Самый распространенный тип мужских гомосексуальных отношений, которым был придан статус традиции или закона - это сексуальные контакты между мальчиками-подростками и взрослыми мужчинами. Многие народы считали их необходимой формой обучения и передачи мальчику силы или мудрости взрослого мужчины и оформляли их специальными ритуалами.
Ритуалы инсеминации или осеменения мальчиков широко распространены у народов Новой Гвинеи и Меланезии. Когда мальчикам папуасского племени самбия исполняется по семь-восемь лет, их отбирают у матерей и помещают в замкнутый мужской мир. Самбия верят, что для того, чтобы созреть и вырасти, мальчик должен регулярно пить мужское семя, как младенец - материнское молоко. Недаром обе жидкости - белые. Сосание семени для мальчика - то же, что сосание груди для младенца. До начала полового созревания мальчики "высасывают" старших подростков и юношей, а затем их самих обслуживают новички.
Юноши и молодые мужчины некоторое время ведут бисексуальную жизнь, но после вступления в брак вступают в гетеросексуальные отношения. Символическая основа этой практики - стремление возвысить мужское начало, "очистив" мальчиков от женских элементов.
Обряды эти, закрепляющие чувство мужской солидарности, хранятся в тайне от женщин и возводятся к мифическому прародителю племени Намбулью. Первоначально партнеры не выбирают друг друга, а назначаются старшими. В дальнейшем, у них могут появиться индивидуальные предпочтения, но отношения и сексуальные роли остаются строго иерархическими: старший не может "обслуживать" младшего, а между близкими друзьями это вообще не принято.
Способы "осеменения" мальчиков у разных племен различны. У самбия, эторо, баруйя, чечаи и куксов оно осуществляется орально. У калули (восточный берег Новой Гвинеи) и кераки вместо орального осеменения практикуется анальное. На вопрос этнографа, подвергались ли они сами такому обращению, папуасы кераки отвечали: "Ну, конечно! Иначе как бы я мог вырасти?"
С европейской точки зрения разница в способах не так уж велика. Но поскольку эти племена традиционно враждуют, они с одинаковым отвращением рассказывают о соседских методах: вы только подумайте, какой противоестественной мерзостью занимаются эти люди!
Интерпретация этих обрядов и обычаев вызывает споры. Одни ученые видят в них способ контроля за рождаемостью путем разрядки юношеской сексуальной энергии, пока мужчина социально не созрел для брака и продолжения рода (некоторые племена даже поощряют подростков, вместо того, чтобы "портить" девушек или соблазнять чужих жен, иметь сексуальные отношения с животными). Другие считают их средством поддержания мужской групповой солидарности (мужчины, которые спят друг с другом, не нуждаются в женщинах и имеют собственные таинства). Третьи связывают их с необходимостью высвободить мальчиков из-под материнского влияния, под которым они находились в детстве: осеменение - не простой физический акт, а одухотворение, которое может осуществить только мужчина, это приобщает мальчика к мужскому сообществу. Четвертые отмечают связь этих обычаев с символической культурой, космогоническими и религиозными представлениями (мифический родоначальник племени самбия - Намбулью - двуполый андрогин).
Однако эти ритуалы и обычаи не создают какой-то особой, постоянной "сексуальной идентичности" самосознания. Если у какого-либо мужчины и возникают специфические эротические предпочтения, которые можно назвать гомосексуальными, общество не обращает на них никакого внимания: такова традиция. Что ему больше нравится - никого не волнует, он такой же мужчина, как все остальные.