Похоже, что тема "спорт и гомосексуальность" становится сегодня одной из наиболее актуальных в свете того, что даже в западном мире, где на должном уровне решаются вопросы защиты прав, где геев принимают в социуме, культуре и политике, спорт по-прежнему остается территорией табу. Здесь продолжает негласно действовать своя политика "не спрашивай, не говори", особенно если речь идет о командных играх, которые по умолчанию считаются "работой для настоящих мужиков".
Первым совершившим камин-аут из числа тех, кто все еще остается в "игре с мячом" и при этом зарекомендовал себя как великий мастер своего дела, стал регбист Гарет Томас. Других открытых геев среди спортсменов подобного уровня нет, но после откровений Томаса можно сказать, что лед тронулся - даже несмотря на то, что процесс этот будет непростым и длительным. Однако сейчас хотелось бы поговорить о другом: об атлетах-натуралах, представляющих "спорт настоящих мужчин", и при этом не стесняющихся поддерживать права геев и бороться с гомофобией. Одним из первых, кто заговорил на эту тему, стал в свое время Дэвид Бекхэм, без устали повторяющий, что ему льстит статус гей-иконы, и что он целиком и полностью на стороне тех, кто ведет на газоне не только спортивную борьбу. Не так давно заявление о лояльности в отношении легализации гей-браков в Португалии сделал Криштиану Рональду - должно быть, самый популярный нынче среди геев футболист. Еще один симпатизирующий гомосексуалам спортсмен, который не боится испортить репутацию, принимая участие в кампаниях, направленных против гомофобии, - английский регбист Бен Коэн.
В Америке тоже есть такой человек. Это - один из лучших игроков Национальной Футбольной Лиги Скотт Фуджита. Речь в данном случае идет об американском футболе, который радикально отличается от того футбола, к которому мы привыкли, но, как говорится, не суть. В США американский футбол в чем-то сравним с религией. Кроме того, он считается спортом крутых мачо, с которыми не сравнятся даже игроки в "соккер", как именуют здесь футбол европейского разлива. Поэтому попытайтесь представить, как сложно может быть человеку, который сам геем не является, но при этом неустанно напоминает о недопустимости гомофобии, рассуждает об этом в публичных интервью, беседует с корреспондентами спортивных гей-сайтов и посещает мероприятия, устраиваемые ЛГБТ-организациями. Ему тоже приходится сталкиваться с обструкцией и вести борьбу со стереотипами. А впрочем, пусть об этом расскажет он сам.
Когда в прошлом году Скотт Фуджита публично выступил в поддержку гей-браков, кое-кто лишь улыбнулся, но многие впали в ярость. Поскольку известные профессиональные спортсмены очень редко затрагивают в своих речах политические проблемы и почти никогда не говорят о защите прав геев.
Сегодня Фуджита утверждает, что своими словами он подлил масла в огонь. С тех пор в раздевалке команды "New Orleans Saints", за которую он выступает, с его подачи политические вопросы обсуждаются довольно часто. В том числе и вопросы, касающиеся однополых браков.
"Споры вести легко в том случае, если ты знаешь, что правда на твоей стороне, и у тебя есть весомые аргументы, - утверждает Фуджита. - Самое убедительное во всем этом - то, что нам известно: мы находимся на правильном пути".
По словам спортсмена, в течение последних нескольких лет проблемы ЛГБТ-прав - от усыновления до легализации однополых браков, - становились все более актуальными, и в прошлом сезоне их стали потихоньку обсуждать в спортивной среде. Тренеры команды попытались эту практику остановить: они не хотели, чтобы в раздевалке говорили о политике. Впрочем, сам Фуджита уверен, что подобные беседы имели для него обратный эффект: то, что он заводил такие разговоры, не стало причиной его отчуждения, наоборот - в прошлом году эти споры в значительной степени сблизили игроков команды.
"На самом деле наши парни гораздо более толерантны и терпимы, чем принято считать, - утверждает Фуджита. - И дело здесь не в менеджерских установках, потому что действительно существует немалое количество игроков, которые относятся к этому с уважением и действуют по принципу "я поддерживаю то, во что я верю". Таких значительно больше, чем тех, которые попытались бы обозвать меня пид*ром. Хотя так меня вообще никто не называл".
Фуджита убеждает журналистов, что он - далеко не единственный, кто с охотой принимает участие в разговорах о легализации гей-браков. Кроме того, отношения к данному вопросу многих его товарищей меняется, когда он пускает в ход свои аргументы.
"Все большее количество ребят начинает это понимать, - говорит спортсмен. - Я пытаюсь обосновывать свои взгляды таким образом, чтобы мои аргументы не воспринимались как нападки. Не хочу привносить во все это элемент ненависти. Я сосредотачиваюсь в основном на любви, понимании и здравом смысле. И мне кажется, что люди меня слышат и понимают то, что я хочу до них донести. Они просто должны избавиться от вбитых им в голову стереотипов и уяснить главное: любовь есть любовь".
Фуджита вспоминает, что лишь один раз в жизни вместе с ним в команде играл человек, которого он подозревал в гомосексуальности, хотя было ли это так на самом деле - он не знает. Это случилось давно, еще в те времена, когда он выступал за студенческую команду своего колледжа в Беркли. Спортсмен констатирует, что отношение к гомосексуальности в футболе постепенно меняется, но при этом признает, что Национальная Футбольная Лига (НФЛ) по-прежнему остается структурой, где совершить камин-аут, мягко говоря, непросто. Однако Скотт уверен, что если это когда-либо сделает спортсмен, пользующийся уважением, который хорошо зарекомендовал себя на поле, ему придется столкнуться со значительно меньшим количеством проблем.
Несколько лет назад Стерлинг Шарп, в прошлом - легендарный футболист, а сегодня - спортивный обозреватель сайта НФЛ, сказал, что человек, отважившийся на камин-аут в американском футболе, будет намеренно травмирован его же собственными одноклубниками, причем, так, что в спорт дорога ему будет после этого закрыта. Фуджита с этим не согласен. По крайней мере, он уверен, что этого не произошло бы в тех трех командах, за которые он выступал в течение своей карьеры: "City Chiefs", "Dallas Cowboys" и "New Orleans Saints". При этом спортсмен добавляет, что если кто-то из игроков решится на подобный шаг, очень важна для него будет поддержка менеджмента клуба, тренерского штаба, а также лидеров команды.
Если говорить об Америке, то в вопросе восприятия камин-аута публичной персоны - да и в вопросе гомосексуальности как таковой, - не последнюю роль играют религиозные установки людей, которые по-разному оценивают этот момент в соответствии с тем, во что и как они верят. Скотт Фуджита полагает, что его либеральным взглядам поспособствовало то, что его приемные родители были японцами, которые воспитывали его отнюдь не в духе косных "христианских ценностей". Кроме того, спортсмен всегда водил дружбу с геями. А еще гомосексуалы есть среди тех, к кому он испытывает большое уважение, - к примеру, таковым являлся его любимый профессор в колледже. Однополые пары жили по соседству с ним и его женой Жаклин в Новом Орлеане, поэтому для их семьи сексуальная ориентация человека - вообще не вопрос, особенно если речь идет о людях, с которыми он дружит. "Если это - хорошие люди, мы с женой с радостью примем их как часть своей жизни", - утверждает футболист.