- Почему при упоминании в СМИ движения "Поколение свободы" в первую очередь говорят о гомосексуальности его организаторов? Заголовки вроде "Голубые медведи покинули логово" стали своеобразным ярлыком, по которому читатели определяют, что речь пойдет именно об этом движении. Каково отношение самого "Поколения" к такому положению дел?
- Сейчас все стабилизировалось, но был период, когда нам это очень мешало. Мои коллеги по движению, среди которых были люди только пришедшие в политику, с трудом воспринимали такие потоки общественного внимания, со всеми положительными и отрицательными сторонами этого явления. О себе могу сказать, что мне не привыкать быть объектом внимания.
Другой момент связан с отношением к этой теме "Единства". Пока мы были внутри "Единства" проблема стояла очень остро. Сейчас, когда мы находимся внутри СПС, которое в высшей степени равнодушно к разного рода слухам и сплетням, у нас нет никаких проблем. СПС лояльно к любой проблематике, в том числе к теме гомосексуальности. Даже если бы все опубликованное в прессе было бы 100-процентной правдой, думаю, в СПС отнеслись бы к этому по крайней мере равнодушно.
- Как сами организаторы и участники движения "Поколение свободы" относятся к теме гомосексуальности?
- В некотором роде для нас это больная тема. В первую очередь потому, что нас постоянно ею "попрекают". Мы рассматриваем этот вопрос только в контексте правозащитной деятельности. Сексуальные меньшинства - реальная, достаточно значительная категория населения, охватывающая до 10 процентов взрослого населения. Подвергаются ли они дискриминации? Да, безусловно. Изменение текущего положения дел - наша работа.
- А каково, собственно, текущее положение дел? Что сейчас происходит в России по отношению к гомосексуалам?
- Официальная государственная позиция России по отношению к гомосексуалам заявлена, прежде всего, фактом отмены 121-ой статьи Уголовного кодекса. Подобное решение было достаточно прогрессивным для того положения, в котором находилась наша страна в 1993 году. Напомним, что в США до сих пор в ряде штатов существует уголовная ответственность за мужеложство.
Другое дело бытовой уровень восприятия. На этом уровне такое явление как гомофобия распространено в значительно большей степени, чем, например, антисемитизм или расовые предрассудки. Наибольшее распространение оно получило за пределами крупных городов. Если в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других больших городах ведется широкая просветительская работа, существует специфическая геевская структура развлечений, клубов, бюро путешествий, то в глубинке этого нет. Гея могут не принять на работу, могут без объяснений выгнать, могут попросту избить на улице. Вот в чем реальная проблема России. Если сравнивать отношение российского общества, например, с европейским, то сравнение будет увы не в нашу пользу. Хотя и там существует проблема "Центра и провинции". Понятно, что в Нью-Йорке одно отношение, а где-нибудь на заброшенном калифорнийском ранчо - другое. Но, тем не менее, там гомофобия общественно порицаема. Ни один политический деятель не может выйти на трибуну и заявить: "Я не люблю геев". Его просто заклюют. Его "измордует" пресса, он лишится своей работы, против него может быть возбуждено уголовное дело.
Представьте что было бы у нас, если бы мы решили, например, провести опрос в Госдуме... Если бы "их" политики высказали что-нибудь подобное, они бы попросту сидели в тюрьме. А у нас - депутатская неприкосновенность, иммунитет: "Говори что хочешь".
- Существует ли в России какая-нибудь общественная организация, которая бы занималась проблемами геев?
- Нет. Я специально занимался изучением этого вопроса. В России был целый ряд организаций, которые занимались правозащитной деятельностью. Но это было до отмены 121 статьи. Были активисты, организации, специализированные издания, которые выпускались на деньги/пожертвования активистов или каких-либо западных фондов. Они прекратили свое существование после отмены ст. 121. Эти организации уходили корнями в демократическое движение конца 80-х-начала 90-х годов, многие из них вышли из "Демократического союза", многие - из митинговых демократов первой волны. Часть субсидировалась медицинскими и гуманитарными фондами. На сегодняшний день нет необходимости решать этот вопрос на законодательном уровне, поэтому такие организации исчезли. Это может быть связано с целым рядом причин: и с персоналиями лидеров, которые стояли во главе организаций, и с тем, что западные фонды больше не вкладывают деньги в российские некоммерческие организации правозащитного характера.
Сейчас этими проблемами в большей степени занимаются организации, близкие к сфере здравоохранения. В основном это АнтиСПИДовские фонды. Их несколько в России. Они занимаются проблемами сексуальных меньшинств, но не с точки зрения их прав, а с точки зрения реабилитации и профилактики. К примеру, фонд "Имена". Он работает в тесной связи с американскими и европейскими структурами. Занимается просветительской деятельностью и рекламно-пропагандистскими акциями.
- Можно ли, суммируя вышесказанное, сделать вывод, что гей-сообщество не заинтересовано в защите своих интересов?
- Проблема в том, что гей-сообщество в значительно меньшей степени по сравнению с еврейским сообществом, армянской общиной, или с кем-то еще, хочет быть выделенным в отдельную категорию граждан. Геи хотят максимально интегрироваться в жизнь, во все социальные институты.
В любом геевском сообществе вам скажут, что "проблемы гомосексуальности" не существует, есть проблема "отношения общества к гомосексуальности", а также проблема невозможности юридического оформления отношений гомосексуальной семьи. Не думаю, что когда-нибудь эта проблема будет у нас решена, хотя шаги в сторону разработки института гражданского брака делаются. Наше движение намерено выдвинуть подобную законодательную инициативу, однако, в плане прохождения на сегодняшний день она, к сожалению, бесперспективна.
- Неужели нет необходимости в создании общественной организации для решения подобных проблем?
- Объективно, наверное, такая организация нужна. Более того, я не вижу ничего противоестественного в образовании политической партии людей, объединенных интересом к решению проблем гомосексуалов. Такая партия могла бы защищать интересы геев и лесбиянок. Сейчас данный сегмент свободен, поэтому если кто-нибудь займется проработкой этого сегмента, будет любопытно посмотреть, что из этого получится. Если бы этим занялся "вменяемый" человек, мы могли бы поддержать его, рекомендовать там, где это необходимо.
- Наверное, сейчас трудно предположить, какой могла бы быть программа такой партии и по какому партийному списку, кроме СПС, она могла бы пройти?
- Да, сложно. Хотя я знаю, что есть другие партии, в которых отношение к гомосексуалам действительно лояльное. Мне кажется, что достаточно взвешенная доктрина в области сексуальных отношений у ЛДПР, может быть, у "Яблока". Понятно, что это не коммунисты, и не центр. Маловероятно, что кто-нибудь, позиционируя себя таким образом, мог бы пройти по одномандатному округу. Хотя, если взять зарубежный опыт, мы видим, что это тоже возможно - там гомосексуалы избираются мэрами, губернаторами, сенаторами и конгрессменами. Нам до этого, увы, далеко. Необходимо, чтобы общество для начала привыкло к явлению гомосексуальности как таковому, и перестало воспринимать это как болезнь, преступление или отклонение. Так что сейчас говорить об этом рано.