Продолжение. Начало >>>
Банье впервые повстречался с мадам Бетанкур, когда фотографировал ее вместе с режиссером Федерико Феллини для журнала Egoiste в 1987-м. Бетанкур в ее шестьдесят с лишним была все еще хороша собой, что немаловажно для главного акционера L’Oreal (ее доля - 27,5%). Как гласит история компании, ее отец, химик Эжен Шуэллер, в 1907 году запатентовал краску для волос, которая в отличие от других средств не причинял вред волосам. Краска получила название Aureal, и ее популярность дала начало могущественному бренду L’Oreal. В этом году L’Oreal исполнилось сто лет, и он является мировым лидером в индустрии красоты.
Банье с дизайнером Ивом Сен-Лораном в 1960-х
Мадам Шуэллер умерла, когда Лилиан было пять лет. Отец больше не женился, с единственной дочерью у него были близкие отношения. Эжен Шуэллер был противоречивой фигурой. Считается, что он симпатизировал нацистам и финансировал французскую фашистскую организацию La Cagoule. Будущий муж Лилиан, Андре Бетанкур, тоже в молодости был членом La Cagoule. Позже, однако, он заявил о переходе на сторону Сопротивления и даже был награжден медалями за отвагу. Сама Лилиан Бетанкур никогда публично не обсуждала прошлое ни своего отца, ни мужа.
Бетанкуры жили в чудесном особняке в стиле ар-деко в престижном квартале Сен-Джеймс парижского пригорода Нейи-сюр-Сен. Кстати, мэром Нейи девять лет был Николя Саркози. Вскоре после первой встречи с Банье стал частым гостем в Нейи. Получить доступ в дом Андре и Лилиан, как и в любой парижский светский салон, было не так-то просто, но Банье это удалось. К концу восьмидесятых он был известен как писатель, автор шести хорошо принятых романов, и одни из самых успешных парижских фотографов. Но неотразимым его сделали не профессиональные успехи, а экстраординарная способность очаровывать и умилять. Благодаря невероятной коллекции друзей из высшего общества он накопил уникальный багаж тем для светских бесед и анекдотов. Вот как, например, Банье вспоминает о модельере Иве Сен-Лоране: "Мы говорили с ним обо всем. О его мире, его работе, о сексе, свободе и идолах: Пьере Берже, Кристиане Диоре, Марии Каллас, Пикассо, Шанель. Я, помнится, как-то позвонил из номера Сальвадора Дали в отеле Le Meurice и предложил попозировать художнику. Он отказался... Какой он был забавный!"
Одной из первых покровительниц Банье стала парижский декоратор, дилер антиквариата и эталон хорошего вкуса Мадлен Кастен. Кастен спонсировала Банье, когда он начал фотографировать. Она была его наставницей, а он развлекал и утешал ее, особенно после того, как она овдовела. Банье отдал дань своей благодетельнице в посвященном ей документальном фильме, снятом американским режиссером Кристофером Флэчем. Когда Флэч брал интервью у Банье, он пытался понять, что же помогло его собеседнику стать любимцем парижского общества. "Банье виртуозно выражается, - говорил Флэч. - Он настоящий поэт!"
Ну а Кастен превратилась в трагическую фигуру. В глубокой старости она носила парик, чтобы прикрыть облысевшую голову, и, по рассказам Флэча, использовала эластичный бинт - им она фиксировала за ушами расправленные складки кожи на лице, о красоте которого много лет назад говорил весь Париж. Когда Кастен было девяносто пять, Банье сфотографировал ее, хрупкую и трогательную, без парика, одетую в ночную рубашку. Фредерик, внук Кастен, расценил съемку как надругательство. Уже после смерти Кастен Банье заклеймит свою покровительницу как скрягу (она действительно славилась скупостью).
Парижский свет вспомнил эту историю спустя месяц после смерти Андре Бетанкура, в декабре 2007 года, когда Франсуаза Бетанкур-Мейер заявила, что Банье эксплуатирует ее мать, сделав ее эмоциональной заложницей, и наживается на ее неспособности сказать "нет" в ответ на его запросы. Кое-какая информация о том, что думает по этому поводу окружение владелицы L’Oreal, просочилась в прессу. Как утверждают свидетели, за период с 2001-го по 2007 год мадам Бетанкур передала Банье чеки, страховые полисы и произведения искусства на сумму девятьсот девяносто три миллиона евро. 23 февраля 2001 года Бетанкур подписала документы, согласно которым после ее смерти Банье получит двенадцать шедевров живописи, включая работы Пикассо, Матисса, Леже, украшающие сейчас стены ее дома в Нейи.