На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Говорит и показывает
В прошлом месяце издательство MIT Press опубликовало на английском языке эссе "Сумасбродные задницы" (The Screwball Asses) одного из пионеров французского движения за права геев Ги Окингема (Guy Hocquenghem). В этом эссе, впервые появившемся на свет в 1973 году, автор подверг жесткой критике современную ему гей-культуру и использовал предложенный Жилем Делезом и Феликсом Гваттари метод "шизоанализа" для деконструкции категории "сексуальность". Ги Окингема можно считать одним из первых последователей популярной сейчас на Западе квир-теории. Однако, в отличие от своего современника Мишеля Фуко, его имя практически неизвестно за пределами Франции.
Ги Окингем родился в 1946 году в пригороде Парижа. В возрасте 15 лет, учась в лицее, Ги стал любовником своего учителя философии, который открыл ему мир изящного слова и гомосексуальных желаний. Будучи студентом престижной Высшей школы социальных наук, в 1968 году Ги активно участвовал в майских студенческих волнениях во Франции. В 1971 году он основал Гомосексуальный Фронт Революционного действия (Front Homosexuel d'Action Revolutionnaire) - организацию, объединяющую радикальных активистов гомосексуального движения.
Два главных эссе Окингема - "Гомосексуальное желание" и "Сумасшедшие задницы" - появились в 1972 и 1973 годах, соответственно. В этих произведениях Окингем резко обрушивается как на буржуазную культуру, так и на движение за права геев, в том виде, в каком оно существовало в начале 1970-х годов. Используя методы шизоанализа, предложенного французскими философами-постструктуралистами Жилем Дилезом и Феликсом Гваттари, Окингем подвергает беспощадной критике психоаналитические теории возникновения сексуальности.
По мнению Окингема, сексуальность является не естественной характеристикой человеческого существа, а социальным конструктом, выдуманным капиталистическом обществом и призванным разделить людей на группы в зависимости от объекта их полового влечения. Выделение гомосексуальности как особой сексуальной ориентации, по мнению Окингема, является способом создать для геев своего рода культурную резервацию, изолировать их, маркировать как девиантную группу и социально опасных чужих. Гомосексуальное желание при этом становится каналом, с помощью которого буржуазия направляет свободные и потенциально опасные для нее импульсы тела в русло социально допустимого, пусть и осуждаемого поведения.
Утверждая, что капитализм вынуждает нас любить определенные тела, строго маркированные как женские или мужские, Окингем заявляет о том, что подлинно революционным, радикальным, марксистским жестом будет отказ от восприятия тела как объекта любви, разделенного по половому признаку. "Свободная любовь" по Окингему не означает пропаганды бисексуальности, ибо бисексуальность является для него еще одной созданной капитализмом категорией желания, на этот раз направленной как на мужские, так и на женские тела. В деконструкции категорий желания, в уничтожении самих социальных и культурных маркеров, определяющих пол тела и направление влечения, и заключается цель революционного сексуального проекта Окингема. Такое желание, свободное от ограничений и условностей, будет орудием борьбы с ханжеской моралью буржуазного общества.
Легко провести параллели между эссе Окингема и появившимися примерно в те же годы работами Мишеля Фуко по истории сексуальности, психиатрии и тюремной системы. В своем трехтомном труде "История сексуальности" Фуко, подобно Окингему, определяет сексуальность как социально-культурный концепт, появившийся в середине XIX века. Появление "сексуальности" Фуко связывает с возникновении "биополитики", то есть ряда дисциплинарных практик, целью которых являлось управление обществом посредством контроля над человеческими телами. Тела, попавшие в поле биополитики, определялись как "здоровые" или "больные". Именно как разновидности "больного тела" в XIX века появляются различные классификации психических заболеваний и сексуальных "извращений" - гомосексуальность, педофилия, онанизм, садомазохизм.
Несмотря на очевидные сходства Окингема с Фуко, в работах двух авторов можно найти и много различий. В своих интервью и беседах Фуко не скрывал восхищения формирующейся в то время гомосексуальной субкультурой, особенно такими распространенными в ней практиками, как садомазохизм и бодибилдинг. По мнению Фуко, культ мужественности, пропагандировавшийся в среде геев-бодибилдеров и поклонников БДСМ, бросал вызов общественной морали и разрывал закрепившуюся в буржуазной культуре связь гомосексуальности с феминниностью. Окингем относился к современной ему гей-культуре гораздо более критично. Растущие как грибы после дождя бары, клубы, сауны и "темные комнаты", он вопринимал как "культурные гетто", cоциальные пространства, созданные для распределения и своего рода "сублимации" революционного потенциала сексуального желания.
Скандальность высказанных Окингемом идей о сексуальности привела к тому, что весь тираж "Сумасбродных задниц" конфисковала полиция, приговорив издателя - философа Феликса Гваттари - к 600 франкам штрафа за пропаганду непристойности. В результате уничтожения большей части тиража книга в течение почти полувека не могла найти своих читателей.
После публикации "Гомосексуального желания" и "Сумасбродных задниц" Окингем продолжил карьеру писателя и философа, создав несколько теоретических текстов и художественных романов. В книге "L'Amour en Relief" он повествует о жизни слепого юноши из Туниса, открывшего для себя сексуальное удовольствие как способ противостоять тоталитарной идеологии французского буржуазного общества. Эссе "Атомное сердце" является попыткой применения философии дендизма, гностицизма и эпикуреизма к описанию тела, разлагающегося от СПИДа. Роман "Ив" ("Eve") представляет собой повествование, составленное из выдержек из Книги бытия и медицинских диагнозов ВИЧ-инфицированного.
Ги Окингем умер в 1988 году в Париже от последствий СПИДа. На момент смерти ему было 42 года.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".