Одним из наиболее распространенных заблуждений является то, что геям и лесбиянкам не позволено жить с детьми и заниматься их воспитанием, поскольку они являются "совратителями малолетних" (в особенности геи) или оказывают на детей негативное влияние (в частности, "воспитывают" из них геев). Конечно же, эти ложные представления не имеют под собой никакой почвы. Данные представления нередко являются частью культурных стереотипов, которые так или иначе влияют на всех нас. И мы склонны в них верить, несмотря на то, что система наших взглядов им противоречит. Необходимо помнить, что гетеросексистские аргументы против общения лесбиянок и геев с детьми, являясь порождением культуры большинства, имеют всякий раз особую окраску, поскольку высказываются конкретными людьми.
ЭТО ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО В основе данного утверждения лежат религиозные, биологические доводы или сексизм - все то, что уже использовалось человеческим сообществом за его долгую историю, чтобы контролировать деторождение. Для многих людей понятие "естественность" применительно к сексуальным отношениям и деторождению ассоциируется лишь с гетеросексуальными отношениями. Западная культура просто помешана на "половом акте" и его романтическом продукте - ребенке. Поэтому смысл зачатия в западной культуре трудно понять вне представлений о социальном контроле, романтической любви и психологических теориях. Все это именуется "естественным"". Разумеется, многое из того, что мы делаем для контроля за окружающей средой, трудно назвать "естественным". Многие из нас вряд ли могут объяснить, с чем ассоциируется у них слово "прогресс". Хотя все "естественное" ценится чрезвычайно высоко, такая "противоестественная" процедура, как прививка против болезни, редко у кого вызывает возражение. РЕБЕНКУ НУЖНЫ РОДИТЕЛИ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА Тесно связанный с понятиями "естественный" и "нормальный" и обоснованный с позиций психоаналитической теории, данный тезис является не чем иным, как способом защиты привычных представлений и романтических идеалов. Он предполагает признание нуклеарной семьи в качестве социального идеала или нормы, хотя она не может быть признана ни тем ни другим. Большинство детей растут не в семьях, и семья не представляет собой ту единственно возможную среду, в которой ребенок развивается. Во многих культурах женщины берут на себя основную заботу о воспитании детей, а мужчины не принимают в нем почти никакого участия. Те, кто полагает, что мужчины и женщины в процессе воспитания детей выполняют во многом различные функции, явно возразят, если кто-то заявит, что оба родителя ребенка могут быть одного и того же пола. Влияние фрейдизма на наше отношение к этой проблеме не стоит недооценивать, а потому психотерапевту следует хорошо понимать "изъяны" фрейдизма, если он предполагает решать вопросы, связанные с сексуальностью, полом и развитием ребенка. МАЛЬЧИК НУЖДАЕТСЯ В МУЖСКИХ РОЛЕВЫХ МОДЕЛЯХ Данное утверждение часто основывается на предположении о том, будто мальчики-подростки, не имеющие отцов, проявляют асоциальные наклонности и становятся "похожими на женщин" (то есть женоподобными, геями). Ничем не доказано, что отсутствие отца является для ребенка сколько-нибудь значимым. Конечно же, у мальчиков имеется множество ролевых моделей, однако большинство этих моделей оставляют желать лучшего. Признавая, что мальчики нуждаются в мужских ролевых моделях, мы должны отметить и то, что эти модели столь же значимы и для девочек. Любопытно, что сама идея о мужских ролевых моделях противоречит тезису о "естественности" воспитания. Если ей следовать, выходит, что "мужественность" является результатом научения. Так или иначе, мальчик станет мужчиной в силу естественных причин, однако общество озабочено тем, чтобы сделать из него мужчину определенного сорта. РОДИТЕЛИ-ГЕИ СДЕЛАЮТ ИЗ РЕБЕНКА ГЕЯ Этот тезис является отражением предрассудков, связанных с сексуальностью, и специалист по аффирмативной гей-психотерапии ответит на него: "Неужели?" Исследования показывают, что он не имеет под собой никаких оснований (Golombok et al., 1983; Green et al, 1986). Согласно этим исследованиям дети, воспитанные лесбиянками, проявляли гомосексуальные наклонности ничуть не в большей степени, чем воспитывавшиеся в гетеросексуальных семьях. Аналогичные наблюдения были сделаны и при изучении детей, воспитанных геями. Практически все лесбиянки, геи и бисексуалы выросли в гетеросексуальных семьях и в гетеросексуальном социальном окружении. ЭГОИСТИЧНО ИМЕТЬ ДЕТЕЙ ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО ВАМ ХОЧЕТСЯ ИХ ИМЕТЬ Некоторые говорящие так гетеросексуалы не отдают себе отчет в том, что на самом деле они хотят сказать: "Мы не хотим, чтобы все имели такую же свободу выбора, как и мы". Любопытно отметить, что никому не придет в голову обвинить гетеросексуала в эгоизме, если он не хочет иметь детей. Логическим продолжением этого утверждения было бы признание того, что в идеале все дети должны быть зачаты случайным образом. ЭТО НЕСПРАВЕДЛИВО ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ Кое-кто, возможно, возьмется утверждать, что воспитание детей геями или лесбиянками является несправедливым по отношению к детям, поскольку условия их воспитания будут отличаться от тех, в которых находятся дети гетеросексуальных родителей. Аналогичные доводы приводят и возражающие против смешанных в расовом отношении браков. Утверждения, что во всех этих случаях дети будут находиться психологически в более сложных условиях, как правило, исходят от тех, кто сам переживает психологическую нестабильность. К примеру, когда некоторые люди слышат, что наши сыновья называют нас обеих своими мамами, они считают это признаком переживаемого детьми внутрипсихического конфликта. На самом деле наши дети не испытывают никакого внутрипсихического конфликта, как не испытывают его дети, которые имеют двух бабушек или двух собак. Конфликт, скорее всего, переживался людьми, делавшими подобные заявления. Естественно, дети должны знать, как им следует себя вести в тех случаях, когда окружающие проявляют по отношению к ним враждебность, недоверие или простое удивление в связи с тем, что у них есть две матери. И хотя подобные проявления в отношении детей вряд ли можно назвать "справедливыми", компетентные родители помогут ребенку справиться с подобными ситуациями. К ним должны быть готовы не только дети и их родители-гомосексуалы, но и психотерапевты, которым следует понимать, что основным источником несправедливого отношения к гомосексуальным семьям является гомофобия.Публикуется с сокращениями по Елена Харгаден, Сара Ллевелин Проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей. Стр. 204-208. Розовая психотерапия. Руководство по работе с сексуальными меньшинствами.