Трехкратный чемпион США по фигурному катанию Джонни Вейр сообщил о том, что оставляет большой спорт. По крайней мере - на один сезон. Что будет после этого - не знает пока и сам Джонни. По словам фигуриста, горячо любимого публикой не только в Америке, но и далеко за ее пределами, решение оставить спорт как минимум на год далось ему непросто. Однако у Джонни впереди - большая новая жизнь с большими новыми планами.
Во-первых, он пишет книгу - нечто вроде автобиографии, в которой обещает честно рассказать обо всем, в том числе и о своей сексуальной ориентации, которая не дает покоя публике с момента появления Джонни на большом льду в 19-летнем возрасте. Тогда он стал самым юным в истории США чемпионом в мужском одиночном катании, завоевав свой первый национальный титул из трех. Во-вторых, Джонни записал песню под названием "Грязная любовь", и в конце лета она должна выйти синглом в сопровождении видеоклипа. Сам Джонни говорит, что музыка не является его приоритетом, а записать композицию он согласился "ради забавы" после того, как ему предложили - почему бы и нет? В-третьих, он по-прежнему интересуется модой и поговаривает о собственной линии одежды. В четверных - и это самое главное, - Джонни начинает серьезно работать над созданием собственного ледового шоу. Поскольку в единственный американский "ледяной тур" под названием "Stars on Ice" его не берут, объясняя причину тем, что Вейр в своих перьях и стразах "не соответствует семейным ценностям". А если так, то Джонни, который и не через такое проходил, решил взяться за собственный проект. В нем будет "много мужчин в блестках", а публика увидит не только фигуристов, но и звезд сцены - таких как Элтон Джон или нежно обожаемая им Леди Гага, с которой фигурист находится в приятельских отношениях. Всех тех, кого смущает его нестандартная с общепринятой точки зрения внешность, манера одежды или поведения, Вейр просит в сад, предварительно объяснив свои взгляды на каноны феминности и маскулиности. И если они вас не устраивают - это ваши проблемы.
Незадолго до того, как сделать заявление, что следующий спортивный сезон он пропустит, Джонни отпраздновал день рождения и пообщался с корреспондентом американского гей-журнала "OUT".
Когда вы слышите имя Джонни Вейра, не факт, что в голове у вас тут же всплывает информация о его титуле трехкратного национального чемпиона и о том, что он - настоящая олимпийская звезда. Вместо этого на горизонте тут же рисуется вопрос его сексуальной ориентации, вспоминается его реалити-сериал "Be Good Johnny Weir", а также ставшие притчей во языцех отношения с товарищем по сборной и антагонистом Эваном Лайсачеком. И еще - его диковинные костюмы в блестках и мехах. Недавно Вейр пустил в свою гардеробную авторов интернет-проекта "Bluefly Closet Confessions", открывающего перед любопытствующей публикой шкафы знаменитостей и знакомящего зрителей с их содержимым. Во время Олимпиады двое канадских комментаторов заявили, что Джонни Вейр "слишком гей для фигурного катания", сделав подобные выводы на основе его манеры поведения и стиля одежды. Один из них сказал: "Глядя на него, все будут думать, что мальчики, занимающиеся фигурным катанием, превратятся в таких как Вейр. Он подает плохой пример".
Мы поймали Джонни накануне его 26-летия, или "второго 25-летия", как ему нравится говорить. Он весьма откровенно отвечал на критику и представил свое честное мнение относительно Эвана Лайсачека. Однако когда вопрос коснулся его сексуальности, Джонни изобразил этакий аксель и ловко ушел от темы. В очередной раз.
OUT: Для начала - что на тебе надето?
Вейр: Пара серебристых мокасин от Дольче и Габбана, которым уже много лет. Короткие шорты, топ, кепка-бейсболка и темные очки. Перед вечеринкой, которая запланирована на сегодня, я собираюсь уложить волосы.
OUT: Ты говорил, что не носишь барсеток, или мужских сумок, а, скорее, нечто, похожее на ридикюль. В этом ридикюле, как ты упоминал, находится солнцезащитный крем, увлажняющий крем и фотоаппарат. Еще что-нибудь?
Вейр: В моей сумке - вся моя жизнь. Я постоянно перемещаюсь, и у меня часто не хватает времени на то, чтобы в перерыве забежать домой. Поэтому в сумке у меня куча всякого барахла, которое накапливается за день. Тут и газеты, и факсы, и бутылки с водой. Я считаю это рабочей сумкой, но мне нравится, когда она выглядит стильно, а портфели я носить не хочу.
OUT: Когда ты был моложе, большое влияние на моду в твоем понимании оказывали Джастин Тимберлейк и группа *NSYNC. Что ты можешь сказать о сегодняшнем стиле Джастина?
Вейр: Он всегда выглядит одетым с иголочки и щеголеватым, когда появляется на различных мероприятиях. Смотрится очень хорошо. А его собственный уличный стиль, в котором вы можете видеть его в таблоидах, не очень мне подходит. Похоже, он хочет, чтобы ему было удобно - и я это понимаю.
OUT: А как бы ты описал свой стиль?
Вейр: Наполовину - Леди Гага, наполовину - нью-йоркский уличный мальчишка.
OUT: Кстати, о Леди Гаге. Ты ведь по-настоящему ее любишь?
Вейр: Я ее больше чем люблю. Она - образ жизни.
OUT: Что тебе в ней так нравится?
Вейр: Я считаю ее уникальной - а это то, что в мире действительно сложно найти. Вы не найдете второго такого же, кто будет абсолютно естественен в темных очках с дымящимися сигаретами, или с банками диетической кока-колы в волосах вместо бигуди. Ни у кого не хватает смелости сделать то же самое. Всю мою юность кто-то кого-то копировал. У нас были тонны подражателей Бритни Спирс и Кристины Агилеры. А после *NSYNC и Backstreet Boys появились все эти L-Town, или O-Town, или P-Town, или, черт возьми, как они там назывались?
OUT: Ты можешь назвать уникальным себя?
Вейр: В определенном смысле - да. С тех пор как мне было 13 лет, я всегда хотел сделать что-то уникальное с модой и музыкой. Я не пытался как-то выделиться за счет этого, мне просто не хотелось подражать тому, что люди делали раньше.
OUT: В беседе с "Bluefly Closet Confessions" ты сказал, что у тебя маленький размер ноги. Какой?
Вейр: Восьмой (соответствует нашему 39-му).
OUT: Не так уж плохо.
Джонни Вейр: Сам по себе размер абсолютно не важен - важно то, во что ты его упаковываешь.
OUT: Вот теперь мы можем перейти к вопросам о мехах! Группы по защите прав животных неоднократно преследовали тебя в прошлом за то, что ты их носишь. Что ты на это отвечал?
Вейр: У всех есть свой выбор, и я тоже имею на него право. Я не испытываю восторгов в связи с фермами, на которых выращиваются животные, или рассказами о том, как они были убиты. Но я влюблен в моду, а мех - значительная ее составляющая. Кроме того, я - спортсмен, занимающийся зимним видом спорта. Ты не можешь выйти на прогулку по улицам Москвы, если там минус тридцать, и быть одетым в какое-то подобие пластмассы. Тебе нужна натуральная теплая вещь. Я не собираюсь изменять своим привычкам лишь потому, что кто-то говорит мне, что это неправильно.
OUT: Двое канадских комментаторов много говорили о твоей внешности во время Зимних Олимпийских игр. И даже дошли до того, что вознамерились отправить тебя на гендерный тест. На это ты ответил: "Эти двое критиковали не мое катание - они критиковали меня как личность. Хотя никто на самом деле не знает, какой я. Я считаю, что мужественность - это то, как ты себе это представляешь". Итак, что для тебя мужественность?
Вейр: Для меня понятий мужественность и женственность не существует. Я не верю в то, что эти слова являются реальными эпитетами. Вы можете сказать о ком-то, что он - высокий, а о ком-то, что он - маленького роста. Но не можете сказать, что кто-то мужественен, а кто-то - женственен. Конечно, если говорить об этаком "мужчинистом мужчине" - по крайней мере, как в Америке его себе представляют, - то в первую очередь вспоминаются футболисты, или Марлон Брандо. А если говорить о женственности, то на ум приходит Николь Кидман. Но как по мне, то каждый человек может поступать и по-мужски, и по-женски. В реалити-шоу РуПола "RuPaul’s Drag Race" принимало участие много красивых транс-королев, которые были прекраснее и воспитаннее многих известных нам женщин. В то же время, существует много лесбиянок, которые похожи на очаровательных мальчиков. И те, и другие по-своему являются мужественными - при том, что и те, и другие по-своему женственны.
OUT: А кто мужественен в твоем представлении?
Вейр: Михаил Барышников.
OUT: Ты хранил молчание о своей сексуальной ориентации, объясняя это тем, что не хочешь, чтобы люди на ней зацикливались. Ты хочешь, чтобы люди обращали внимание на твои спортивные достижения. Ты по прежнему придерживаешься этого мнения?
Вейр: Я всегда ощущал себя комфортно в связи с тем, кто я такой. Если уж речь зашла о моей сексуальной ориентации, то я только что закончил очередную главу своей книги (которая должна выйти в январе), в которой рассказываю и о своей сексуальности, и о том, как я это воспринимаю. Я не обсуждал ее вовсе не потому, что стыжусь ее. И мне не стыдно за то, что вы будете читать в моей книге, когда она выйдет. Я просто не хочу, чтобы кто-то переврал мои слова. Я не верю в мужественность и женственность и не верю в чистой воды геев и чистой воды натуралов. У меня есть очень четкое мнение о своей ориентации. А не говорил я о своей сексуальности до сих пор потому, что хочу рассказать об этом в книге своими собственными словами.
OUT: То есть, в книге эта тема будет затронута?
Вейр: Да, я жду выхода этой книги. Просто не хочу, чтобы какой-нибудь автор попытался продать мои откровения какой-нибудь газете, которая по-своему представит мою сексуальную ориентацию своим читателям.
OUT: Тогда давай обсудим Эвана Лайсачека.
Вейр: Это не такая уж страшная тайна - то, что мы с Эваном не самые близкие на свете друзья.
OUT: У вас действительно вражда, или все это - очередная утка в прессе?
Вейр: Тему вражды часто раздувает пресса, но недавно между нами произошла новая ссора - после того, как Эван сказал, что я недостаточно высокого уровня спортсмен, чтобы принять участие в ледовом шоу "Звезды на льду". Это было смешно.
OUT: Помнится, организаторы "Звезд на льду" заявили, что ты "не соответствуешь семейным ценностям".
Вейр: Да, они никогда не хотели видеть меня в этом шоу.
OUT: А что с твоей точки зрения означает понятие "семейные ценности"?
Вейр: Понятия не имею, что оно означает. Я знаю одно: я соответствую этим ценностям. У меня прекрасная семья. Мои друзья - это тоже моя семья. У меня замечательные отношения с родителями, с бабушкой и дедушкой, с моими тетями и дядями. Сложно найти другую более замечательную семью, нежели моя.
OUT: Недавно ты принимал участие в ток-шоу Челси Хэндлер. Вы говорили о том, что на Олимпиаде комнату с тобой делила (фигуристка) Танит Белбин, бывшая девушка Эвана Лайсачека. При этом ты этак двусмысленно подмигнул, и многие подумали, что ты подвергаешь сомнениям гетеросексуальность Лайсачека. Это вызвало большой переполох.
Вейр: Я никогда никого не ставил в подобное положение: дескать, "так он - да, или он - нет"? Я всего лишь пытался хорошо смотреться на камеру и подмигивал не по этому поводу, но многие пришли к выводу, что я пытался выставить Эвана геем.
OUT: Как ты думаешь, почему именно к тебе приклеился геевский ярлык, а не к Эвану?
Вейр: Он очень прост для понимания людей. Его легко можно вообразить рекламирующим кукурузные хлопья или выступающим в "Танцах со звездами". Он - замечательный американский олимпийский чемпион. Его рассматривают как этакого "всеамериканского рубаху-парня", в то время как на меня всегда смотрят как на российского шпиона.
OUT: Хорошо, а если пофантазировать - существует ли вероятность, что вы с Эваном когда-нибудь найдете общий язык?
Вейр: Не могу гарантировать, что это произойдет. Мы слишком разные.
OUT: Каким ты видишь себя через пять лет?
Вейр: Технически я уже несколько стар для фигурного катания - в свои "вторые 25". В мире фигурного катания появилось много новых спортсменов, которых станут двигать, потому что они - новички, и потому что молоды. По таким принципам фигурное катание существует. Я пока еще не решил, буду ли выступать в следующем сезоне, но меня заявили на международные этапы серии Гран-при этой осенью [интервью было опубликовано незадолго до того, как Джонни сделал свое заявление об отказе от соревнований].
OUT: Твоя книга выйдет в январе. Расскажи о ней немного.
Вейр: Это - книга о моде, о фигурном катании и, естественно, обо всех этих вещах, связанных с моей сексуальностью. Кроме того, я записал песню под названием "Грязная любовь". Все, кто ее слышал, говорят, что она немного похожа на Depeche Mode.
OUT: Ты впервые пел?
Вейр: Да, я впервые по-настоящему пел. Конечно, раньше я иногда пел караоке в ситуациях, к которым не был готов. Я не ожидаю, что меня тут же наградят премией Грэмми. Я записал песню для собственного удовольствия и надеюсь, что люди смогут под нее потанцевать, и что она им понравится.
OUT: Чем ты больше всего гордишься?
Вейр: Я прошел через многое - через человеческое уродство, через судейские вердикты, через времена, когда я был в моде и когда я был не в моде, но я всегда оставался верен самому себе. Я никогда не поддавался давлению. Я никогда никому не подражал и все делал по-своему. И мне кажется, что этим действительно можно гордиться, потому что именно это с большим трудом достигается в сегодняшние времена.
Промо-ролик сериала "Be Good Johnny Weir" на телеканале Sundance
Показательные выступления Вейра на Чемпионате США-2010 под песню Леди Гаги "Poker Face"