Одним из безусловных открытий 2010 года стал музыкант Александр Залупин, выпустивший в июле альбом "Сладкий и Гадкий". Нам удалось поговорить с новоиспеченным королем гей-шансона.
Здравствуйте, Александр Сергеевич. Раз уж вы решили дать интервью, то может ответите на вопрос "Who is Mr. Zaloopin?", и почему он прячется, как когда-то Пелевин?
Здравствуйте. Ну, во-первых, я наследую определенную музыкальную и художественную традицию - на планете Земля довольно много исполнителей, скрывающих лицо: от The Residents и Kiss до Gorillaz и Бэнкси. Во-вторых, мне так интересней: я комфортнее себя чувствую, наблюдая со стороны за тем, в какой кипиш все это превращается. Наконец, толерантность в нашем обществе, отношение к гей-культуре далеки от совершенства. Я еще неуверен, сможет ли публика адекватно воспринять Александра Залупина. Ваши литературные ассоциации мне приятны, но я бы скорее сравнивал себя с Сорокиным: я также с одной стороны разрушаю, с другой - созидаю, даю шанс Странной Русской Музыке.
А вообще: Залупин Александр Сергеевич, 1970 года рождения, ранее судимый. 16 ходок. Петушиный Король. С 2008 года не употребляю. С 2009 года плотно занимаюсь музыкой (начал в 2002, потом опять заехал). В 2010 году вышел альбом "Сладкий и Гадкий". Интересуюсь современным искусством. Люблю жизнь.
Вы считаете себя первопроходцем гей-шансона, или у этого жанра уже были последователи?
Песня "Судьба" была написана мной в 2002 году, тогда же я придумал определение "гей-шансон". В 2010 году в сети для свободного скачивания я разместил свой первый альбом "Сладкий и Гадкий", на обложке которого уже было написано "Александр Залупин - икона гей-шансона" и был размещен логотип "Гей-шансон". Естественно, сейчас, когда этот альбом скачали тысячи людей, появляются персонажи, которые говорят, что мы это придумали давным-давно, даже присылают какие-то записи, но это пустопорожние разговоры. До Гагарина тоже собаки и свиньи летали на космических кораблях, но первым космонавтом является именно он.
Что заставило вас написать первую песню?
Боль от соприкосновения с реальностью. Ах** от происходящего вокруг. Мелкость здешней жизни. Клаустрофобичность и вонь помещений. Песня называлась "Судьба".
Каким вы представляете своего слушателя?
Мои песни рассчитаны на массового слушателя. Альбом "Сладкий и Гадкий" может прийтись по нраву любому человеку: посетителю сайта Gay.Ru, водителю маршрутного такси, скучающему в камере преступнику, топ-менеджеру газовой корпорации, молодому моднику, современному художнику, студенту, домохозяйке... Другое дело, что сам я ощущаю себя кондитером, готовящим многослойные торты, а многие не доходят ниже смешной кремовой верхушки, которая тоже безусловно очень вкусна. (Тут хочу порекомендовать рецензию музхудкритика Арсения Троцкого "Мир после Александра Залупина", наиболее полно раскрывающую то, о чем я здесь говорю). Другая ассоциация, которую я хочу предложить, наркотического характера. Если воспринимать песни с альбома "Сладкий и Гадкий" как меняющие сознание пилюли, то идеальный слушатель это тот, кто готов отправиться с Александром Залупиным в путешествие, иногда даже взявшись за руки и т.д.
Как вы считаете, содомия на зоне происходит по большей части из-за отсутствия женщин или у нее все-таки какая-то другая природа: например, иная иерархия общества, существующего вне общепринятой нормы и позволяющая на многие вещи взглянуть по-другому?
Я думаю, это связано с тем, что в ограниченных условиях русской тюрьмы возрастает степень сакральности фаллоса. Ведь на зоне для того, чтобы "опуститься", необязательно вступить в анальную или оральную связь, достаточно быть "х*ем тронутым". Т.е. х*й здесь уже в прямом смысле и волшебная палочка, и скипетр, символ власти. В этом смысле зона - место, где оживают слова.
Почему в большинстве случаев лирический герой Залупина носит пассивный характер: попадает в дурацкие ситуации или оказывается жертвой; ему больно и стыдно? Это не тот агрессивный образ, к которому мы привыкли: ни американский мачо Могутин, который перетрахал всех моделей, ни гламурный женоненавистник Намбаван.
В классическом русском шансоне, например, в творчестве Аркадия Северного, самоироничные песни были очень распространены. Навскидку, таких композиций, в которых герой неудачно сходил на дело, попал в дурацкую ситуацию, потерпел любовное фиаско, фраернулся (а часто и все сразу) больше половины. Такие истории (а это именно увлекательные истории) интересно и весело слушать и людям, имеющим отношение к преступному миру, непосредственно находящимся в тюрьме и с ним почти незнакомым. Этого бодрого духа самоиронии очень мало в той музыке, которую принято называть "русский шансон" - зачастую его неинтересно и даже невыносимо слушать. В этом смысле рэп, имеющий с русским шансоном много общего, ушел куда дальше - современные русские ЭмСи уже смеются над собой. С другой стороны, предлагаю вам обратить вниманию на мое крайнее произведение "Ты не едешь в Магадан". Здесь мой герой, как бы отвечая медиавойне Нойза МС и Шнура, общается с Васей Обломовым, выступая в необычной роли защитника русского шансона.
Как вы, кстати, относитесь к творчеству Намбавана?
Намбаван - реальный пацан, Хороший рэпер, язык как пропеллер. Держи банан, Намбаван, Ат души, братан! Нравится мой банан? Мне тоже нравится, что тебе нравится мой банан! Банан вкусный и питательный, в нем много белков. Слушайте Залупина и реальных реперОв!
Почему в одной из самых популярных ваших песен вдруг возникает биеннале искусства? Вроде бы не очень шансонная тема?
В случае с "Биеннале" меня в первую очередь интересовал фонетический аспект. Мимо такого созвучия "е*али - биеннале" трудно было пройти, ведь не секрет, что это непривычное для русского уха слово часто произносится с искажениями. К тому же в своих песнях я поднимаю тему "маленького человека", петуха, а здесь этот маленький человек - зритель. Т.е. с одной стороны, этот маленький человек сталкивается с непонятным ему современным искусством, с другой - это искусство, в данном случае, на*балово. В итоге получился хит, довольно точно характеризующий ситуацию в современном русском искусстве.
А что вас вдохновляет в современном искусстве?
Из общего кислого фона могу выделить несколько интересных, на мой взгляд, проектов. Во-первых, это заехавшие недавно в "Кресты" художники из группы "Война". Как вы понимаете, фаллическая тема мне близка, и ничего более грандиозного, чем их х*й на Литейном, я за последнее время в искусстве не видел. Во-вторых, это близкий мне в своей самобытности Гоп-арт. Еще из интересного - Таджикс-арт и ростовские художники... забыл, как называется группа, такой "Крестовый туз", т.е. новый "Бубновый валет", кажется, "Шкряба и торт".
Как вы считаете, чего человеку действительно стоит стыдиться?
Это сложный вопрос, на который каждый должен ответить индивидуально. Я знаю точно, за что человеку НЕ должно быть стыдно. За то, что ты не такой, как все. В России так принято, что тебе стыдно ежедневно и ежечасно, так вот, Раба уже недостаточно выдавливать, его нужно выбрызгивать! Выбрызгивать сладенько, хорошо выбрызгивать, выбрызгивать долго, выбрызгивать тихо, выбрызгивать громко, крича выбрызгивать, выбрызгивать.
Вы любите отечественную эстраду? Знаете, сейчас вся желтая пресса гудит о скандале с Киркоровым. Вы осуждаете Филиппа Бедросовича?
В русской эстрадной песне порой происходят невообразимо дикие и смешные вещи. Киркоров здесь, конечно, флагман. Мне очень понравилось его летние выступление под балканский минус и в шотландской, кажется, юбке. Думаю, если бы ни эта пощечина, он зимой уже пел бы какие-нибудь трели в костюмах зверей и птиц. Что касается общего впечатления от эстрадной музыки, то расстраивает ее закомплексованность и герметичность. Нет диалога с действительными музыкальными трендами, с настоящими продюсерами, есть какие-то нержавеющие музмафиози, которые всю эту кашу варят. Это именно что "эстрадная музыка", как вы верно заметили, а ей пора бы уже эволюционировать в "поп". Слово "поп" похоже на "попа", что куда приятней.
Как вы относитесь к тому, что мат стал фактически нормой русского языка? Не обидно, что использование ненормативной лексики больше не является неким знаком избранности?
По тому, как человек ругается матом, как он работает с этим сакральным языком, можно составить о нем полное впечатление. Уличный пивной матерщинник не только не получает волшебных бонусов, но и обращает магическую силу против себя. Правильное же использование матерного языка есть не только владение оружием, но и истинный дендизм.
Планируете ли Вы начать концертную деятельность?
Безусловно. В 2011 году. Люди ждут. Но билеты не будут дешевыми, а шоу будет непредсказуемым. И попасть на концерт будет непросто.
Услышим ли мы ваши новые хиты?
У меня полный ящик текстов потенциальных хитов. Только вчера приехал из студии, где мы записали специальный новогодний хит. Как известно, многие эстрадные и поп-исполнители делают новогодние песни, чтоб вписаться в корпоративные отмечалова и играть на репите в головах у празднующих людей. Я тоже решил не отставать. Оценить изящество моего нового шедевра можно здесь >>> С Новым годом, пацаны! Сильно не напивайтесь!