На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Какой такой "традиционный брак"?
Ричард Фейнберг - профессор антропологии из Кентского государственного университета в штате Огайо. Здесь он преподает с 1974 года. Докторскую степень Фейнберг получил в университете Чикаго и провел ряд исследований, связанных с образом жизни индейцев племени навахо в Нью-Мексико, а также полинезийцев, жителей Соломоновых Островов и Папуа-Новой Гвинеи. Фейнберг написал более десятка различных книг и монографий и опубликовал около сотни научных статей. В одной из своих публикаций профессор рассуждает о том, что заявления о "традиционном браке", которыми так любят бравировать гомофобы, в корне невежественны. Потому что "традиционного брака" как такового попросту не существует: один мужчина и одна женщина - вовсе не единственная форма брачного союза, зафиксированная в истории. Поэтому требования юридического запрета однополых браков со ссылкой на некие антропологические концепты крайне безграмотны.
После долгих лет споров полдюжины штатов и Федеральный округ Колумбия легализовали однополые браки. Несколько других штатов, включая мой собственный, продолжают рассматривать этот вопрос. А тем временем республиканские кандидаты в президенты, крайне правые комментаторы и хозяева ток-шоу, евангелистские пасторы и даже Папа Римский Бенедикт призывают американцев остановить распространение "безнравственности". Нам говорят, что мы обязаны защищать "семейные ценности", защищать брак, который определен традициями. Как ученый-антрополог, эти обсуждения я нахожу по меньшей мере странными.
Многие поколения моих коллег согласятся с тем, что брак - это универсальное межкультурное явление. У каждого известного исторического сообщества - за одним-двумя спорными исключениями - существовала определенная система брака. Однако общие американские представления о браке отнюдь не соответствуют большому количеству представлений о нем же в других традиционных исторических сообществах.
Несмотря на утверждение о том, что брак - это союз одного мужчины и одной женщины, полигамия (которую в более широком контексте определяют как многобрачие) в прошлом являлась вещью чрезвычайно распространенной и продолжает оставаться таковой по сей день в некоторых уголках планеты. Вариант, с которым чаще всего приходится сталкиваться, это многоженство: брак одного мужчины и нескольких женщин. Часто так называемые "сожёны", то есть женщины, состоявшие в браке с одним и тем же мужчиной, были сестрами. Это явление называли сестринской полигамией. Менее распространенные варианты - многомужие (одна женщина и несколько мужчин), а также полигинандрия (союз, заключаемый несколькими супругами обоих полов). У нас даже имеются сведения о том, что в Восточной Африке существует так называемый "призрачный брак", когда мужчина женится на женщине от имени... своего покойного брата. При этом как муж женщины рассматривается именно умерший брат, и ее дети считают, что их отец - призрак. А человека, который фактически сожительствует с их матерью, они называют дядей.
Мормонская семья: один муж, две жены и девятеро детей
Множество известных мировых культур воспринимало полигамию как нечто совершенно обычное и законное. Более того: многие именно подобную форму брака предпочитали всем остальным. И начало свое такие браки берут из несколько причудливой, экзотической практики, которая описана еще в Библии. При этом, как ни странно, даже в тех сообществах, которые разрешают многоженство, подобную форму брака сегодня люди чаще всего отвергают, предпочитая жениться "моногамно". Но отнюдь не из соображений морали, а по экономическим причинам: немногие мужчины могут позволить себе содержать сразу нескольких жен и их детей.
Несмотря на то, что в настоящее время люди обычно состоят в браке лишь с одним супругом, у единобрачия также существует множество вариантов. По римско-католической традиции брак должен заключаться раз и навсегда: разводы здесь запрещены. Те же догмы довлеют и над жителями Меланезии, а точнее - тихоокеанского острова Анута, культуру которого я изучаю вот уже 40 лет. Они присоединились к Англиканской церкви и разводов не разрешают. Однако тот факт, что их браки являются столь длительными, отнюдь не означает, что они являются еще и счастливыми.
В большинстве стран развод возможен, и зачастую он сопровождается повторным браком. Технически этот момент известен как последовательное единобрачие, и он хорошо знаком как американцам, так и многим другим народам. В большей части современного мира браки заключаются парой на основании взаимного влечения друг к другу. Однако в существенном количестве сообществ партнеров для брака детям по-прежнему выбирают родители. Иногда эта сделка заключается еще в тот период, когда будущие новобрачные являются малолетними. С позиций антропологии это - важный факт, свидетельствующий о том, что очень часто брак становится политическим и экономическим пактом между группами людей, а вовсе не личной договоренностью между двумя людьми. Такие браки в сравнении с привычными нам по-другому структурированы, и часто именно они, хоть это и может показаться странным, существуют долго и счастливо.
Индейцы-бердачи
Вот почему с точки зрения антропологии однополый брак - всего лишь один из многочисленных вариантов в разнообразном наборе "брачных практик". Конечно, однополые браки не являются чем-то обыденным в мозаике мировых культур. Несмотря на это, они присутствуют в так называемых "традиционных обществах" - вопреки заявлениям тех, кто приводит доводы в пользу юридического запрета гей-браков.
Внебрачные, но упорядоченные гомосексуальные связи по сей день практикуются в некоторых областях Новой Гвинеи, где подростки проходят через своеобразный гомоэротический ритуал, свидетельствующий об их превращении в мужчин. Об однополых браках исторические сведения поступают из некоторых частей западного Египта. А в уже упоминавшейся Восточной Африке бесплодную женщину иногда реклассифицируют в... мужчину. В этом случае она официально берет в жены другую женщину и находит подходящего мужчину для того, чтобы от него жена могла произвести потомство. При этом считается, что дети появляются на свет "от ее имени". Хотя, пожалуй, наиболее яркой исторической иллюстрацией того, что мы сегодня определяем как однополые браки, являются союзы с бердачами - людьми "третьего пола". В культуре различных индейских племен бердачами называли транссексуалов, людей, физически принадлежавших к одному полу, но принимавших гендерную идентичность другого. В большинстве частей Северной Америки представители коренного населения совершенно спокойно относились к мальчикам, которые сторонились стереотипных мужских ролей, одевались в девичью одежду, дружили с девочками, росли как девочки и брали на себя женские роли в племени, лагере или деревне. Становясь взрослыми, бердачи выходили замуж. У индейцев они были уважаемыми членами общества и часто почитались как люди, обладающие некими экстраординарными спиритическими способностями.
Антропологи пришли к выводу, что все эти формы брака "работают" - в том смысле, что люди, их практикующие, могут жить счастливой, активной, общественно полезной жизнью. Должны ли они поощряться Соединенными Штатами в 21-м веке? Здесь вступают в силу некие "научные двусмысленности", поскольку у любой договоренности есть как свои недостатки, так и преимущества, и то, что работает в одной общине, не сработает в другой. Однако отвергать тот или иной тип семьи лишь потому, что она, как считают некоторые, "несовместима с традиционным определением брака", - невежественно с точки зрения известных этнографических и исторических фактов.
Ричард Фейнберг, Нuffingtonpost Подготовила и перевела Александра Лопата Фото changingworld.com, jean-claude-kuner.de, corbis.com 2 мая 2012 года
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".