Пресса всегда найдет что обсудить - дай только повод. Иногда повод приходится высасывать из пальца, но порой из события, казалось бы, незначительного вырастает серьезная тема для разговоров о перспективах какого-либо явления. Вчера мы сообщали о том, что камин-аут совершил сын очень известного в прошлом хоккеиста, который ныне является генеральным менеджером одного из ведущих клубов НХЛ, а также олимпийской сборной США. Но дело на этом не кончилось.
Итак, Брэндан Бурк, менеджер студенческой хоккейной команды, который является сыном легендарного Брайана Бурка, совершил камин-аут. И вместе с ним своего рода камин-аут совершил сам Брайан, суровый мужик, которого "все боятся", публично заявив, что чадо свое он полностью поддерживает и стоит за него горой. Брендан, конечно, не спортсмен, то есть не действующий член команды, однако плотно связан с хоккейным миром и собирается пойти по стопам отца в области спортивного менеджмента.
Вообще-то, в связи со спортивными камин-аутами чаще принято обсуждать футбол, однако в данном случае говорить о существенной разнице между ними не приходится, поскольку дело не в том, кто пинает мяч, а кто гоняет шайбу. Дело в том, что и там, и сям перед нами - "крутые командные мачо", которые, как утверждает молва, готовы открутить башку любому, кто посмеет хотя бы намекнуть на любовь к мужчинам. Действительно ли это так? После камин-аута Брендана Бурка газеты принялись анализировать данный вопрос, становящийся, похоже, все более актуальным.
Статья в газете "Toronto Sun", повествующая о том, что Бурк-младший - гей, - а Бурк-старший его любит и поддерживает, появилась 27 ноября. Уже через несколько часов репортеры, высунув язык, бегали по интервью с различными спортивными и околоспортивными личностями, пытаясь выяснить их отношение к проблеме. Одним из интервьюируемых стал Пол Деннис, психолог хоккейного клуба "Торонто", который был полон оптимизма. "Если сегодня кто-то из игроков захочет совершить камин-аут - я буду приветствовать это аплодисментами", - сообщил он. Более того, Деннис считает, что в команде подобное событие тоже не вызвало бы переполоха, поскольку живем мы не в каменном веке. "Думаю, это имело бы положительные последствия не только для игрока, но и для общества. Лет двадцать тому назад я, конечно, такого бы не сказал", - рассуждает Деннис, являющийся профессором университета передовой спортивной психологии.
Будем смотреть фактам в лицо: в обществе в целом рост терпимости по отношению к геям непропорционален тому, что происходит в спорте. Речь в данном случае идет об обществе заморском, хотя в родном отечестве наблюдается аналогичная картина - с поправкой на то, что уровень недискриминации здесь и там сравнивать смешно. Считается, что в мире спорта существует некий рефлексивный гомофобный стереотип. Спортсменов, которые являются открытыми геями, можно пересчитать по пальцам. И это, по мнению профессора Денниса, также связано со стереотипами: дескать, атлеты буквально одержимы своей мужественностью, кроме того, "простые смертные" по умолчанию принимают их за образец мачо - сильных, смелых, с горой мускулов и так далее. На самом же деле, стереотипы давно пошатнулись. "В спортивном мире я встречал многих невероятно либеральных людей, которые относятся к проблеме с полным пониманием, - говорит Деннис. - Но у каждого гея есть своя причина, по которой он не спешит совершать камин-аут".
Как правило, людям из мира спорта часто бывает известно о том, что кто-то из атлетов является геем. И воспринимается это спокойно, но за спортивные пределы информация не выходит. По большому счету, лишь об австралийском прыгуне в воду, олимпийском чемпионе Мэттью Митчеме знает весь мир - потому, что он открыт. Не будем при этом забывать, что Митчем выступает в индивидуальном виде спорта. А вот если камин-аут совершит кто-то из игроков в футбол, хоккей, баскетбол или бейсбол - такое произойдет едва ли не впервые.
Реальная проблема заключается вовсе не в том, что открытого гея не примут товарищи по команде. Проблема - в том, что его могут не принять поклонники. Как отреагирует на подобное признание пресса и широкая публика? В статье, опубликованной в "Toronto Sun", упоминается еще один олимпийский чемпион, пловец, открытый гей Марк Тьюксбери из Канады. Однако его камин-аут состоялся уже после того, как он завоевал главную медаль своей жизни. "Я выиграл олимпийское золото, но даже это не принесло мне абсолютного счастья, потому что я чувствовал себя подобно мошеннику, - сказал он в интервью несколько лет назад. - Ведь я не был "простым парнем по соседству", каковым меня все считали. И ужасно боялся того, что может произойти, если правду обо мне узнают люди. Что они станут говорить?"
"Открытому гею вряд ли придется испытывать давление или дискриминацию внутри спортивного мира, но за его пределами вероятность подобных злоупотреблений очень велика", - поясняет Деннис.
С его точки зрения, выход из ситуации лишь один: фэн-культура может измениться, если поклонники будут слышать слова поддержки в адрес гомосексуалов из уст любимых спортсменов, и если камин-аут кого-то из атлентов не станет единичным случаем. Несмотря на то, что спортсмены-геи продолжают отсиживаться в шкафу, в последнее время появляются предпосылки к тому, что атмосфера для камин-аута становится более благоприятной. В этом году двое ведущих игроков Национальной Футбольной Лиги (а речь в данном случае идет об американском футболе), Брендон Айанбадеджо и Скотт Фуджита, высказались в прессе в поддержку легализации однополых браков.
23 апреля Айанбадеджо написал в газете "Huffington Post": "Если Бритни Спирс может отправиться в Лас-Вегас с одним из своих дружков и от нечего делать сыграть там свадьбу, а уже на следующий день развестись, то почему мы не можем позволить пожениться однополым парам, которые действительно любят друг друга? Почему получается так, что наше общество предоставляет большее количество прав гетеросексуалам, которые женятся "на одну ночь" в Вегасе, чем гомосексуалам, которые живут вместе по 3, 5, 10 лет в любви и согласии? Думаю, лет через 10-20 мы оглянемся назад - и сами поразимся тому, что геи и лесбиянки не имели таких же прав, как все".
Фуджита, ссылаясь на слова Айанбадеджо, 29 сентября сообщил в журнале "The Nation": "Надеюсь, его предсказания сбудутся. И еще надеюсь, что произойдет это гораздо скорее. Люди должны посмотреть на проблему без шор на глазах - тех шор, которые надевают на них церкви, родители, друзья, или, как в нашем случае, тренеры. Мне хочется, чтобы все поняли: данная проблема не касается религии. Это - не правительственная проблема. Это даже не гей-лесби-проблема, и не вопрос того, насколько вы мужественны. Это - проблема человеческая. И пока большинство этого не поймет, мы так и застрянем на бесконечных спорах с оппонентами, у которых даже аргументов нет".