Клизма, также называемая клистир, является сильно недооцененным анальным наслаждением. И несправедливо. На протяжении веков по всему миру люди ставили клизму, поодиночке или вместе. Старый добрый Марк Твен еще в XIX веке сказал: "Если Вы хотите растрогаться, не читайте книг, поставьте клизму". Твен согласился бы со мной в том плане, что если Вы не можете поставить клизму, читать об этом тоже является удовольствием. К сожалению, в его время (1835-1910) не было книги, которая сегодня дает читателям часы наслаждения, а его слова вынесены в ее эпиграф. Это прекрасно написанная и богато проиллюстрированная книга Дэвида Бартона-Джея (David Barton-Jay) "Клизма как эротическое искусство и история вопроса" (The Enema As An Erotic Art And Its History).
Эротическое использование клизмы, конечно, принадлежит не только геям. Возможно, это простое совпадение, что первую книгу по этому вопросу написал гей...
ИСКУССТВЕННОЕ УДОВОЛЬСТВИЕОбычно клизму считают чем-то чисто медицинским. В энциклопедии начала ХХ века говорится: "Клистир или клизма - впрыскивание жидкости через специальную иглу в нижний отдел кишечника. Впрыскивание может производиться по нескольким причинам, обычно для стимуляции работы кишечника, но также и для прекращения диареи или кровотечения, чтобы успокоить раздражение, уничтожить глистов, стимулировать подачу питания и т.д. Часто клизму ставят детям. Также существуют приспособления под названием клизмонасосы, чтобы ставить клизму самостоятельно. Также для этой цели применяются спринцовки".
В относительно свежем издании этого источника также ничего не говорится о том, что клизма может использоваться для получения эротических ощущений. Хотя сложно предположить, что эта мысль является чем-то новым. В библии декаданса, книге Жориса-Карла Хюйсмана (Joris-Karl Huysman) "A Rebours" (1884) главный герой, Жан дес Эссентис (Jean des Esseintis), очень обрадовался, когда доктор прописал ему дополнительное питание через клизму: "(...) улыбка озарила его лицо, когда помощник прописал ему питательную клизму и сказал, чтобы он делал ее три раза в день. Лечение прошло успешно. Дес Эссентис не мог испытать большей тайной радости от этого устройства, оно было как бы завершением того существования, которое он создал для себя: его склонность ко всему искусственному, даже без лишних просьб, достигла своей вершины. Дальше идти было уже некуда. Питаться таким образом! Это превосходило пределы всех его фантазий".
Удовольствие, которое дес Эссентис испытал в этом отрывке (а также и в последующих), возможно, и не было естественным, но не было оно и эротическим. Однако уже в то же самое время было известно и об эротическом наслаждении от использования клизмы. Маркиз Франц фон Байрос (Franz von Bayros, 1866-1924), в основном известный по своим эротическим рисункам, которые он публиковал под псевдонимом Choisy le Conin, издал книгу... Книга называлась "Die Bonbonniere. Galante und artige Sammlung erotischer Phantasien" и вышла в свет в 1907 году. Он сам нарисовал для нее рисунки, в том числе фантазию о клизме "Der Dienst". Мартин ван Маэле (Martin van Maele), еще один эротический художник конца XIX - начала ХХ века, использовал изображение применения клизмы в своих работах регулярно. Интересно, что оба художника использовали устройства XVIII века. Это говорит о том, что данная практика была популярна уже на протяжении многих лет.
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙИсторию применения клизмы можно проследить с самых ранних дней нашей цивилизации. В папирусах, датированных 1500 годом до н.э., которые содержат медицинские знания египтян, уже упоминают клизму. Несмотря на то, что там описано только медицинское использование клизмы, Бартон-Джей утверждает, что это не значит, что эротическое их применение было им неизвестно.
Клизма не была известна и в классических культурах средиземноморья. Только в Китае знали о ее лечебных свойствах, а также в некоторых племенах Северной Африки и культурах ацтеков и майя. Американские индейцы использовали клизму для употребления наркотиков.
В то же время видно, что клизма не исчезала полностью из поля зрения людей. По словам Бартона-Джея, честь первого академического исследования клизмы принадлежит некому голландцу Рейниеру де Граафу (Reinier de Graaf, 1641-1673 гг.). Этот анатом и физиолог в 1668 году опубликовал книгу "De clysteribus". В то время клизму делали с помощью настоящего шприца. Это приспособление смущало многих, так как ставить ее должны были посторонние люди. Самому клизму поставить было нельзя. Де Грааф посвятил свою жизнь разработке метода постановки клизмы в одиночку. Благодаря его работе пациентам стало возможно ставить клизму когда, где и как они захотят. Своей работой он проложил дорогу к сексуальным экспериментам с клизмой.
Бартон-Джей пишет: "Клизма была освобождена от своей связи с медициной и от пут морали в то же самое время, когда медицинская практика начала свое восхождение к власти и спорам о морали. Именно с этого момента мы можем предположить, что клизма начала свою жизнь для удовольствия".
Метод де Граафа был действительно очень прост. Он присоединил гибкую трубку к традиционно используемой спринцовки. Деревянный наконечник был сделан таким образом, что при введении его в анальное отверстие, он идеально туда вписывался и не позволял жидкости выливаться обратно. Это изобретение привело к росту популярности клизмы, особенно при дворе Луи XIV. Правда, иной раз его использовали не совсем по назначению, так как с его помощью легко можно было ввести яд.
ФЕТИШХотя в более близким к нам временах клизма оставалась любимым эротическим занятием, приход к власти нацистов помешал публикации книги по сексологии "Jahrbuch fur Triebforschung". Почти весь отпечатанный тираж исчез, но один из немногих сохранившихся экземпляров был опубликован факсимильным изданием несколько лет тому назад под названием "Fetisch und Fantasie". Эта работа содержит большое количество, в основном анонимных, рассказов об "унизительных примерах сексуальной практике" (вместе с фетишами о кроватях и обуви, а также фантазиях о шлепках и наказаниях).
В рассказе "Ein klyzomaner Geheimzirkel" свидетель описывает случай, когда небольшая группа людей наслаждалась изысканной пищей, после чего они получали удовольствие от эротических клизм. Редактор книги доктор Шертель (Schertel) пишет в коротком введении: "Этот рассказ дает весьма ясное описание культивируемой эстетической техники подобной практики, которую обычно считают неэстетичной".
Рассказ "Brief eines Klyzomanen", который также входит в "Fetisch und Fantasie", гораздо более интересен, так как кажется правдоподобным. Автор также дает высокую оценку тому факту, что Шертель уделил много внимания теме клизмы в своей более ранней книге "Gesasserotik" 1932 года: "Я могу заверить вас, что групп мужчин и женщин, заинтересованных в данной гигиенической практике, гораздо больше, чем обычно считают". После этого он подчеркивает, что помимо Франции и Англии, интерес к ней возрастает и "на нашей родине". Он знает об этом, поскольку сам является поклонником клизмы.
ЮМОРК сожалению, в книге Шертеля практически не упоминается однополая эротика. В предисловии к "Fetisch und Fantasie" Август С. Раух (August C. Rauch) пишет: "Кажется, что фетиши следуют некой моде. После фетишей на кожу и резину (не упомянутых в книге Шертеля - Gay.Ru), сейчас мы столкнулись с "клизмоманией" из Америки. Но ней нет ничего нового...". Ранее упомянутые рассказы о клизме подтверждают этот факт.
Доказательство этого можно найти и в книге Ларри Таунсенда (Larry Townsend) "Настольная книга любителей кожи, часть 2" (The Leatherman's Handbook II), изданной в 1983 году. Там написано: "Клизмы были весьма популярны в 1920-е и 30-е годы (...) и как результат по сей день можно найти много разных интересных штучек, в основном принадлежащих знатокам и энтузиастам клизмы". Дэвид Бартон-Джей определенно относится к последней категории, так как он приводит много фотографий довоенных клизменных штучек из собственной коллекции. Чувствуется, что, приобретая все эти объекты, он испытывает что-то сродни эксгибиционизму.
Итак, клизма вновь в моде. Иначе книга Бартона-Джея не вызвала бы столь оптимистичные отклики и не выдержала бы третьего издания с 1982 года - ведь она не так дешева. Конечно, надо учитывать и другие факторы. Книга представляет собой интересное чтение даже для тех, кто не очень интересуется клизмами. Издание успело приобрести и некий культовый статус.
В книге "Клизма как эротическое искусство" десять глав. Я уже рассказал - и достаточно подробно - об исторической главе. После короткого предисловия Бартон-Джей рассказывает о своем первом опыте с клизмой в главе "Мой секрет", которую ему поставила в раннем детстве мать, и о том, как он очарован красной грелкой. В конце концов, когда он оказался один дома, он рискнул сам поставить себе клизму, что привело к немедленной эякуляции. Похоже, что клизму часто ставят детям в Штатах. Она упоминается несколько раз в качестве первого сексуального опыта.
Например, в главе "Секреты других" Бартон-Джей рассказывает об опыте других людей, о котором он узнал, разместив объявление в журнале Advocate. Здесь есть весьма милая садомазохистская переписка с неким Ларри. В следующей главе, "Очарование", автор удивляется, что же именно приводит к такому возбуждению. Вопрос, на который невозможно ответить. Поэтому он быстро меняет тему разговора на то, что об этом было сказано в литературе, и психологических исследованиях.
В короткой главе "Основы клизмы" Бартон-Джей предлагает несколько советов того, как сделать клизму подлинным удовольствием, а не катастрофой.
Многие из тех, кто заинтересуется клизмой, попробуют ее впервые на себе. Но после этого может возникнуть желание попробовать поставить ее кому-либо еще... Или чтобы вам поставил ее кто-нибудь другой. Соблазнить кого-либо будет нелегко, так как это всегда связано с экскрементами.
Возможно, стоит подчеркнуть, что фетиш с клизмой не является автоматически фетишем с фекалиями. Чтобы увеличить ваши шансы на успех, Бартон-Джей дает парочку советов в главе "Поставить другому". Например, вы можете ставить себе клизму, когда ваш партнер смотрит на это, или, возможно, помогает... "Если он увидит то удовольствие, какое получаете вы, он захочет попробовать это на себе". С другой стороны, есть несколько предложений, которые не подойдут каждому. Я сам, например, не стал бы пытаться незаметно подсунуть своему партнеру клизму в надежде, что он получит от этого удовольствие.
АКТ ДОМИНИРОВАНИЯВыше я уже упоминал о садомазохистской практике с клизмой. Причина этого, конечно же, заключается в том факте, что люди, любящие садомазохизм, используют свою фантазию более бурно. Бартон-Джей приводит один из аспектов, которые может привести к более жесткому сексу, когда рассказывает о возможных позах для принятия клизмы: "Я думаю, что поза на коленях останется наиболее популярной во всем мире из-за физической близости одного партнера к другому".
И кто же сможет сопротивляться желанию добавить румянца на эти с радостью подставленные щеки. Но также возможно использовать клизму саму по себе как акт наказания или как демонстрацию того, кто является боссом. Пэт Калифиа (Pat Califiia) пишет об этом в книге "Sapphistry" (1980 г.): "Заполнение прямого кишечника теплой водой дает чувство более сильное, чем простое анальное проникновение. Чем медленнее вы будете вводить воду, тем больше ваш партнер сможет ее удержать. В контексте садомазохизма поставить клизму символизирует отдать другому контроль над испражнениями. Решать когда нужно, чтобы партнер освободил свой кишечник, означает обладать им".
Вопрос, возникающий после прочтения книги Бартона-Джея, - сколько же людей на самом деле занимаются анальным промыванием? Ответить в целом на этот вопрос невозможно. Однако можно дать ответ для американских геев, занимавшихся садомазохизмом в 1970-х. Ларри Таунсенд включил в первое издание "Настольная книга любителей кожи" (The Leatherman's Handbook, третье издание 1977 года) результаты опроса, который он провел среди этой группы. У 70 % респондентов имелись приспособления для клизмы.
Более интересен ответ на вопрос, какую сексуальную игрушку вы хотели бы видеть у своего партнера.
Чуть меньше 80 % мазохистов хотели, чтобы у их партнера в доме было приспособление для клизмы. 0 % садистов полагали, что такое приспособление нужно.
Становится ясно, что поставить клизму - как уже заметил Пэт Калифиа - представляется актом доминирования, особенно для мазохистов. Тем более любопытно, что в своей книге он отвел этой эротической практике не очень много места. Эту ошибку автор исправил лишь во втором издании 1983 года. Примечательно, что книга Билла Брента (Bill Brent) "Полный гид по анальному сексу для мужчин" (Ultimate Guide to Anal Sex for Men, 2002) много говорит о клизме как о подготовке к анальному сексу, но когда дело доходит до эротического наслаждения от клизмы, автор ограничивается ссылкой на иссследование Бартона-Джея как на "причудливую и труднодоступную книгу" и продолжает рассказ о травматическом опыте, который имели некоторые люди с клизмой.
Я не хочу следовать за теми авторами, которые пишут о сексе, требующем большего, чем просто "движений вверх-вниз", поэтому, как Бартон-Джей, закончу свою статью его "Одой воде" (Ode To Water):
Есть множество разных жидкостей,
Которыми люди любят себя наполнять -
Пахта, кофе, содовая,
Растворяющиеся шипучие таблетки.
Некоторым нравятся они погорячее,
А кто-то принимает их с вином -
Но дайте мне доброй старой воды,
И я напьюсь ею допьяна!