал одним из самых кассовых фильмов последнего времени, но, к сожалению, так и не получил должного признания на мировом кинорынке. А вот третий фильм, "Железные леди" ("The Iron Ladies"), имеет, по-видимому, большое будущее его по достоинству оценили уже на нескольких международных фестивалях.
Кинолента, сюжет которой основан на реальных событиях, посвящена нелегкой судьбе двух друзей-трансвеститов, хотевших играть в волейбол в серьезной команде. Однако игроки-ретрограды отвергали спортсменов-трансов, и те чуть не ушли из большого спорта. Но тут в команде появился новый тренер - женщина прогрессивных взглядов (вовсе не лесбиянка). Ей понравились перспективные ребята, и она уговорила их остаться. И тогда ушли остальные.
Тренер решила бороться до конца. Она пригласила к себе еще трансвеститов, а один спортсмен-"натурал" вернулся сам, поняв, что не прав, и команда, названная "Железные леди", стремительно понеслась к вершинам волейбольного Олимпа. Фильм, возвеличивающий нестандартную чувственность, снят в постмодернистском стиле, изобилует гиперссылками и мифологическими ассоциациями из области традиционной тайской культуры. К тому же в нем много юмора. Очень забавен, например, эпизод, когда тренер заставила спортсменов снять перед игрой макияж и другие атрибуты женственности. Те послушались, но, лишившись душевного спокойствия, столь необходимого спортсменам, стали плохо играть. Однако стоило только тренеру осознать и исправить ошибку, как "Железные леди" стала одерживать одну победу за другой. Как отметил в своем докладе профессор Кирилл Эмильевич Разлогов, в ходе просмотра фильма у зрителя возникает чувство полного отождествления с главными героями. В чем секрет подобного эффекта?
В правде. Сила "Железных леди" в том, что режиссер обратился к такому исконно тайскому явлению, как трансвестизм. Обращение к истокам - вот чем объясняется феномен тайского эротического кинематографа.
И здесь, конечно, уместно упомянуть о значимости представленного Разлоговым доклада для будущего нашей страны. Дело в том, что научная конференция "Эрос и Логос" проходила в рамках работы над проектом федерального закона "О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера". Как сообщается в материалах конференции, "в процессе работы над законом понадобилось разграничить понятия секса, эротики и порнографии и дать им по возможности четкое толкование", к тому же нужно помочь нам всем "сориентироваться с точки зрения историко-культурных традиций". Анализ тайского эротического кинематографа, безусловно, один из способов наконец сделать это.