Андрогинность снова входит в моду - пожалуй, впервые, с конца девяностых.
Андрей Пежич; Vogue Turkey, ноябрь
Лилейная женственность, оккупировавшая подиумы последние пару сезонов, сдает свои позиции: дизайнеры призывают переодеваться в мужские костюмы. Пожалуй, впервые с конца 90-х андрогинность приобретает статус официального модного направления. В главных ролях этого спектакля - представители последнего поколения моделей: транссексуал Лиа Т (Lea T.) и Андрей Пежич (Andrej Pejic), австралийская звезда подиума югославского происхождения, для которого уже придумали вполне красноречивое определение - "femiman".
Сегодня границы между полами растушеваны и заблюрены, при этом, не просто ставится знак равенства между субтильным мальчиком и угловатой девочкой, как это было во времена расцвета моды на унисекс, но делается акцент на смещение гендерных ролей: Лиа рекламирует бренд женской одежды, а Андрея по большей части снимают в образе девушки, в платьях и юбках.
Лиа Т целует Кейт Мосс; Mert & Marcus для Givenchy
Одним из самых выразительных примеров этого феномена служит фотосессия с Пежичем в ноябрьском Vogue Turkey, снятая Мэтью Бруксом: Андрей и модель Яна Кнауерова притворяются настоящими двойняшками, при этом догадаться о том, что короткостриженый хмурый пацаненок на самом деле и есть Яна, довольно сложно.
Лиа Т и Андрей - ключевые фигуры этой набирающей силу тенденции, в истории развития которой, впрочем, накопилось уже достаточно прецедентов, чтобы говорить о других героях: вспомнить хотя бы появление Марка Джейкобса в юбке на обложке журнала Industrie, Джеймса Франко в женском гриме на обложке журнала Candy, посвященного трансгендерной субкультуре, Тильду Суинтон, закрепившую за собой звание главного андрогина от кино, Кейт Бланшетт, сыгравшую одну из ипостасей Боба Дилана в фильме "Меня здесь нет" и даже каноническую модельную красотку Жизель Бюндхен, позировавшую для последней рекламной кампании Balenciaga в образе андрогина.
Не стоит забывать и о других моделях с имиджем классических андрогинов вроде Омахира Мота, Джеймс Варлей или Фрея Беха, которой посвящен материал в одном из номеров журнала Purple Magazine под названием "Freja Beha Erichsen: a study in androgyny".
Джеймс Франко на обложке Candy; Марк Джейкобс на обложке Industrie
Главные передовики модной индустрии, дизайнеры бренда Acne, пошли еще дальше и в сотрудничестве все с тем же журналом Candy создали первую коллекцию рубашек для андрогинов, предназначенную для людей с неявно выраженными половыми признаками.
Игра с бесполыми образами - универсальный способ обратиться к целевой аудитории, объединенной вовсе не по возрастному, гендерному или социальному признаку, а исповедующей единые эстетические идеалы. К тому же для дизайнера, стилиста и фотографа андрогинная внешность еще и уникальный пластический материал, чистый холст, позволяющий воплотить любые фантазии.
Стоит вспомнить и о том, что истоки этой тенденции ведут даже не в 90-е, когда главной звездой рекламных кампаний была неопределенной наружности модель Дженни Шимицу, не в 80-е, когда на сцене царили Дэвид Боуи и Энни Ленокс, и даже не во времена шекспировского театра, где все роли исполнялись актерами мужского пола. В конце концов, первым трансвеститом, попавшим в летопись времен, была египетская царица Хатшепсут, которая на всех наскальных росписях изображалась с мужскими принадлежностями туалета и небольшой бородкой.