Самым удачным фильмом о Монтгомери Клифте (Montgomery Clift) - красавце, актере, любимце женщин и мужчин - был фильм, снятый Виландом Шпеком, немецким режиссером, эстетом "новой волны". Он называется "Дэвид, Монтгомери и я". Фильм вышел на экраны в 1980 году в Сан-Франциско. В этой картине Шпек отразил главную идею жизни всеми любимого актера - одиночество. Комплекс отверженности, возникший из-за гомосексуальности, сделал Клифта одиноким на всю жизнь. Хорошо знавший его Артур Миллер рассказывал: "Он был чрезвычайно восприимчив. Если бы Монти не был столь чувствителен к общественной морали, многое в его жизни было бы, пожалуй, иначе. Этот комплекс вины, который он носил в себе, отравлял ему жизнь".
Монтгомери Клифт родился 17 октября 1920 года в Омахе, штат Небраска. Мальчик-картинка. Личико ангела, фигура греческого бога. Помимо этого - исключительно одаренный.
С тринадцати лет он начал профессиональную работу на сцене. Чувствительный как лань, ранимый как поэт... Уже подростком он перестал ощущать душевную целостность, гармоничность. Монти интуитивно чувствовал, что всю жизнь будет аутсайдером. Секс казался ему страшным табу, чем-то совершенно запретным. У мальчика никогда не было сомнений в том, кого он хотел бы видеть рядом собой - только мужчин, никаких девушек. Мужчины всегда увивались за ним, звонили, заставляли краснеть и принимать ухаживания.
В 20 лет Монти был признан исключительным талантом. В 25 его считали, как писал Теннесси Уильямс, "многообещающим молодым актером на Бродвее". В 1946 году Монти сыграл главную роль в спектакле Уильямса "Ты прикоснулся ко мне". Взлет популярности был просто космическим. Такого головокружительного успеха после Монтгомери Клифта удостоился, пожалуй, только Марлон Брандо, причем Клифт и Брандо смертельно ненавидели друг друга. Уильямс справедливо полагал, что "своей карьерой Брандо во многом обязан ужасному, длившемуся долгие годы, разрушению Монти".
В конце 40-х годов своей ослепительной улыбкой Монти покорил Голливуд. Элиа Казан, сам ставший впоследствии легендой, навел на Монти последний лоск: он обучил его расшифровывать характеры героев, которых тому предстояло играть, радикально исследовать их, быть с ними единым целым.
1948 год ознаменовался мировым успехом фильма "Красная река". В 1951 Клифт снялся в картине Джорджа Стивенса "Место под солнцем" вместе с обожавшей его Элизабет Тейлор. В 1959 Клифт и Тейлор снова снимались вместе, на этот раз в фильме-драме Теннесси Уильямса "Однажды прошлым летом". Монти играл Себастьяна, молодого поэта, который использует в качестве приманки свою мать (Кэтрин Хэпберн) и позднее кузину (Лиз Тейлор), чтобы завлекать в свой дом мальчиков и юношей. Себастьян дает волю своим страстям, наслаждается жизнью. Но однажды эта "сладкая жизнь" заканчивается: соблазненные им подростки расправляются с ним, буквально разрывая его на куски.
Монти боялся этой ролью выдать себя, раскрыть таким образом свою "голубую" тайну. На протяжении 50-х годов он вел себя очень осторожно, чтобы избежать разоблачения. Это мучило, изматывало его.
"Отсюда до вечности ", снятый Фредом Циннеманом в 1953 году, стал триумфом Монти. Клифт сыграл солдата Превитта, принимавшего участие в событиях, развернувшихся в Пёрл-Харборе незадолго до рокового авианалета. Во время съемок Бёрт Ланкастер пытался соблазнить Монти.
Соблазнить его хотели буквально все - и Таллула Бэнкхэд, и Дороти Паркер, и Эстель Винвуд. "Монти - самый красивый из всех красавцев Голливуда - лежал, напившись до полной апатии, в объятиях Дороти Паркер, которая все гладила его по мягким волосам и приговаривала: "Он так прекрасен, так чувствителен, так тонко сложен. Самый прекрасный из всех мужчин, которых я когда-либо видела. Чертовски жаль, что он - членосос, - описывал позже эту сцену собиратель скандалов Трумэн Капоте, - Но тут эта большеглазая, милая, и с виду наивная дама, как бы опомнившись, поправилась, обращаясь к подруге: "О, моя милая, я что, сказала что-то не то? Но ведь он же членосос, не так ли, Таллула?" Мисс Бэнкхэд, заикаясь от выпитого, с видимым усилием выговорила: "Ну, д-д-дорогая, я этого д-д-действительно не знаю. Мой член он ещё никогда не сосал".
В 1960 году Джон Хьюстон пригласил Монти исполнить одну из главных ролей в ковбойском фильме "Неприкаянные". Там же были заняты Мэрилин Монро, Кларк Гейбл и Эли Уоллеч. Родео, охота на мустангов, поединки настоящих мужчин. А посреди всего этого - действительно достойный сожаления - Монти, играющий неприкаянного, вечно скитающегося коневода. Джон Хьюстон, этот столп Голливуда, ненавидел геев. Если бы он знал, что "мужлан" Монти - один из "этих", он никогда не пригласил бы его потом в фильм "Фрейд" (1963 г.). Каков нонсенс: "голубой" в роли отца психоанализа! А, если разобраться, не был ли Монти самой удачной кандидатурой на эту роль?
Хьюстон застал Монти с другом в двуспальной кровати, в самый разгар их бурной "любви". Он был шокирован. Реакция Монти была почти детской - он разревелся. В этот момент Монтгомери подумал о фильме про венского врача, которому, по его словам, он "отдал десять лет жизни".
К 40 годам Монти превратился в настоящую развалину. Постоянно пьяный, он являлся к своему врачу-психиатру, тоже гею, буквально еле держась на ногах. Уильям Сильверберг, врач Клифта, называл его "Мой принц", но лечение особых результатов не давало. Монти, накачанный алкоголем и наркотиками частенько шлялся ночи напролет по пляжу Файр Айленд, пытаясь кого-нибудь подцепить. Биограф Клифта, Роберт ЛаГардиа называл его "Геем-потаскушкой дурного происхождения". Казалось, на Монти можно было ставить крест.
Кто мог спасти Монти?.. Друзья, точнее сексуальные партнеры, стали игнорировать его, равно как и кинобоссы. Монти для них умер.
Единственным человеком, пришедшим ему на помощь, стала Лиз Тейлор. Она же стала в 1985 году надеждой и опорой для Рокки Хадсона, призывала всех и вся оказывать помощь больным СПИДом. Только Элизабет пыталась в те далекие шестидесятые "вернуть к жизни" Монти. После ужасной автомобильной катастрофы она целыми днями уговаривала его не отчаиваться и продолжать верить в свою судьбу.
Монти должен был сняться в роли гея Мейджора Пендертона в фильме Джона Хьюстона "Зеркальное отражение в золотом глазе". Но для съемок он был все же слишком слаб. Именно Марлона Брандо, чьи актерские работы Монти характеризовал не иначе как "дерьмо", взяли тогда на эту роль.
23 июля 1966 года Монти умер. Лиз Тейлор это сообщение застало в Европе, где она вместе с Ричардом Бёртоном снимала ленту по шекспировской комедии "Укрощение строптивой". Она была потрясена, подавлена. План съемок не допускал ее отъезда в Лос-Анджелес на похороны. В день, когда хоронили Монти, во время съемок одной из сцен, она разрыдалась.