Садомазохизм является, вероятно, наименее приемлемым для наших представлений о пристойности способом достижения сексуального возбуждения среди относительно широко распространенных видов сексуальной практики. Данное понятие объединяет диаметрально противоположные виды сексуального поведения, начиная от причинения другому человеку неудобства и боли, унижения партнера и стягивания его тела путами - и заканчивая проявлениями покорности, урофилией и копрофилией. Считается, что типичным садистом является партнер, который испытывает удовольствие при условии, что он занимает доминирующее положение, оказывая или угрожая оказать негативное воздействие на другого партнера. Мазохист, в свою очередь, получает удовольствие в том случае, если он находится в подчиненном положении. Такое разграничение грешит упрощением, поскольку садистам и мазохистам может доставлять удовольствие любая из описанных выше ролей. Садизм и мазохизм - это две стороны одной медали, поэтому следует вести речь именно о садомазохистских наклонностях, даже при условии, что на определенном этапе одна наклонность начинает доминировать над другой (Blou, 1994; Weinberg, 1995).
Садомазохизм подразумевает определенную степень выраженности подобных тенденций. Обычная сексуальная активность также может включать в себя крепкие объятия, глубокие поцелуи, нежные пощипывания, царапание и даже укусы. Судя по результатам опросов учащихся колледжей, 25-30% респондентов практикуют во время сексуальной активности шлепки и стягивание тела различными путами (Elliott & Brantley, 1997), поскольку подобные действия стимулируют сексуальное возбуждение. Для садомазохистов определенные виды такой стимуляции приобретают особое значение и становятся необходимыми для достижения сексуального возбуждения и получения удовлетворения. Интенсивность данной стимуляции варьирует от нежных укусов и царапания до грубых шлепков и ударов.
В некоторых случаях партнеру наносятся кровоточащие порезы и раны. Партнеры, планирующие заняться садомазохистской сексуальной активностью, обычно заранее договариваются о допустимой степени негативного воздействия. Разумеется, никогда нельзя быть до конца уверенным, что соглашение не будет нарушено. Однако ирония ситуации заключается в том, что человек, занимающий подчиненное положение, как правило, обладает большими полномочиями, поскольку именно его реакция в конечном счете определяет направление взаимной активности (Weinberg, 1995).
Вероятно, наиболее распространенной формой садомазохистской сексуальной активности является реализация тех или иных фантазий и выполнение определенных ритуальных действий, основанных на разделении ролей между партнерами. Нередко доминирующий партнер исполняет роль сурового родителя, учителя или полицейского, т. е. выступает в таком обличии, которое подразумевает подчинение другого партнера. Финальным эпизодом подобной постановки зачастую оказывается инсценировка насильственного полового акта. Иногда сексуальная активность включает в себя дефекацию и мочеиспускание, поскольку некоторых индивидов привлекает в сексуальном плане моча (урофилия) или фекалии (копрофилия) (Weis & Goldberg, 1995). Согласно результатам проводившегося опроса на тему сексуального поведения (Janus & Janus, 1993), 4% женщин и 6% мужчин имели опыт сексуальной активности, связанной с урофилией и именуемой в обиходе "золотым душем". Почти все эти респонденты считали такие сексуальные действия вполне приемлемыми. Судя по данным, полученным в ходе последнего опроса учащихся колледжей, 10% респондентов практикуют "золотой душ" во время сексуальных контактов (Elliott & Brantley, 1997).
Вариантом садомазохизма является бондаж - практика стягивания различных частей тела путами. Зачастую в подобных случаях один из партнеров облачается в капюшон (Bronsky, 1991). В магазинах для взрослых предлагается широкий выбор аксессуаров, предназначенных для связывания тела или половых органов. Мужчины чаще всего стягивают пенис или мошонку кольцами и ремнями, для того чтобы испытать большее сексуальное удовольствие. Одиннадцать процентов мужчин и женщин имеют опыт сексуальных контактов с использованием подобных аксессуаров.
Крайне опасной вариацией на эту тему является гипоксифилия, которая может привести к аутоэротическому самоудушению. Некоторые люди, как правило юноши и мужчины, полагают, что, стягивая петлю на шее и провоцируя, таким образом, гипоксию, то есть сокращая поступление кислорода в мозг, можно обострить эротическое наслаждение и стимулировать оргазм. С этой целью нередко применяются различные способы самоудушения, позволяющие освободиться от петли, прежде чем наступит потеря сознания.
Люди, практикующие подобные методы, не всегда отдают себе отчет в том, что при надавливании на сонную артерию человек может потерять сознание совершенно неожиданно. По данным ФБР, жертвами подобного рода сексуальной активности ежегодно становятся 500-1000 американцев. Учитывая такую статистику, можно утверждать, что подобная практика распространена намного шире, чем бы можно было ожидать. Члены семьи человека, погибшего от самоудушения, как правило, испытывают сомнения в сексуальном характере происшествия и крайне редко называют в качестве причины смерти аутоэротическое самоудушение. Отчасти по этой причине молодежь до сих пор не имеет возможности ознакомиться с информацией об опасности, которую таит в себе эта форма сексуальной активности (Cooper, 1996; Garos, 1994).
Мы располагаем лишь весьма скудными данными о распространенности садомазохистских предпочтений и поведения. По некоторым оценкам (Janus & Janus, 1993), 14% мужчин и 11 % женщин имеют опыт, так или иначе связанный с садомазохизмом. Согласно результатам опроса 2000 студентов в Соединенных Штатах, Канаде и европейских странах, 8% американских студентов и 5% американских студенток практиковали "удары и шлепки перед петтингом или физической близостью". Среди британских студентов этот показатель значительно выше (17% мужчин и 33% женщин).
Следует обратить внимание на то, что шлепки являются самой распространенной формой наказания детей в Англии. В рамках субкультуры геев и лесбиянок существует особая прослойка геев и лесбиянок с садомазохистскими наклонностями (Bronski, 1991; Stamps, 1991; Blau, 1994).
В специальных разделах бульварных газет, которые можно приобрести во многих городах, садомазохисты дают объявления, указывая предпочтительную роль потенциального сексуального партнера.
Согласно одной из теорий, садомазохизм - это бегство от повседневных забот и от ответственности, которые связаны с нормальной идентичностью. Играя роль мазохиста, индивид освобождается от страха, вызываемого необходимостью принимать ответственные решения. Садомазохисту не нужно заботиться о соблюдении приличий и о самоконтроле. Кроме того, благодаря этой роли индивид избегает чувства вины и беспокойства (Bader, 1993). Существует также мнение, что садомазохизм - это бегство от реальности (Chassequet-Smirgel, 1991) или результат тесной взаимозависимости агрессивных и сексуальных эмоций, возникающих на раннем этапе развития индивида (Kernberg, 1991).
Обзор исследований, посвященных садомазохизму, позволяет сделать вывод о том, что подобное поведение представляет собой социальный феномен, имеющий место в различных культурах. Так, доминирование и подчинение, как правило, являются типичными характеристиками любого общества. Кроме того, общество ценит агрессивность. Неравенство между различными слоями населения создает ситуацию, при которой иллюзорное и временное изменение субординации может выполнять функцию сексуальной стимуляции.
Следует отметить, что подобное поведение подразумевает достаточное количество свободного времени, а также позитивную оценку собственных фантазий и творческий подход к их реализации (Weinberg, 1995). Тем не менее в целом феномен садомазохизма остается малоизученным, и в будущем ученым следует сосредоточить свое внимание на исследовании отношений между садистами и мазохистами, а также на выявлении роли символизма в подобных сексуальных практиках.