Ни для кого не секрет, что как только появляется фильм, посвященный гей-тематике, он сразу же атакуется со всех сторон: церковью, официальной властью, обычными ханжами. У израильской картины "Йосси и Джаггер" (Yossi and Jagger) к стандартному списку противников добавилась еще и армия.
Сюжет этой короткой шестидесятиминутной ленты в пересказе может показаться слишком банальным. Командир взвода армии Израиля неразговорчивый мечтатель Йосси и живой, общительный командующий отделением Джаггер в тайне от сослуживцев и подчиненных любят друг друга. Один увлекается восточной философией, другой любит готовить суши из солдатских пайков. Приближается срок демобилизации Джаггера, и он уверен, что Йосси должен оставить армию вместе с ним. Но тут на базе появляется девушка-офицер Яэль, которая влюбляется в Джаггера. А ею, в свою очередь, интересуется военнослужащий Офир. Эта любовная путаница, сильно напоминающая "мыло", может создать впечатление, что фильм - не более чем рядовая "развесистая клюква"...
Однако сценарист Авнер Бернхаймер (Avner Bernheimer) и режиссер Эйан Фокс (Eyan Fox) смогли сделать невозможное - они будто сняли два совершенно разных фильма. Один - та самая "клюква", а второй - история, в которой совсем не важна ориентация героев. Просто история о сильных и способных молодых людях, которые, как великаны в каморке, заперты в дурацких, непонятно кем навязанных, но всеми принимаемых законах. Они служат на Ливанской границе в бессмысленной армии, которая существует только для того, чтобы загнать человека в рамки, сделать его как все. Герои фильма борются против этих рамок, пытаются вырваться из них, доказать свою самостоятельность, силу, свободу.
Это явно не израильский вариант "Полицейской академии", это самая настоящая драма, драма взросления. Герои живут так, как их создала природа, они любят тех, кто им нравится, а не тех, кто нормален (или кажется нормальным). И если взглянуть на фильм под этим углом, то он перестает казаться "мыльной оперой" и становится серьезной работой.
Стоит заметить, что фильм основан на реальных событиях, а это о многом говорит. Это значит, что лента - не просто призыв к свободе, наивный романтизм или взгляд автора - это сама жизнь.
Создатели фильма, конечно, не могли не столкнуться с трудностями. По их словам, сначала они пытались заручиться поддержкой израильской армии, убедить военачальников в том, что фильм никак не запятнает репутацию армии, а наоборот покажет, что военные - не роботы, а живые люди со всеми присущими им страстями. Однако офицеры приняли фильм в штыки и всячески осудили его - дескать, "Йосси и Джаггер" порочат честь мундира. Но создателям фильма не пришлось бороться в одиночку - "Йосси и Джаггер" продюссировал один из ведущих израильских кабельных телеканалов - ICP.
Израиль - страна, в которой религия играет чрезвычайно важную роль. А иудаизм, как известно, к гомосексуальности относится весьма враждебно. Поэтому неудивительно, что фильм был подвергнут жесточайшей критике со стороны крайне ортодоксальных политиков Израиля, обвинивших авторов картины в дискредитации израильской армии.
Вполне могло случиться, что прокатная судьба этой картины ограничилась одним израильским телеканалом. Но в 2003 году фильм был удостоен специальной премии Берлинского кинофестиваля, а потом и гран-при фестиваля гей-кино в Турине. И вот тут началась настоящая война за картину. Война между критиками и зрителями, защищавшими ленту и врагами - официальной властью, армией и религиозными деятелями, призывающими к запрету.
Тем не менее фильм получил премию фестиваля кино в Иерусалиме и в течение нескольких месяцев не сходил с экранов кинотеатров. Зрители выстраивались в очередь за билетами. Наконец, в 2004 году картина начала свое путешествие по зарубежным экранам - как сериал она была показана в Италии, Франции, Германии, США...
Односерийная версия дважды была включена в программу российских телеканалов. Так что страсти вокруг "Йосси и Джаггера" не утихают по сей день...