<< Окончание. Начало 16 февраля
На американском телеканале LOGO в разгаре третий сезон шоу "RuPaul's Drag Race", и этот факт дает много поводов для радости - и в то же время для раздумий.
Аналога понятию "camp" в русском языке тоже не существует. Даже переводчики автобиографии Стивена Фрая не смогли придумать соответствия и решили воспроизвести его в первозданном виде, когда в одной из глав Фрай пытался объяснять, что это такое:
Кэмп - это не китч.
Кэмп - это не наркотики.
Кэмп далеко не так поверхностен, как вам хотелось бы верить.
Кэмп отметает все страхи.
Кэмп силен.
Кэмп здоров.
И, взглянем правде в лицо...
Кэмп гомосексуален. (По большей части).
Какое отношение кэмп имеет к травести-сцене? Да самое непосредственное, потому что этим словом часто называют то, что в словаре обозвали "гомосексуальным поведением". В принципе, они были недалеки от истины, если рассматривать это поведение в контексте блесток, гламура, и главное - специфического хабального юмора с гей-привкусом. Без кэмпа не обходится ни одно андрогинное представление, а уж тем более - драг-шоу. Кэмп - это искусство, которым должна владеть каждая травести-дива. Потому что одного лишь умения вышагивать по подиуму как Кейт Мосс и способности заткнуть за пояс любую Мисс Вселенную по части внешности королеве транс-сцены недостаточно. На ее шоу люди идут не только для того, чтобы восхититься идеальным перевоплощением из мужчины в женщину, но и для того, чтобы развлечься и получить изрядную дозу смеха. Вот почему многие считают, что внешность для травести - не главное (хотя и немаловажное) достоинство. Вспомним хотя бы легендарную толстуху Дивайн, которая красотой, мягко говоря, не блистала, превратившись в ярчайшую звезду жанра именно благодаря способности развлекать публику и быть смешной, доводя до абсурда стереотипы, связанные с геями и женщинами. Да что там говорить: если бы на пике своей драг-карьеры сама РуПол не была мастерицей кэмпа, стать самой знаменитой королевой планеты ей не помогла бы даже внешность и длина ног, которой позавидует любая модель.
Однако предыдущие два сезона "Королевских гонок" продемонстрировали, что кэмп здесь как приоритет не рассматривается. Доказательством тому были конкурсантки, которых мама Ру объявляла победительницами. В первом сезоне таковой стала уроженка Камеруна Биби Захара Бене, вышедшая на финишную прямую в компании с татуированной пуэрториканской панк-дивой Ниной Флауэрс. Нина пользовалась у зрителей огромным успехом. С первого дня было ясно, что эта королева ломает устоявшиеся драг-правила, привнося в шоу нечто абсолютно новое, в том числе и альтернативный визуальный ряд. Биби Захара, в отличие от Нины, новаторством не отличалась, зато была высока, хороша собой и периодически облачалась в африканские национальные костюмы, преподнося себя в амплуа "голоса черного континента". Смотреть на это было любопытно - но не более. Победу Биби в первом сезоне зрители не одобрили, но проглотили.
Настоящий скандал разразился в интернете после того, как во втором сезоне корона досталась Тайре Санчез, которая была гламурной красавицей и по подиуму ходила как царица. Этим ее достоинства исчерпывались, а когда сие прекрасное создание открывало свой дивный ротик и начинало говорить гнусавым монотонным басом, все ее очарование вмиг улетучивалось. Зато Тайра очень любила повторять, что является "American sweetheart" (любимицей, или "сердечком" Америки), за что однажды удостоилась комплимента от одной из своих конкуренток, Пандоры Бокс: "Тайра Санчез, если ты - "сердечко" Америки, то Америка срочно нуждается в операции по пересадке сердца". Вот это, к слову, и был настоящий кэмп, ибо умение спонтанно и удачно шутить всегда идет в зачет артисту травести-сцены.
В финал второго сезона Тайра вышла в компании с женщиной-вамп по имени Рэйвен, которой судья одного из конкурсов - легендарная дива бурлеска Дита фон Тис - сказала: "Я не рискнула бы оставлять своего мужчину в одной комнате с собой - отобьешь". Ситуация повторилась: многие зрители обожали стильную, не стесняющуюся в выражениях оторву Рэйвен - харизматичную, находчивую и оригинальную. Однако победительницей была объявлена Тайра Санчез, изобразившая после этого приступ помешательства, рухнув на сцену и сделав вид, что ей не хватает воздуха. Пожалуй, это был единственный случай, когда Тайра сыграла настолько хорошо, что ей даже поверили: предложили принести водички и едва не побежали за врачом. Впрочем, Новая Драг-суперстар подозрительно быстро пришла в себя, провалявшись на подмостках ровно столько, сколько полагалось по сюжету. Зрители негодовали, заваливали блоги и сайты гневными посланиями на тему "Рэйвен была ограблена и несправедливо лишена титула", а настоящим "сердечком Америки" называли милейшую азиатку Жужуби, занявшую третье место.
Дамы и драмы в финале второго сезона: Тайра Санчез против Рэйвен
Почему все происходило именно так - сказать сложно. Вероятно, одной из причин можно считать то, что победительница конкурса помимо денежного приза получает еще и модельный контракт с известным производителем косметики, а тот в своей рекламе хочет видеть красивую фарфоровую куклу, и всякие там "кэмпы" его совершенно не интересуют. Как говорится, кто платит - тот и заказывает музыку. Еще одна претензия, которую выдвигали к РуПол, заключалась в том, что победительницами обоих сезонов становились темнокожие красавицы - такие же, как и сама Ру. Один из недовольных блоггерских комментариев звучал так: "Послушайте, я сама - черная, но никак не возьму в толк, за какие заслуги гонку выиграла Тайра, уровень интеллекта которой - чуть выше, чем у помидора".
Публику не обманешь. Кроме того, давно известно, что триумфаторы разнообразных конкурсов не обязательно становятся властителями дум и повелителями сердец. Во втором сезоне шоу в нем принимала участие уже упоминавшаяся Пандора Бокс. Это была самая веселая и кэмповая травести за всю историю существования "Королевских гонок": над ее пародиями и шутками зрители хохотали не переставая. При этом сногсшибательной красотой Пандора не отличалась - она была типичной "смешной девчонкой" с длинным носом, но очарования в этой даме было столько, что его с лихвой хватило бы на десяток других. Ее драг-имя дорогого стоило само по себе: в переводе на русский язык оно звучит как Пандора Ящик, что, с учетом всем известной древнегреческой легенды о ящике Пандоры, уже воспринималось как образец отличного юмора. Однако в ходе соревнований мисс Ящик не выиграла ни одного челленджа - хотя определенно этого заслуживала, - а постоянный член судейской коллегии, дизайнер Сантино Райс, то и дело критиковал ее подиумные наряды за "недостаток гламура".
Когда Пандора выбыла из соревнований, глянцевый журнал о шоу-бизнесе "Entertainment Weekly" написал: "Пандора Бокс - королева наших сердец и лучшая новая драг-суперстар Америки вне зависимости от того, кого РуПол выберет в победительницы". "Они ищут кого-то, кем я определенно не являюсь, - заявила в интервью сама Пандора, образ которой воплощает на сцене артист травести-жанра Майкл Стек. - Что ж, замечательно. У меня с этим нет никаких проблем". Проблемы возникли у публики, которая начинала откровенно роптать на то, что "Королевские гонки РуПола" все больше становятся похожими на конкурс красоты вперемешку с показами мод, где вместо дамочек по подиуму вышагивают наряженные в платья и красиво раскрашенные мужчины. До определенного момента это действо вызывало у зрителя интерес своей необычностью, но от драг-шоу, как уже было сказано, требуются не только красота и гламур. Если судить по третьему сезону программы, РуПол и другие продюсеры вняли замечаниям, поскольку на этот раз среди участниц наблюдается сразу несколько дам, в той или иной степени обладающих кэмповыми способностями (хотя с Пандорой Бокс в этом отношении не сравнится никто). Станет ли хоть одна из них победительницей - покажет время.
Презентационная запись Пандоры Бокс, предоставленная членам жюри для прослушивания
Самое же интересное заключается в том, что "Королевские гонки" расцениваются телеканалом LOGO как семейное шоу, о чем периодически не устает напоминать сама РуПол. "Семейным шоу" в Штатах называют программы, которые у телика смотрит вся семья, включая детей, бабушек и домашних животных. Конечно, LOGO - канал специфический, поэтому его "семейственность" несколько отличается от общепринятой, однако и здесь, как в любой подобной передаче, участницы рассказывают истории о себе, своих родителях и семьях. Например, о том, как осознали свою гомосексуальность и научились противостоять мерзавцам, кричащим слово "пидар" у них за спиной. Или о том, как их камин-аут воспринял один из родителей - а второй отвернулся. Бывают и счастливые истории: о мамах с папами, выражающих безоговорочную поддержку своим гей-чадам, о любимых бойфрендах, законных мужьях и даже о детях, которые есть у некоторых драг-красавиц.
К примеру, один из участников третьего сезона Кристофер Ромэн, на сцене выступающий под именем Кармен Каррера, живет в Нью-Джерси, где легализованы однополые партнерства. "У меня есть любимый муж, а у него - четырехлетняя дочка, поэтому я еще и мачеха", - смеется Кармен, а на экране в этот момент показывают фотографии ее семьи. На них смотрят миллионы телезрителей, многие из которых отнюдь не являются представителями гей-сообщества. Вряд ли найдется на свете другое столь же популярное "семейное телешоу", благодаря которому зрители могут так много узнать не только об искусстве замечательных перевоплощений, но и о том, чем сегодня живут и дышат американские ЛГБТ.