Тут только лондонские репортеры, следившие за каждым шагом Навратиловой, о которой давно ходили темные слухи, поняли, что проморгали сенсацию. И уже на следующий день в так называемых популярных газетах появилась фотография тогда 39-летней Джуди Нельсон, в прошлом обладательницы титула "Мисс Техас", замужней, имеющей двух сыновей, постоянно проживающей в городке Форт-Уэрг, штат Техас. То есть там же, где и Мартина, которой в то время было 25 лет.
Вообще-то истинные наклонности знаменитостей такого калибра обычно становятся достоянием гласности после появления некролога. Те, кто при жизни той или иной "звезды" побаивался распускать язык, начинают (разумеется, за солидный гонорар) открывать жадной до "клубнички" публике то, что тщательно скрывалось от ее взоров, иногда десятилетиями. Двухметровый герой-любовник бесчисленных фильмов Рок Хадсон был, оказывается, пожизненным гомосексуалистом, фиктивно женатым по настоянию киностудии. Красавец из "Моста Ватерлоо" Роберт Тейлор - тоже, да к тому же еще и доносчик в период маккартизма. И так далее, и так далее.
Мартина Навратилова избрала другой, куда более трудный путь. Она стала открыто жить с бывшей миссис Нельсон, которая развелась с мужем, оставив ему детей. Сначала они поселись там же, в Форт-Уорте, затем перебрались на колорадский горный курорт Аспен: обе любят лыжи. Однажды интервьюер из "Нью-Йорк таймс" спросил прославленную спортсменку, считает ли она. что американское общество принимает ее "образ сексуального поведения". Мартина ответила: "Я думаю, публика - да, принимает меня такой, какая я есть. Что касается меня, то я не чувствую за собой греха. Сегодня во всем мире гомосексуалистам живется гораздо легче, хотя все равно не так, как хотелось бы".
В частности, она имела в виду, что мир бизнеса так и не примирился с ее "особенностью". Если у Крис Эверт, Моники Селеш, Габриэлы Сабатини имеются контракты на рекламу с десятками корпораций, то Навратиловой ничего, кроме рекламы ракеток и кроссовок, не предлагалось. Тем не менее состояние ее исчисляется десятками миллионов долларов - одной недвижимой собственности по крайней мере шесть единиц. О чем ее сожительница Джуди была, естественно, осведомлена досконально - она участвовала в управлении всем этим движимым и недвижимым имуществом. В 1986 году, бросив ради Мартины семью, она настояла на заключении "брачного контракта" на случай, если они когда-нибудь расстанутся. Юридически оформленное по всем правилам, это соглашение, обычное среди состоятельных "нормальных" американцев, предусматривало, что при "разводе" Джуди получит половину того, что Мартина заработает за время их "супружества".
Через пять лет контракт пригодился: как это случается в обычных семьях, глава ее, то есть Мартина, "загуляла" и без особых церемоний и объяснений бросила бедную Джуди. И тут началась эпопея, за которой целый год Америка следила, как москвичи следят за перипетиями телесериала "Богатые то же плачут".
Джуди плакала и требовала от 5 до 9 миллионов долларов - в полном соответствии с контрактом. Навратилова не отрицала, что подписала такой документ, но тоже плакала в суде и обвиняла своего юриста в том, что он "воспользовался ее наивностью в этих делах" и обманул ее доверие, за что ему был вчинен иск. А Джуди, переманившая юриста, одного из лучших в стране, на свою сторону, заявила, что наивность и Навратилова - вещи несовместимые. В общем, все как при любом другом разводе.
Переговоры представителей "разводящихся сторон" шли где-то за кулисами, но и оттуда, к удовольствию публики, просачивались интересные сведения. Выяснилось, например, что главная проблема не в деньгах, а в том, что Джуди намерена написать книгу и открыть "всю правду" о королеве теннисных кортов. Королева этого, само собой, не желала, и скрытый торг продолжался чуть ли не год. Но вот наконец в "Вашингтон пост" напечатано сообщение: "Звезда тенниса Мартина Навратилова достигла внесудебной договоренности со своей бывшей любовницей (перевод дается текстуально) относительно иска о разделе совместно нажитого имущества. Джуди Нельсон, которая семь лет путешествовала с Навратиловой по всему миру, сказала репортерам, что. их отношения прервались, когда Мартина завязала дружбу с другой женщиной".
Покинутая Джуди не назвала счастливую соперницу, но ее имя и так уже известно - Синди Нельсон. Она однофамилица прежней возлюбленной Мартины Ей столько же лет, сколько Навратиловой. Когда-то она была манекенщицей и приобрела громкую известность после того, как согласилась позировать для рекламы крема от загара в одних лыжных ботинках. Учитывая свой горький опыт, Мартина теперь высказывается сдержанно, но, в общем, достаточно определенно: "Я очень, очень близка с Синди. Мы очень хорошие друзья. Но она не была причиной того, что я оставила Джуди..."
Не берусь выводить из всего сказанного какую-то мораль. Каждый, как известно, сходит с ума по-своему. А здесь многие интеллектуалы, особенно женского пола, считают "сексуальный плюрализм" признаком высокой цивилизации. Если так, то по этому показателю догнать и перегнать Америку не так уж сложно...