Андрей Пежич, андрогинная модель, который, по его собственным словам, одинаково удобно чувствует себя как в мужском, так и в женском образе, оказался недавно в центре двух журнальных скандалов. И не по собственной вине.
Сперва розничный продавец печатной продукции потребовал, чтобы журнал "Dossier", на обложке которого размещалась слегка двусмысленное в гендерном отношении фото Андрея, выставили на продажу в непрозрачных целлофановых пакетах. Обычно так поступают с порнографическими изданиями, однако на сей раз никакой порнографии не было: просто продавец решил, что публика воспримет фото модели как портрет полуобнаженной девушки.
После этого случился еще один конфуз: глянцевый журнал FHM, адресованный гетеросексуальным самцам, в котором печатаются фотографии барышень в бикини, статьи об экстремальных видах спорта и позах из Камасутры, определил Пежича на 98-е место в составленной им "Сотне самых сексуальных женщин планеты". Фотография Андрея в этом списке сопровождалось заметкой, в которой содержались весьма оскорбительные намеки на его гендерную идентичность - о которой сам Пежич, кстати, никогда ничего не говорил.
Стоп-стоп.... Он что - первая в фэшн-бизнесе модель с андрогинной внешностью и плоской грудью? А чем же, черт возьми, они торговали с тех самых пор, как в 60-е годы прошлого века на сцене появилась знаменитая девочка-мальчик Твигги, лишенная хоть каких-то намеков на бюст и прочие женские округлости?
Америке не привыкать: она не впервые сталкивается с цензурой, если речь заходит об обложках геевских и лесбийских журналов, а также изданий, иллюстрирующихся гомосексуальными портретами. Наверное, вы помните историю о том, как торговая сеть "Харпер" в Арканзасе прикрыла специальной "антипорнографической заслонкой" обложку журнала "People", на которой были изображены Элтон Джон с Дэвидом Фернишем и их новорожденным сыном. Книжный магазин "Hudson News" заклеил черной полосой обложку GQ с фотографией актера Саши Барона Коэна в виде знаменитого персонажа Бруно. Другие продавцы велели завернуть в непрозрачные пакеты один из выпусков лесбийского журнала "DIVA", поскольку на его обложке красовался снимок полуобнаженных целующихся девушек. Таким образом история с портретом Андрея Пежича в "Dossier" - далеко не первый случай в этом перечне.
Дженна Сойерс, сотрудница женского журнала "Jezebel", раскритиковала требования "завернуть Пежича в черный целлофан", особенно на фоне того, что большое количество мужских журналов, представляющих на обложке фото полуобнаженных знаменитостей, подобной цензуре никогда не подвергаются. И спокойно продаются в торговых сетях и киосках без всяких "заслонок". Пежич - тоже мужчина с обыкновенным, разве что несколько худоватым, мужским телом. Изображение полуобнаженного мужского тела в западной культуре непристойностью никогда не считалось. Почему же в таком случае журнал с его фото на обложке требуют обернуть в непрозрачный пакет, как будто речь идет о порнографии? Или торговая сеть Barnes & Noble, которая согласилась торговать этим журналом лишь в "предохраненном" виде, установила некие минимальные стандарты объема мужских бицепсов и трицепсов, которые могут демонстрироваться публике в неприкрытом виде?
Отметим, что WHSmith - международная торговая сеть по продаже печатной продукции, не стала подвергать обложку "Dossie" цензуре и требовать завернуть ее в мусорный мешок. А упоминавшийся выше "журнал для крутых перцев" FHM бурно возбудился на андрогинную внешность Андрея и, как уже было сказано, включил его в список ста самых сексуальных женщин мира. После чего журналист этого издания по имени Джон Муди одной левой навалял статейку, гогоча над самим Пежичем, а заодно и над читателями FHM, которые не оценили "шутку юмора" и не сочли Андрея привлекательной дамочкой.
"Вам удалось определить, кто это? - говорилось в заметке. - Мы просто потеряли букву "а" в слове "она", и в результате получился "он". Или на рынке началась дешевая распродажа адамовых яблок. Не волнуйтесь, если вам не сразу удалось сообразить, в чем дело, а ваши детективные способности подкачали: в этом вы не одиноки. Андрей путается в своей половой принадлежности с 14 лет. Но согласитесь, что большинство мужчин, несмотря на шок, захотят угостить его выпивкой. Профессиональный трансвестит наверняка и собственное модельное агентство одурачил, и мы не можем с уверенностью утверждать, знает ли его агент, что имеет дело с парнем".
"Несмотря на то, что его половая принадлежность остается невыясненной, модные дизайнеры называют его "next big thing" (устоявшееся английское выражение, которое дословно переводится как "следующая большая вещь", употребляется в значении "новая звезда", или "новаторское явление"). Мы уверены, что "вещь" ("thing") - самое подходящее для него слово. Высокий, худой, плоскогрудый, в дизайнерских кругах он рассматривается как высококлассный тремпель. Однако больше всего нас беспокоит тот факт, что Андрей не один такой. Новое лицо Givenchy, так называемая "леди", которая целуется с Кейт Мосс на обложке журнала "Love" - это трансгендерная модель Лиа Ти, которая начинала свою жизнь как мальчик по имени Леандро. И это - именно тот модный тренд, за которым мы НЕ ЖЕЛАЕМ следить".
Позже FHM за эту статью извинился и страницу с Пежичем из своего "модельного женского списка" изъял. Редакция сообщила, что крайне сожалеет о том, что опубликовала эту информацию в онлайне, и спешит исправиться. А автору заметки "поставлено на вид" и сделан суровый втык - чтобы больше такого не писал. "Как только мы это поняли - мы тут же удалили страницу публикации и принесли свои извинения, - заявили в редакции. - Мы предпримем все необходимые меры, чтобы подобное больше не повторялось".
Возможно, со стороны журнала это действительно было по-мужски, или даже по-джентльменски: признать свою ошибку и извиниться за содеянное. Вопрос в другом: неужели читатели того же FHM не в состоянии оценить красоту Андрея Пежича без гомофобных издевательств? Способность отмечать мужскую красоту отнюдь не превращает мужчину в гея. А Дженна Сойерс утверждает, что вовсе не мир моды сделал Андрея андрогинном: "Сам Пежич в одном из интервью рассказал, что выглядел так с детства, когда ему нравилось играть в куклы и носить материнскую одежду. Именно тогда он понял, что "существует определенная граница между тем, что значит быть мужчиной, и что значит быть женщиной".
"Когда мне было лет десять, я делал все возможное, чтобы выглядеть и вести себя как обыкновенный мальчик, - говорил Андрей. - Но для меня это было очень непросто. В возрасте 14 лет я решил поэкспериментировать со своим имиджем. Будучи ребенком, в какой-то момент ты приходишь к пониманию того, что в обществе существуют гендерные барьеры, и от тебя ждут, что вести ты себя будешь так, а не иначе. В том возрасте я пытался быть кем-то еще, а не самим собой. И для меня это было сложно - не иметь возможности самовыражаться, понимая, что я должен кем-то притворяться".
Отсюда - вывод: когда продавцы журнала "стыдливо прикрывают" оригинальную красоту Андрея Пежича, они запихивают в черный пакет не только его внешность, но и его личность
Интервью с Андреем Пежичем (на англ. языке)