Тома умирает. Он смирился с этим и решил дожидаться смерти в Бретани, на берегу моря, где прошло его детство. Рядом с ним его брат Люк. Тома прощается с жизнью и вспоминает о том, как заболел, как пытался справиться с болезнью, но проиграл.
Один из крупнейших режиссёров Европы Патрис Шеро снял глубокий и сенсационный фильм о смерти, вовлекая в орбиту своих размышлений все самые острые проблемы существования современного человека. Перед лицом смерти иной смысл приобретают отношения человека с близкими, отношения мужчины и женщины, мужчины и мужчины и отношение к самой смерти: вправе ли человек распоряжаться ею? И что такое добровольный уход из жизни (эвтаназия) для современного западного сознания?
"Его брат" - это фильм о теле, о тишине и о словах в тишине. Кожа, ее складочки и бороздки, тонкие волоски и бусинки пота. Жизнь застывает, превращается в натюрморт прямо на глазах.
Режиссер: Патрис Шеро ("Интим", главный приз МКФ в Берлине, 2001 г.; "Королева Марго", "Те, кто меня любит, поедут на поезде"; председатель жюри МКФ в Канне, 2003 г.)
Оператор: Эрик Готье ("Ирма Веп", "Те, кто меня любит, поедут на поезде"; лауреат премии "Сезар", 1998 г.)
Саундтрек: Марианн Фэйтфулл, Анджело Бандаламети
В ролях:
Бруно Тодескини ("Королева Марго", "Аромат любви Фанфан"),
Эрик Каравака ("И это жизнь?", "Палата офицеров"; лауреат премии "Сезар", 1999 г.);
Паскаль Греггори ("Королева Марго", "Обретённое время", "Жизнь обетованная");
Производство: Франция, 2002 г.; Azor Films, Arte France, Love Streams
Фестивали:
Продолжительность: 95 минут
Звук: Dolby SRD
Патрис Шеро, режиссёр фильма
Родился 2 ноября 1944 г. Впервые поставил театральный спектакль в 1964 году. С 1966 по 1969 гг. возглавлял Сатрувильский Театр близ Парижа; с 1969 по 1973 год работал в "Пикколо Театро", и в 1969 поставил свою первую оперу. С 1973 по 1978 год возглавлял Национальный народный театр, а с 1982 по 1990 был директором "Театр дез Амандье" в Нантерре. Гастролировал и ставил спектакли по всей Европе.
С 1974 года начинает кинокарьеру в качестве сценариста, актера и режиссера. В 1994 г. Шеро выпустил свой самый дорогой и коммерчески успешный фильм "Королева Марго" (La Reine Margot), главные роли в котором исполнили Изабель Аджани и Даниэль Отей. Картина удостоилась 2 призов Каннского кинофестиваля, 5 премий "Сезар" и 7 номинаций на "Оскар".
В 2001 году на Берлинском кинофестивале Шеро получил приз "Золотой Медведь" за картину "Интим" (Intimacy), а в 2003 г. - "Серебряного Медведя" за картину "Его брат" (Sоn Frere). В 2003 г. Патрис Шеро стал председателем жюри Каннского международного кинофестиваля.
Избранная фильмография
1982 "Дантон" (Danton), режиссер Анджей Вайда, актерская работа
1983 "Раненый" (L'Homme Blesse), режиссёр и автор сценария, конкурсная программа МКФ в Канне-1983, приз "Сезар" за лучший сценарий
1992 "Последний из могикан" (The Last of the Mohicans), режиссер Майкл Мэнн, актерская работа
1994 "Королева Марго" (La Reine Margot), режиссёр и автор сценария, Приз жюри МКФ в Канне-1994
1998 "Те, кто меня любит, поедут на поезде" (Ceux qui M'Aiment Prendront le Train), режиссёр и автор сценария, приз "Сезар" за лучшую режиссуру
2000 "Интим" (Intimacy), режиссёр и автор сценария, номинация на приз "Сезар" за лучшую режиссуру, Премия Луи Деллюка (2001 г.), "Золотой медведь" МКФ в Берлине (2001 г.)
2002 "Его брат" (Son Frere), приз "Серебряный медведь" МКФ в Берлине-2003
От режиссера
Это фильм о телах, о деградации человеческого тела, о том, как изменяются лица. О том, как тела заполняют пространство. Фильм о молчании и о неудержимом потоке чувств.
Фильм снят с разных ракурсов, сверху и снизу. Крупными и дальними планами. Растущая борода, растянутые свитера, расстегнутая рубашка, обнажающая грудь, сбритые волосы на теле, волосы, вырастающие вновь, сползающая бретелька от лифчика, плечо, спина.
Немой фильм, в котором время от времени возникают длинные разговорные фрагменты. Речь, повторяющаяся снова и снова и внезапно прерывающаяся. Это фильм о тишине.
Чёрно-белый фильм с большим количеством цвета; цвет лица, его бледность, цвет кожи, самый прекрасный цвет, помогающий жить, дающий надежду.
Это мир, где нельзя ничего сделать для другого; где никто никому не может помочь; где доктор признается, что он ничего не знает и не может найти выход. Мать, которая живет в своем мире грез и много говорит, и далекий отец, который говорит слишком мало. Родственники, с которыми рассказчик уже давно не видится - теперь они вновь вовлекают его в свой круг. Все эти люди вновь появляются в жизни героя для того, чтобы принять участие в похоронной процессии. Больше нет любви, желание умерло; тела стали холодны и безмолвны, взгляды непроницаемы.
Это простой, короткий фильм о довольно обычных вещах. О не самой страшной болезни, которая оказывается смертельной; о болезни, с которой можно жить, при условии, что ты готов смириться с постоянной опасностью внезапной травмы. В этом всё и дело: необходимо пойти на риск. Именно об этом мой фильм. Но Тома не может на это пойти.
Но, в конце концов, мы испытываем сочувствие к выжившему, к младшему брату, который стал, так сказать, заложником этой ситуации и вынужден поддерживать старшего брата, делать ему массаж, обнимать его. И, в свою очередь, делает заложником своего брата.
Короткий, динамичный фильм. Он похож на эпизод. Или на натюрморт. Несколько фрагментов вселенского горя.
Из интервью Патриса Шеро газете "Газета":
- В чем именно была новизна 'Его брата' для вас?
- Покой, трезвость, неторопливость рассказанной истории. Еще было интересно сделать фильм за шесть месяцев: я начал писать сценарий меньше года назад, а к октябрю уже закончил монтаж. Один важный проект соскочил, и я стал думать, чем бы заняться. Тогда мой оператор мне предложил сделать за это время фильм. Я сказал, что это нереально, а он возразил. Я вдруг вспомнил о романе, который как-то читал, вспомнил его и принялся за сценарий... Сперва не очень получалось, потом дело пошло. Я выбрал двух актеров, на двое суток заперся с ними в одном бретонском отеле, все объяснил, и мы приступили к работе.
- Как вы выбирали актеров?
- Что актеры действительно подходят на свои роли, я понял только тогда, когда посмотрел завершенную работу. Вообще-то я писал сценарий для Бруно Тодескини. Я его двадцать лет знаю и решил наконец предложить ему главную роль. После этого я должен был найти брата. Говоря с Бруно и другими коллегами, я узнал о замечательном актере, который еще и внешне похож на Бруно, - Эрике Каравака. Я ему позвонил, познакомился, он мне сразу понравился, мы все втроем поужинали, и это меня в немалой степени впечатлило - сразу было ясно, кто будет старшим братом, а кто младшим. Кстати, я перевернул в фильме смысл романа, по которому он поставлен: в романе умирает младший брат, а старший о нем заботится. Очень банально. Да и незнакомо мне по жизни. Я в семье всегда был младшим братом и никогда не знал другого опыта, чем сосуществование со старшим. Он раньше меня сдавал все экзамены, раньше меня узнавал обо всем. Я не знал, каково быть старшим братом. Я не знаю, каково жить с сестрой. Я не знаю, каково быть седьмой по счету сестрой в семье, где восемь девочек. Но в области, которая мне хорошо знакома - семья с двумя мальчиками, - я разбираюсь хорошо.
- 'Интим' был гетеросексуальной историей, а все эротические сцены вашего нового фильма - гомосексуальные. С чем это связано?
- Прежде всего, так было в романе. Впрочем, у старшего брата есть подружка. Но он с ней на экране любовью не занимается, поскольку в больнице это было бы нелегко. Там можно максимум бретельку майки снять с женского плеча, не больше. Все-таки врачи рядом ходят, другие больные в палате лежат. Единственная квартира, в которую мы попадаем в фильме, это квартира Люка - младшего брата, а он гей. Кстати, одна из центральных тем в романе - упреки старшего брата младшему в его гомосексуальности. Интересно, что старший брат - всегда он был самым умным и сильным, и гетеросексуалом также, - заболев, обнаруживает свою слабую, женскую, пассивную сторону. Отношения двух братьев не лишены своеобразной сексуальности. Недаром братья часто спят вместе.
- В 'Его брате' много слов, но безмолвные сцены гораздо важнее. Насколько существенны для вас диалоги в подобной истории?
- Я люблю диалоги, но люблю и молчание. Я даже хотел бы (всегда режиссеры говорят 'хотел бы' - никогда не получается в точности, как планируешь) снять фильм, где очень бы много разговаривали, а потом надолго замолкали и не произносили бы ни слова. Я хотел бы сделать немой фильм с диалогами, как и черно-белый фильм в цвете. За 'Его братом' спрятана мечта о черно-белом немом фильме. Смотря современное американское кино, особо отчетливо понимаешь, что самым прекрасным в истории кинематографа были фильмы до изобретения звука. Это кошмарно, что исчезла немыслимая красота черно-белого. Все великие фотографы делают черно-белые снимки. Черно-белые фильмы Бергмана - самое прекрасное, что может быть на свете.
Антон Долин, "Патрис Шеро: "Недаром братья часто спят вместе"", "Газета", 18 июня 2003 г.
Бруно Тодескини, исполнитель роли Тома
Тодескини родился в Швейцарии. После обучения актерской игре в Женеве в середине 80-х гг. он поступил в престижное театральное училище "Нантер-Амандье". Его учителем стал Патрис Шеро.
В последние 15 лет Тодескини регулярно снимается во французском кино, на телевидении и играет в театре. Наиболее известные фильмы с его участием: "Шкура ангела" (Peau d'Ange, 2002) Венсана Переса, "Частное расследование" (Une Affaire Privee, 2002) Гийома Никлу, "Со всей моей любовью" (Avec Tout Mon Amour, 2001) Амалии Эскрива, "Распутник" (The Libertine, 1999) Габриэля Агийона, "Часовой" (La Sentinelle, 1992) Арно Деплешена, "Аромат любви Фанфан" (Fanfan, 1993) Александра Жардена
У сотрудничества Бруно Тодескини с Патрисом Шеро - долгая история: актер играл у режиссера в его "Театр дез Амандье" в Нантерре, где его партнерами по сцене были Венсан Перес, Валерия Бруни Тедески, Марианн Деникур и Анье Жауи, участвовал в постановках Патриса Шеро, представленных на фестивале в Авиньоне, снялся в ряде его картин - "Отель де Франс" (Hotel de France, 1987), "Королева Марго" (La Reine Margot, 1994), "Те, кто меня любит, поедут на поезде" (Ceux qui m'aiment prendront le train, 1998), "Его брат" (Son frere, 2003).
"Бруно было нелегко из-за специального диетического режима, - вспоминает Патрис Шеро о съёмках "Его брата". - К концу съемок он съедал в день лишь три яблока и в сценах на пляже, под солнцем, едва в обморок не падал".
Эрик Каравака, исполнитель роли Люка
В 1999 г. Каравака был удостоен премии "Сезар" Французской киноакадемии за лучший актерский дебют за роль в фильме Франсуа Дюпейрона "И это жизнь?". За роль в картине "Палата для офицеров" (La Chambre des Officiers) Дюпейрона Эрик был номинирован на премию "Сезар" 2002 г.
Фильмография Караваки также включает фильмы "Без памяти" (Novo) Жан-Пьера Лимозена, "Любовники с Нила" (Les Amants du Nil) Эрика Хьюмана, "От нечего делать" (Rien a Faire) Марион Верну и другие. В 1993 г. Эрик окончил Парижскую национальную консерваторию изобразительных искусств. Он также регулярно выступает на французской театральной сцене.
Марианн Фэйтфулл, автор песни
Открытие одной из самых ярких звёзд британского рока 60-х принадлежит продюсеру группы "Rolling Stones" Эндрю Лугу Олдэму. В 1964 г. Он организовал для Фэйтфулл первую запись, а уже в следующем году Марианн выпустила свой первый хит, трогательную и удивительно романтическую балладу "As Tears Go By", сочинённую главными стоунами Миком Джеггером и Китом Ричардзом. "Stones" оказали протеже Олдэма большую услугу, потому что их собственная версия этой песни вышла лишь в 1966-м.
Сингл Марианн Фэйтфулл быстро взобрался на вершины хит-парадов по обе стороны Атлантики, а сама певица стала объектом постоянного внимания журналистов. Особенно интересовала репортёров роман красавицы Марианн и секс-символа шестидесятых Мика Джеггера. Вместе со своим любовником она написала песню "Sister Morphine". Версия, записанная Фэйтфулл, стала её очередным крупным хитом и первой серьёзной авторской заявкой. А когда эта вещь появилась на классическом стоунзовском альбоме "Sticky Fingers", то стала одной из самых смелых творений этой группы образца 70-х годов.
В начале 1970-х Марианн рассталась с Джеггером, серьёзно увлеклась наркотиками, что сразу же сказалось на её творчестве. Её возвращение состоялось в 1979 г. с пластинкой "Broken English", на которой её голос приобрёл более низкие, драматические тона, а поэтическое и музыкальное мастерство достигло новых высот.
Карьера Фэйтфулл успешно продолжалась и в 1980-90-е, нередко в сотрудничестве с другими знаменитыми музыкантами. Среди них был культовый композитор Анджело Бадаламенти, друг Дэвида Линча и автор музыки к фильмам "Твин Пикс", "Малхолланд Драйв" и "Синий бархат". С Бадаламенти Марианн в 1995 г. записала альбом "A Secret Life", и трек "Sleep" с этого диска стал единственным музыкальным произведением, использованным Патрисом Шеро в картине "Его брат".
Шеро - давний поклонник творчества Марианн Фэйтфулл. В 2001 г. певица даже снялась во второстепенной роли в его фильме "Интим". Эта работа в кино была для Марианн далеко не первой. Ещё в 1969-м вместе с Николем Уильямсоном и Энтони Хопкинсом она сыграла Офелию в одной из лучших экранизаций "Гамлета", поставленной британцем Тони Ричардсоном.
Шеро всегда тщательно подходил к подбору музыки для своих картин. Знаменитый композитор Горан Брегович работал над саундтреком "Королевы Марго", а в "Интиме" звучат песни The Clash, Дэвида Боуи, Игги Попа и Ника Кейва. "Если музыка говорит мне что-то, то она получает эмоциональный смысл в структуре фильма, - объясняет режиссёр. - Кстати, я не люблю, когда музыка подчеркивает эмоции, а со специально написанной музыкой к фильму только так и происходит".
"С самого начала я не хотел использовать больше одной песни, - говорит Патрис Шеро о съёмках "Его брата". - Кроме прочего, у фильма был просто крохотный бюджет, а права на использование музыки стоят недешево... Итак, я решил вставить одну песню, но не знал куда. Это песня Марианн Фэйтфулл, написанная Анджело Бадаламенти".
"Когда я оказался в Нью-Йорке, позвонил Анджело и сказал, пытаясь сделать ему приятное, что хочу использовать в фильме единственную песню, и это будет его песня. Он сказал: 'О Боже, только не это! Музыки должно быть много, и разной!' Но в итоге я договорился с Марианн, потому что очень люблю тот диск, с которого позаимствована песня. Я очень сожалел, что не мог вставить ее в "Интим", но это было нереально - ведь Марианн играла там одну из ролей. А в 'Его брате' только на стадии монтажа я открыл, что могу вставить песню в сцену сна".
Мнения критиков
"Виртуозно-скупой стиль Шеро в "Его брате" достиг абсолютного совершенства во всем, вплоть до использования музыки. "Королева Марго" была полна диких хоров Горана Бреговича, "Интим" был построен на английском поп-роке, а здесь режиссеру хватает единственной песни Марианн Фэйтфул и Анджело Бадаламенти. Когда она внезапно вторгается в больничную тишину экрана, у зрителя буквально перехватывает дыхание. Не самое приятное ощущение, зато сильное... ... Самый эмоционально насыщенный и пугающий фильм Берлинале".
Антон Долин, "Газета", 14 февраля 2003 г.
"Патрис Шеро разыгрывает на фоне идиллического приморского пейзажа действо болезни и приближающейся смерти... Происходит угасание жизни и примирение с её концом, потом бунт и уход небытие. Человеческая плоть превращается в то, что называют мертвоё натурой. Патрис Шеро, как и в "Интиме", снова исследует жизнь тела и убеждает, что красота - это не гламурный стандарт. Принципиально лишённый музыки, фильм неожиданно прорывается скорбными звуками в двух финальных сценах, где за кадром звучит Бадаламенти и поет Марианна Фэйтфул".
Андрей Плахов, "Коммерсантъ", 27 июня 2003 г.
"Душераздирающе трезвый фильм о том, что такое смерть и почему она приходит неожиданно... Минимализм в самом чистом из возможных, почти бергмановском преломлении. Лучший фильм Патриса Шеро, автора "Королевы Марго" и "Интима".
Антон Долин, "Газета", 20 июня 2003 г.
""Его брат" Патриса Шеро (автор знаменитой "Интимности" отмечен призом за режиссуру) - скорее сверхчувственный опыт процесса ухода из этого мира - в иной. Для Шеро человеческое тело - не предмет любования, но, как для голландских живописцев, - тоннель: через анатомию к философии образа".
Лариса Малюкова, "Новая газета", 20 февраля 2003 г.
"...маленький камерный фильм француза Патриса Шеро "Его брат", где практически нет сюжета, а есть только психофизика умирания, выглядит шедевром режиссуры: ему и достался "Серебряный медведь" за режиссуру, что более чем оправдано".
Елена Плахова, "Московские новости", № 18, 2003 г.
"Драматическая "сказка странствий" готовящегося к смерти молодого человека, несмотря на театральную камерность, словно бьет с экрана электрическим током, выплескивает мощный эмоциональный отрицательный заряд, который волшебным образом преобразуется в спокойную энергию катарсиса. Но, думается, не режиссура в данном случае "виновница" энергии, гораздо в большей степени ее источник - сама тематика, блестяще и отточенно выписанные диалоги и игра известного французского актера Бруно Тодесини".
Екатерина Барабаш, "Независимая газета", 17 февраля 2003 г.
"Это очень тяжелый и грустный фильм. Многих посмотревших фильм потрясла работа режиссера с человеческим телом. Телесность и тема человеческой плоти - одна из главных линий в картине... Тело всегда находилось в центре внимания Шеро. Достаточно вспомнить нашумевший "Интим" по роману Ханифа Курейши. Правда, если в нем через тело исследовался секс, то здесь - смерть. Приемы киноязыка, которым пользуется Шеро достаточно просты, - отточенность каждого кадра, длинные планы и предельная реалистичность каждого эпизода.
Через предельную обнаженность тела и внутреннего человеческого мира Шеро рассказывает нам о том, как в человеке угасает жажда жизни, как он существует как бы между двумя мирами и тому, как это воспринимается близким ему человеком... По словам Шеро, это картина не о болезни, а о человеческой слабости. Нужно обладать огромной силой воли, чтобы в такой ситуации сохранить желание жить. И, к сожалению, как показывает Шеро, чаще всего такой силы у человека нет".
Илья Архипов, "Русская служба Би-би-си", 12 февраля 2003 г.
""Его брат" - неторопливое, очень подробное, минималистское повествование о взаимоотношениях двух братьев, старший из которых смертельно болен. Не выдержав бесконечного и унизительного лечения, Тома бросается в море - причем далеко не так картинно, как Вирджиния Вульф, самоубийца-интеллектуалка из фильма "Часы", другого фаворита Берлинале. На протяжении всего фестиваля журналисты гадали, осмелится ли жюри вновь, всего два года спустя, вручить Патрису Шеро главную награду: "Его брат" лидировал во всех рейтингах, многие вообще считают эту картину лучшей на фестивале. В конце концов не осмелились, но своего "Серебряного медведя" за режиссуру Шеро все-таки получил".
Диляра Тасбулатова, "Итоги", №8, 2003 г.
"Часто этот фильм скорее умалчивает, чем рассказывает... И в этой лаконичности весь пафос "Его брата", благодаря которому этот фильм просто великолепен".
Журнал "Der Spiegel", 12 февраля 2003 г.
"Болезнь остаётся безымянной и не оставляет места надежде... Шеро интересует не сама смерть, а процесс умирания... Он ищет следы, которые оставляет тело. Такой подход можно назвать археологическим, но только не порнографическим... В "Его брате" есть всё, что свойственно фильмам Патриса Шеро, но эта картина вновь и вновь пересматривает обычную формулу... Когда Тома лежит в палате интенсивной терапии, голос Марианн Фэйтфулл поёт: "Ты отказываешься ждать". Тома не ждёт, он ищет смерти, и Люк даёт своему брату возможность спастись".
Кристина Бюлов, "Berliner Zeitung", 12 февраля 2003 г.
"Единственная жестокая сцена в "Его брате" - жужжание бритвы... Это просто неяркий, почти минималистичный фильм о том, какие усилия необходимы, чтобы выжить... Нет, Шеро не реалист. Просто он одержим жизнью - веществом, из которого состоит искусство".
Кристиан Пайц, "Der Tagesspiegel", 12 февраля 2003 г.
"Для Патриса Шеро, некогда исключительно театрального режиссера, кино - это машина, позволяющая передать интимность, то, что невозможно было передать на сцене... Безыскусность фильма Шеро естественна для реализма, а мастерство гримера здесь так же важно, как голливудских мюзиклах".
Маттиас Хайне, "Berliner Morgenpost", 12 ферваля 2003 г.