Современники считали Жорж Санд непостоянной и бессердечной, называли ее лесбиянкой или, в лучшем случае, бисексуальной, намекали на то, что у нее, вероятно, была сексуальная связь с ее сыном Морисом, и указывали, что в ней прятался глубоко скрытый материнский инстинкт, не реализованный в жизни полностью, поскольку в качестве любовников Санд всегда выбирала мужчин намного моложе себя.
Жорж Санд была коренастой женщиной, невысокого роста, с крупными чертами лица и темными глазами. Она постоянно курила сигары, а ее движения были резки и порывисты. Мужчин притягивали ее интеллект и жажда жизни.
До конца своих дней Жорж Санд боролась за равноправие женщин и называла себя "Спартаком среди рабынь". В многочисленных романах и повестях идеи освобождения личности (в том числе эмансипация женщины), демократизм у нее сочитался с полной утопией: "Индиана", "Орас". Героиням ее литературных произведений всегда удавалось побеждать в неимоверно трудных жизненных ситуациях. В последний момент им удивительно везло: например, если женщине нужно сменить любовника, ее муж "случайно" умирал. В реальной жизни, к сожалению, Жорж Санд сама предпринимала необходимые действия в аналогичной ситуации, не очень, видимо, надеясь на помощь свыше.
Ее лучший роман "Консуэло" наполнен бунтарским романтизмом.Аврора Дюпен (таково ее настоящее имя) родилась и выросла в небольшом городке Ноан, под Парижем. Воспитание и формальное образование она получила в женском монастыре. Там она влюбилась в самую интеллигентную и милую монахиню Марию-Алисию и попросила удочерить ее. "Вас? - удивилась Алисия. - Но вы же самый отъявленный чертенок в монастыре!"
В первые годы жизни в Париже Аврора Дюдеван носила мужское платье, и свои романы стала подписывать мужским именем. От своего женского имени она хотела избавиться, изменив и его, и весь свой облик. С этого времени о себе она писала и говорила только в мужском роде.
Санд не могла наслаждаться сексом, если не была влюблена в своего партнера. Очень непродолжительным экспериментом оказалась, например, ее чисто сексуальная связь с писателем Проспером Мериме, к которому Санд не испытывала абсолютно никаких чувств. Некоторые любовники Санд утверждали, что она фригидна. На самом деле она, вероятно, была просто похожа на многих других женщин, которые становятся страстными под влиянием чувств и бывают абсолютно холодными и равнодушными, когда этих чувств не испытывают. Санд могла быть страстной и чувственной женщиной.
В начале весны 1833 года Жорж Санд познакомилась с молодым поэтом Альфредом де Мюссе. Он был красив, как бог: с развевающимися светлыми волосами, стройный и очень элегантный: надетый набекрень цилиндр, высокий галстук, брюки небесно-голубого цвета в обтяжку, ему было двадцать три года, он был на шесть лет моложе Санд.
В июле он объяснился ей в любви. Она колебалась некоторое время: слишком часто из нее делали роковую женщину, какую-то людоедку в погоне за свежим человеческим мясом. Мюссе растопил ее сердце, сказав, что любит ее, как ребенок. Это был самый верный путь к ее сердцу. Вскоре Мюссе переехал к Жорж Санд. Она стала называть его "мой мальчуган Альфред". Они были счастливы. Жорж помолодела на десять лет, Мюссе воспевал ее в своих стихах. В декабре они отправились в Италию.
Жорж была в светло-серых брюках, в каскетке с кисточкой.
Изысканный Мюссе находил свою возлюбленную слишком мужеподобной. Он жаловался на ее педантизм, сдержанность, холодность. В Венеции он признался ей: "Жорж, я ошибался, я прошу у тебя прощения, но я не люблю тебя". Она хотела уехать, но не могла оставить этого ребенка одного, без денег, в чужой стране.
Мюссе ударился в разгульную жизнь, но болезнь сразила его. Жорж вызвала ему врача Паджелло. Тут же, у кровати больного Альфреда, у Жорж разыгрался роман с приглашенным лекарем. Сквозь бред "мальчуган Альфред" видел, как его бывшая возлюбленная, сидя на коленях у Паджелло, целуется с ним.
Но этот роман с бедным лекарем, у которого даже не было денег на цветы, показался Жорж слишком пресным. Она с радостью бы вернулась к несчастливым дням с Мюссе. Что же касается Мюссе, то стоило ему оказаться далеко от своей ворчливой любовницы, как он начал сожалеть о ней. Он приходил к дому Жорж и рыдал, глядя на окурок, брошенный ею.
С некоторыми из ее любовников отношения складывались совершенно по-другому, когда Санд полностью контролировала ситуацию. Именно в таком ключе протекал ее роман с Фредериком Шопеном, аристократичным маэстро, курителем опиума, страдавшим от туберкулеза. Жорж Санд восхищалась его музыкой и им самим и преследовала его всюду. Шопену она сначала не понравилась, и он сказал однажды своему другу: "Что за отвратительная женщина эта Санд. Да и женщина ли она вообще? Я что-то в этом смысле сомневаюсь". Однако Шопен все-таки пошел навстречу притязаниям Санд. Он был, как и полагалось, на 6 лет младше своей любовницы, и их связь продолжалась 9 лет.
В 1838 году, когда начался их роман, Санд заявила, что Шопен относится к сексу, как старая больная женщина, и задала при этом такой риторический для себя самой вопрос: "Ну разве может существовать любовь без хотя бы одного поцелуя?" Их интимные отношения прекратились уже через пару лет, поскольку Санд объявила, что в постели Шопен очень напоминает труп. Шопен, в свою очередь, жаловался задолго до конца их связи, что Жорж Санд не хочет с ним спать. Санд воспитывала двоих детей и попыталась превратить Шопена в третьего. Она так и говорила: "Мои три ребенка", а своего возлюбленного называла "малыш Шопен". Она порвала с ним все отношения, когда он выступил против нее в каком-то споре, который она вела с мужем своей дочери.
Среди других любовников Жорж Санд были, например, гравер Александр Дамьен Мансо, который познакомился с ней, когда ему было 32 года (ей было в то время 45 лет), и который тихо и мирно прожил с ней вместе 15 лет. А также художник Шарль Маршал, которого Санд называла "мой толстый ребенок". Когда они повстречались, Шарлю было 39 лет, а Жорж Санд 60.
Не вполне ясно также, были ли у Жорж Санд сексуальные связи с женщинами. Своей близкой подруге, актрисе Мари Дорваль, например, Санд писала письма, которые сегодня считались бы эротическими. В те далекие и славные времена, однако, письма такого содержания были достаточно распространенным явлением и часто встречались в переписке между подругами. Маленький отрывок из одного письма Жорж Санд, адресованного Мари Дорваль, может служить примером того, какая тесная и горячая дружба связывала этих женщин: "... В театре или в твоей постели... я просто умираю от желания поскорее увидеть и горячо поцеловать тебя, моя леди, либо я совершу что-нибудь совершенно безумное!.. Я вообразила, что ты меня не любишь. Я ревела, как осел... Мое сердце полно лишь любовью к тебе... Я хочу любить тебя всегда... Если ты мне ответишь одним только словом: "Приезжай!", я поеду, будь у меня даже холера или любовник..."
Мари Дорваль показала это письмо своему любовнику Виньи, который делал все возможное, чтобы Мари отошла от той, кого он называл "эта чудовищная женщина". Он написал на полях письма: "Я запретил Мари отвечать этой Сафо, которая ей надоедает". Но Жорж слишком восхищалась Мари, чтобы запомнить обиду надолго.