В Музее гомосексуальности в Берлине я обратил внимание на фотографию молодого человека с узким правильным лицом "арийского" типа, длинной челкой и выбритыми висками. Черно-белый фотоснимок был датирован 1930 годом и принадлежал Альбрехту Бекеру (Albrecht Becker) - немецкому декоратору, фотографу и кинохудожнику. В момент появления снимка Альбрехту было 24 года.
Кажется, в биографии Альбрехта Бекера культурная история гомосексуальности в Германии XX века - от полного неприятия и уничтожения инаколюбящих до эмансипации и появления многочисленных гомосексуальных субкультур. Альбрехт Бекер родился в 1906 году в небольшом городке в горах Гарца.
Его отец был пекарем, а мать домохозяйкой. С учебой в школе мальчику не везло - учителя считали его милым и симпатичным, но недалеким ребенком. Уже в довольно раннем возрасте он стал понимать, что испытывает к своим школьным товарищам больше, чем просто дружеские чувства.
Первый сексуальный опыт у Альбрехта случился в хлебопекарне с постоянным клиентом своего отца. Удивительно, что несмотря на господствующую в то время в глухой немецкой провинции консервативную и ханжескую мораль, Альбрехт не считал нужным стесняться своих гомосексуальных чувств, хотя отцу и матери он конечно ничего о них не говорил.
В юношеском возрасте Альбрехт увлекся фотографией. Но семья хотела, чтобы Альбрехт получил рабочую профессию. После долгих споров отец и сын пришли к компромиссу, и Альбрехт поехал учиться на оформителя витрин в соседний Кведлинбург. В 1924 году он переезжает в Вюрцбург и находит работу в модном магазине.
После Первой мировой войны Германия переживала эпоху стремительных перемен. Рухнула прусская монархия, и на смену общественному и культурному застою предыдущей эпохи пришло бурное развитие культуры, искусства и индустрии развлечений. В столице "рейха" Берлине как грибы после дождя открывались многочисленные ночные заведения, привлекавшие ценителей удовольствия. Либеральные веяния коснулись и провинциального Вюрцбурга. У голубоглазого стройного и атлетически сложенного Бекера появилось множество самых разнообразных друзей. Его любовники были различных национальностей, классов и политических пристрастий. Сохранилась сделанная в 1926 году фотография 20-летнего Альбрехта на пляже в Венеции с его новыми американскими друзьями...
В свободное время Альбрехт, как и прежде, занимался фотоискусством. Помимо многочисленных автопортретов-аллюзий на древних греков, появившихся с 1924 по 1932 год - свидетельств артистического нарциссизма и любования своей молодостью и аполлоновской красотой - сохранились фотографии друзей Альбрехта по физкультурному обществу. Никто из атлетов не был гомосексуалом, но они охотно позировали Бекеру, подставляя в объектив фотокамеры свои лишенные стыдливости красивые молодые тела.
Приход нацистов к власти в Германии в 1933 году сначала нисколько не встревожил Альбрехта - ведь всем было известно, что заместитель фюрера по партии, лидер штурмовиков Эрнст Рем был гомосексуалом и открыто жил в Берлине со своим любовником. Казалось, беспечная сексуальная жизнь может продолжаться и дальше - в 1934 году Альбрехт поехал в путешествие по Америке. Но за время его отсутствия в Германии произошли важные события. 30 июня 1934 года Гитлер в ходе "Ночи длинных ножей" уничтожил Рема и своих соперников по партии. Начались репрессии против гомосексуалов.
В январе 1935 года, вскоре после возвращения из Америки, на квартире Бекера проводит обыск гестапо. Среди компрометирующих документов были найдены многочисленные фотографии Альбрехта, его любовников и друзей по физкультурному обществу. Отпираться было бессмысленно. За нарушение §175 германского уголовного кодекса, регламентирующего сексуальные отношения между мужчинами, Альбрехт Бекер получил три года тюрьмы - относительно небольшой срок по сравнению с угрозой заключения в концлагере Дахау. Гуманность наказания можно объяснить тем, что "маленький голубой декоратор" не обладал обширными знакомствами в политической элите "Третьего рейха" и как источник возможного компромата был для гестапо неинтересен.
После освобождения из тюрьмы Альбрехт возвращается к своей работе оформителя витрин. О продолжении открытых гомосексуальных связей теперь не могло быть и речи. С началом Второй мировой войны в 1940 году Бекер уходит добровольцем на фронт. В составе роты радиосвязи он проходит Францию и Россию. В свободное от службы время он фотографирует молодых солдат в минуты отдыха - для уставших от войны бойцов фюрера позирование на камеру было единственной возможностью получить эмоциональную разрядку. Во время одного из боев в СССР Бекер получает легкое ранение и вскоре отправляется домой. Во время пребывания в одном из военных госпиталей он открывает для себя искусство татуировки и вскоре покрывает рисунками свое тело - еще одно выражение аутоэротизма и мазохистских пристрастий.
В первые месяцы после окончания войны Бекер работает переводчиком в американском военном штабе. Вскоре он получает предложение, от которого не может отказаться - декоратор Герберт Кирххоф (Herbert Kirchhoff) приглашает Бекера быть оформителем музыкальных фильмов в Гамбурге. Деловое сотрудничество переходит в многолетние любовные отношения - Альбрехт и Герберт поселяются вместе, и до самой смерти последнего в 1988 году живут в собственном доме в пригороде Гамбурга. Их отношения строились скорее на взаимном доверии, чем на глубокой страсти - любовники довольно быстро отказались от попыток спать в одной кровати. Совместная жизнь с Кирххофом не мешает Бекеру искать приключений на стороне, как, например, с 16-летним Жаном - юным бодибилдером из Ниццы, запечатленном на фотографиях 1953-1954 годов.
После второго движения борьбы за права геев, которое началось в 1960-е годы, Альбрехт Бекер становится в Германии гей-иконой, во многом потому, что он был одним из немногих гомосексуалов, переживших Холокост. В 1987 году он участвует в агитационной кампании общества по борьбе со СПИДом. В 1999 году его приглашают сниматься в документальном фильме "Параграф 175" (Paragraph 175), посвященном преследованию гомосексуалов в годы национал-социализма. В издательстве "Роза Винкель" в Берлине выходит биография Альбрехта Бекера, подготовленная известным немецким исследователем гомосексуальной истории Андреасом Штернмюллером. Наконец, немецкий режиссер и открытый гей Роза фон Праунхейм (Rosa von Praunheim) снимает о Бекере документальный фильм, в котором 90-летняя "гей-икона" рассказывает о своей долгой жизни.
Альбрехт Бекер умер в 2002 году в Гамбурге, в доме, в котором он жил с Гербертом Кирххофом с 1950-х годов.