На Чемпионате мира по футболу я болела за Германию, искренне и с душой. Но - не сложилось, потому что Испания вынесла ее из полуфинала, в результате чего немцам вновь пришлось довольствоваться бронзой. Я немного погрустила, а потом подумала: да и черт с ним!
Все начиналось как в сказке: молодая, прекрасная команда, идущая к вершинам успеха благодаря живому и динамичному стилю игры. Помимо этого, в команде наблюдалось замечательное разнообразие: этнически ее игроки являлись представителями восьми стран с четырех континентов, но казалось, что именно это и было одной из составляющих их сыгранности.
"Wir sind ein Team!" - таким был девиз Манншафта, национальной сборной Германии по футболу, которая стремительно преодолевала барьеры на завершившемся недавно Чемпионате мира и дарила надежды своей стране, помешанной на этом виде спорта. Сборная стала лицом Новой Германии, которая около десяти лет назад пересмотрела иммиграционные законы, и люди различного этнического происхождения получили возможность стать ее гражданами. Газеты постоянно писали о том, что изменение отношений к социальным нормам привело к пересмотру стереотипного взгляда на немцев. Конечно, Германия изменилась как нация.
Сборная Германии безостановочно неслась вперед, одержала победу над Англией - одним из своих принципиальных исторических соперников, а потом сокрушила Аргентину, которой многие предрекали чемпионский титул. Молодая немецкая футбольная поросль, казалось, обладала всеми необходимыми козырями для того, чтобы пробиться в финал мирового первенства.
Но футбол может быть жестоким, и один неудачно проведенный матч способен похоронить все надежды. Для Германии таким матчем стал полуфинальный поединок со сборной Испании, закончившийся ее проигрышем со счетом 0-1, когда все, что работало как надо, обернулось срывом. И внезапно все те вещи, за которые до этого момента команду так хвалили, превратились в ее недостатки. Так что, стиль сборной Германии действительно был "слишком изящным"? А молодые футболисты - "слишком зелеными и неопытными"?
Когда в финале Чемпионата встречались сборные Испании и Нидерландов, команда Германии уже улетела из ЮАР. Поклонники в Йоханессбурге, шумно отпраздновавшие победу любимой сборной в матче за третье место, остались в Африке. А на родину за командой последовал шлейф слухов о том, что среди ее футболистов, оказывается, есть геи.
Статья, опубликованная в журнале "Der Spiegel", называлась "Новые немецкие мужчины". Она не была полностью сосредоточена на гей-теме, однако именно эта тема привлекла к себе наибольшее количество внимания.
Чтобы понять происходящее, необходимо оглянуться в не такое уж далекое прошлое, предшествовавшее открытию Чемпионата мира. Во время финального группового поединка в Лондоне травму получил Михаэль Баллак, много лет носящий на рукаве капитанскую повязку сборной Германии. Травма оказалась настолько серьезной, что Баллак не смог принять участие в мировом первенстве.
В начале мая спортивный агент Баллака, Михаэль Бекер, дал интервью репортеру "Der Spiegel" - крупнейшего новостного журнала Германии. Журналист, о котором идет речь, Александр Осанг, - весьма уважаемый в Европе обозреватель, драматург и романист. Осанг ожидал, что Бекер как агент не станет отвечать на его замечания в адрес Баллака в интересах своего клиента. Впрочем, у агента было полное право гордиться Баллаком, поскольку тот был отмечен как один из самых сильных спортсменов в мировом футболе. Журнал "Vanity Fair" выбрал Баллака в качестве модели, сфотографировав его в нижнем белье цветов национального флага - красном с черным и желтым. Это было еще до того, как Баллак получил травму. Но Бекеру, похоже, показалось, что против его клиента строят козни.
Кто? Конечно же, люди, которые ему завидуют: "посредственные, уродливые, бесталанные, ограниченные, не выглядящие мужественно и гомосексуальные". По крайней мере, об этом Бекер сообщил в интервью Осангу. Целый список эпитетов, в котором последние два лишены логической связи с теми, что им предшествуют. Потому что если человек не выглядит мужественно и является геем - это отнюдь не значит, что он уродлив, бесталанен, посредственен и ограничен.
Осанг был не единственным свидетелем напыщенной речи Бекера, поскольку позже написал в своей статье в "Der Spiegel": "Несколько дней спустя Бекер сообщил группе агентов и журналистов, что один из прежних игроков национальной сборной собирается устроить аутинг сразу нескольким футболистам команды, которых он назвал "гей-компашкой". Я ожидал, что журналисты встретят это сообщение с огромным интересом, но они не обратили на ремарку Бекера почти никакого внимания. Складывалось впечатление, что все эти люди уже знали, о ком идет речь. Гомосексуальные слухи сопровождали сборную вплоть до отбытия на Мундиаль в Южную Африку".
Это "гей-замечание" тут же было поднято на флаг, переведено и обсуждено всеми информационными агентствами мира. В Англии и США комментарии Бекера о "гей-компашке" переврали: заголовки сообщили, что футбольный агент всю немецкую сборную назвал "сборищем геев". Бразильские СМИ упомянули "um bando de gays", то есть "гей-группу". Так или иначе, публика сделала вывод о том, что в составе сборной Германии - сплошные гомосексуалы.
Газета "Die Süddeutsche Zeitung", ссылаясь на неких "экспертов", сообщила, что около десяти процентов футболистов Бундеслиги - геи.
Никакого официального ответа от игроков команды, тренеров или немецкой футбольной федерации не последовало. Команда, прилетевшая домой, не встретилась с поклонниками, которые прибыли в аэропорт Франкфурта к шести утра, чтобы поприветствовать любимцев. Футболисты, тренеры и спортивные чиновники проследовали через запасной выход, погрузились в лимузины с тонированными стеклами и унеслись прочь. Поклонники были раздосадованы, а интернет бурлил: 75 процентов голосовавших в ходе разнообразных опросов считали, что команда должна была встретиться с фэнами и отпраздновать свое третье место. "Неужели мы не достойны вашего внимания?" - вопрошали они.
Через день менеджмент команды выпустил короткое извинение, однако прозвучало оно в пустоту.
Интересно, если бы Германия оказалась успешнее Испании в полуфинале Чемпионата - разговоры об игроках-геях в составе команды имели бы такие же последствия? Хотя вопрос нужно поставить по-другому: были бы опубликованы сами эти замечания?
Наверняка этого знать мы не можем. Mannschaft, возможно, оказалась командой еще более разнообразной, чем считалось ранее. Но есть ли предел разнообразию сборной, выступающей на Чемпионате мира? И какое количество этого разнообразия способны вынести поклонники? Еще до публикации статьи Осанга по всей Германии горячо обсуждалась проблема того, что национальная сборная стала слишком "мультикультурной": многим это не нравилось. В блогах и онлайн-форумах немалое количество фэнов выражало свое "фе" в адрес "нетрадиционности" некоторых игроков. Речь в данном случае шла об их национальности.
Гомофобия, расизм: ненависть имеет множество лиц. В прошлом году "Deutsche Welle" отметила, что федеративная республика стала обществом, которое приняло геев в политике, культуре и фактически всех слоях общества.
Но не в футболе. Несмотря на то, что некоторые обнадеживающие признаки имеются. Например, в этом году футбольный клуб из Миттельрейна (земля Северный Рейн-Вестфалия) начал программу под названием "Каждый одиннадцатый - гей", по числу игроков на поле. Для участия в ней были приглашены открытые геи - футболисты-любители и рефери. Но в целом выходит, что разнообразие считается позитивным лишь в том случае, если речь идет о социальном или культурно-этническом разнообразии. В то время как слово "гей" по-прежнему используется чтобы унизить спортсмена, или стиль игры целой команды. А я по-прежнему продолжаю ждать того дня, когда спортивный агент, заявляющий, что в команде "слишком много геев", услышит в ответ: "Ну и что?"
Пришло время менять правила. Потому что в нашей жизни существуют и другие игры - гораздо более серьезные, чем даже футбол.