Каждый год в первое воскресенье августа по амстердамским каналам проходит череда лодок и барж, украшенных флагами и цветами. Их пассажиры - одни в феерических сказочных одеждах, другие полуобнаженные, третьи в униформах известных фирм и предприятий - ритмично движутся под музыку. Это красочное водное шоу представляет собой парад геев, лесбиянок и трансгендеров. В чем смысл этого зрелища? Торжество свободы и толерантности в стране, где легализированы однополые браки? Веселый красивый праздник? Не только. Своими лозунгами, плакатами, да и просто участием в параде представители сексуальных меньшинств напоминают согражданам о своем равноправии и неприкосновенности. Ведь оказывается, даже в Голландии с этим все не так просто и однозначно.
ПОЛИЦЕЙСКИЕ, ПОЧТАЛЬОНЫ, ЕВРЕИ...
Шоу на воде является кульминационным событием ежегодной амстердамской недели сексменьшинств, включающей концерты, художественные выставки, уличные представления, спортивные мероприятия, кинопоказы. Хотя я живу в Нидерландах уже много лет, на гей-парад отправилась впервые. Благоразумно приехала на час раньше, поскольку знала, что найти свободное место на набережной будет непросто. Толпа, действительно, оказалось нешуточной, но, как выяснилось позже, значительно меньше, чем в прошлом году: 380 тыс. по сравнению с более чем полумиллионом в 2009. Причиной стал дождь, зарядивший на целый день. Терпеливо ожидая начала шествия среди промокших, но не унывающих зрителей, я пыталась угадать, что их сюда привело. Любовь к зрелищам, любопытство, солидарность? Меня окружали семьи с детьми, компании студентов, пожилые люди. Ни одной однополой пары я не заметила. Безусловно, среди зрителей были и люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, однако они никак не выделялись. Не было ни лозунгов, ни призывов, ни попыток обратить на себя внимание, как бы заявляя: "Смотрите, вот мы! Сегодня наш праздник!" Именно этого я ожидала, но не увидела - ни у канала, где проходило шествие, ни на других улицах города.
Наконец появилась первая лодка, на ней члены правления объединения ЛГБТ, которое и организовало парад. На корпусе натянут плакат с надписью "Европа борется за права голубых". Потом проплыл катер с работниками муниципалитета, среди них был и бургомистр столицы. А затем последовали основные участники парада - сексуальные меньшинства. Под музыку шли суда с представителями политических партий, банков, профсоюзов, транспортных и коммерческих организаций. Прошел катер фонда борьбы со СПИДом, за ним баржа с полицейскими, одетыми в рабочую бело-синюю форму. На другом борту весело размахивали флажками почтальоны в красном. А вот лодка с шестиконечной звездой Давида, на ней гомосексуалы-евреи. На палубе щит со словами "Отмечены дважды". На некоторых судах были только женщины или только мужчины, но чаще и те и другие. И все танцевали так красиво и профессионально, словно только этим всю жизнь и занимались. Пассажиры каждого судна отличались своим типом одежды - от деловых костюмов до открытых торсов у мужчин и купальников у дам. Но каких-либо крайностей во внешнем виде участников я не заметила. Это же могу сказать об их поведении: ни излишней развязности в движениях, ни поцелуев или объятий, лишь немногие пассажиры лодок держались за руки.
ОТ РАВНОДУШИЯ К ГОМОФОБИИ
Безусловно, скромность - черта положительная, но уместна ли она в такой день? Почему участники и зрители парада не вели себя более раскрепощенно, не использовали шанс заявить о себе, постоять за себя? Преувеличенная раскованность при этом не помешала бы. Не могу полностью ручаться за объективность моих наблюдений, ведь я видела лишь малую часть зрителей и в самом шоу могла что-то упустить. Но реакция прессы впоследствии подтвердила мое мнение: пусть единичные элементы экстравагантности и имели место, но явно не преобладали. Вероятно, это можно объяснить тем, что многим голландским гомосексуалам не нравится, когда их "собратья" ведут себя вызывающе - ведь этим те провоцируют формирование превратного взгляда на сексуальные меньшинства в целом. А может, участники парада еще и хотели показать, что они такие же люди как все, и что ожидают от других нормального, уважительного отношения? Ведь, к сожалению, эта непреложная для Голландии норма в последнее время стала терять свою силу. Да, нидерландским геям и лесбиянкам не надо вступать в спор с правительством и бороться за свои права, но им все чаще приходится выслушивать злые и унизительные замечания от соседей и прохожих, а то и подвергаться побоям и преследованиям.
Ханс ван Геммерт и Тон Даалхаузен уже 25 лет вместе и раньше никогда не сталкивались с негативным отношением окружающих. Но с тех пор как на их улице поселились несколько марокканских семей, они не знают покоя. Парни 15-19 лет выкрикивают им вслед оскорбления, прокалывают шины их автомобиля, кидают камни в их окна. Однажды Ханс и Тон обнаружили на своей входной двери надпись масляной краской: "Грязные геи, убирайтесь отсюда!" Мужчины не раз пытались поговорить с обидчиками и их родителями, но те отвечали лишь насмешками и угрозами. Недавно те же хулиганы напали на Ханса у подъезда его дома и начали избивать. Если бы мимо случайно не прошел полицейский патруль, неизвестно, чем бы все закончилось. Нарушителей приговорили к денежным штрафам, но пострадавшие не верят, что это тех остановит. Сейчас они выставили свой дом на продажу и собираются купить новое жилье в другом, более спокойном районе.
Начало. Окончание следует >>