На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Процесс над Оскаром Уайльдом, или Суд над "благородной формой любви". Глава первая
Протоколы суда над Оскаром Уайльдом, увы, не утратили своей "свежести", особенно в России, спустя почти 120 лет после позорного процесса, на котором судили "любовь". Ту самую, о которой Уайльд сказал с трибуны процесса еще в качестве свидетеля: "...Она духовна и она бывает всегда между пожилым и молодым человеком, когда первый полон вдохновения, а второй сохранил еще нетронутыми полноту надежд и радость жизни. Что это так должно быть, этого человечество понять не хочет. Оно насмехается и иногда ставит к позорному столбу из-за этой любви..."
Перед вами сценография суда, на который Уайльд пришел как свидетель, а ушел как "преступник" с двумя годами приговора в "смирительном доме". Только на Gay.Ru - уникальная книга Оскара Серо, не издававшаяся в России с 1909 года. Подлинное свидетельство эпохи.
Оскар Уайльд. 1882 г. Фото Наполеона Сарони
Глава первая
Предисловие. - Начало процесса. - Иск Уайльда к маркизу Куинсбэри. - Чтение писем Уайльда. - "Портрет Дориана Грея". - Допрос свидетелей. - Случай Куинсбэри
Писатель Оскар Уайльд, ставший в 1890-х годах лондонской знаменитостью, находился в близких, дружеских отношениях с Лордом Альфредом Дугласом, сыном Маркиза Куинсбэри. Этот последний имел еще сына, который также был в дружеских отношениях с Уайльдом, хотя и не в столь близких, как его младший брат. Отношения Маркиза к его жене и сыновьям оставляли желать многого, и отец приписывал главную вину в постоянных размолвках влиянию Уайльда. Сам Уайльд был известен в Лондоне своими многочисленными похождениями, своей неверностью жене, своими частыми появлениями в лондонских ресторанах и гостиницах в компании молодых людей самых разнообразных профессий, самого низшего общества. Говорилось также о его отношениях к некому Альфреду Тайлору, дом которого слыл местом свидания для людей с так называемыми "противоестественными наклонностями". Еще не так давно, если читатель вспомнит это, в европейской печати говорилось о существовании подобного дома в Лондоне, частыми посетителями которого были молодые английские разносчики писем и телеграмм. Впрочем, давно уже ни для кого не составляло тайны, что в Лондоне имелась возможность для многих лиц в широкой степени удовлетворять их склонности к тому же полу. Маркиз Куинсбэри искал возможности вызвать ссору между Уайльдом и своим сыном, причем, нужно ему отдать справедливость, он не был слишком разборчив в средствах и не отступал даже перед возможностью скандала. После многих неудавшихся попыток в этом направлении он написал Оскару Уайльду на визитной карточке, переданной поэту швейцаром Альбомарльского клуба, которого Маркиз был членом, самые грубые и недвусмысленные оскорбления, с целью, очевидно, вызвать публичный скандал. Поэту не оставалось другого исхода, как принять вызов, т. е. возбудить против Маркиза Куинсбэри дело по обвинению в клевете.
Так начался знаменитый процесс Оскара Уайльда против Маркиза Куинсбэри.
ПРОЦЕСС ПРОТИВ МАРКИЗА КУИНСБЭРИ
Заседание 3-го апреля 1895 года
Маркиз Куинсбэри обвиняется в оскорблении Оскара Уайльда посредством адресованной на его имя визитной карточки.
После прочтения обвинительного акта обвиняемый объявляет себя невиновным и заявляет о своем намерении подтвердить истинность обвинений и доказать, что действие его было вызвано общественным интересом. Сэр Эдвард Кларк, защитник Уайльда, объявляет, что в оскорбительности карточки, написанной Маркизом, по ее содержанию, не может быть сомнений. Но главное значение этого процесса заключается в желании противника Уайльда доказать правдивость взводимых на Уайльда обвинений. Обвинения же эти основываются главным образом на письме, написанном Уайльдом Лорду Дугласу и названным поэтом "сонетом в прозе". У защитника имеется в руках экземпляр эстетически-литературного журнала, называемого "Светильником видений", от 1893 г., в котором находится подписанный Пьером Луисом французский сонет, представляющий из себя не что иное, как парафразу вышеупомянутого письма Уайльда. Защитник приводит текст письма:
Мой единственный мальчик.
Твой сонет прелестен и было бы удивительно, если бы твои пурпуровые губы были бы менее пригодны к музыке песен, чем к страсти поцелуя; твоя легкая, золотистая душа колеблется между опьянением страстью и поэзией. Я думаю, что Гиацинт, которого Аполлон так безумно любил во дни Греции, был никто иной, как ты. Почему ты остаешься один в Лондоне и когда поедешь в Салисбюри? Поезжай туда и освежи свои руки в сероватом свете готических древностей и приезжай сюда, когда тебе вздумается. Здесь прелестное место, только тебя не достает. Но сначала поезжай в Салисбюри. Вечно в никогда не умирающей любви твой Оскар.
Защитник. - Слова этого письма кажутся экстравагантными для тех, кто привык писать одни деловые письма или только банальные вещи. Но дело именно в том, что это сонет в прозе - ответ на стихи, которые были посланы Уайльду Лордом Дугласом и, по моему мнению, письмо это не может подать повода к злостным подтасовкам, к которым оно в общем привело.
Старшина присяжных спрашивает о числе, которым письмо помечено?
Сэр Кларк. - Вероятно, в декабре 1892 г.
Далее защитник рассказывает суду о тех бурных сценах, которые происходили между Оскаром Уайльдом и Маркизом, о том, как первый запретил ему вход в свой дом. Маркиз пытался, но тщетно помешать представлению пьесы Уайльда в С. Джемском театре, шедшей под заглавием "Как важно быть серьезным". После этого он упоминает о случае в клубе "Албемарл". Но особенно странны два следующих обвинения противной стороны: Г. Уайльд издал в 1892 г. якобы безнравственную, неприличную книгу в прозаической форме "Портрет Дориана Грея", описывающую отношения, тайны и чувства некоторых преступных личностей. Тогда же появился в декабре 1894 г. номер "Хамелеон", еженедельного журнала, которому он предпослал статью под заглавием - "Изречения и философские мысли для пользования юношей"; изложенные там афоризмы - безнравственны. Но с этим нельзя согласиться. Действительно, на первых трех страницах помещены некоторые необыкновенные эпиграмматические мысли в остроумной, блестящей форме, которые, быть может, в диалоге пьесы подобной "Женщине, не стоящей внимания", произвели бы особенный эффект. Но ни из одного из этих мест нельзя вывести что-нибудь унизительное для нравственного характера Г. Уайльда; за остальную часть этого издания, которое в общем разошлось только в 100 экземплярах, Уайльда нельзя делать ответственным, так как оно издано молодым ученым в Оксфорде и, когда Уайльд увидел помещенный там рассказ о "Священнике и его ученике", то он выразился о нем как о недостойном называться литературным произведением и содействовал прекращению журнала.
Что же касается книги под названием "Портрет Дориана Грея", то ее уже в течение пяти лет можно купить во всяком книжном магазине. В этой книге идет речь о молодом человеке, знатного происхождения, богатом, очень красивом. Портрет его должен написать его друг. Дориан Грей выражает оригинальное желание - остаться навсегда таким, как он изображен на портрете, в неразрушенной физической красоте молодости, тогда как портрет должен с годами стареть. Его желание исполняется, он замечает, что не на его лицо, а на портрет ложатся следы огорчений и страстей. В конце концов он прокалывает портрет и падает мертвым. Картина восстанавливается в прежней красоте, друзья же Дориана находят на полу тело некрасивого, почти неузнаваемого старика. Во всем этом рассказе нет ни одного двусмысленного места.
Затем следует допрос свидетелей.
Маркиз Куинсбэри. Фото начала XX в.
Первый свидетель - Сидней Райт, швейцар клуба "Албемарл", дает свое показание относительно визитной карточки.
Затем следует допрос Оскара Уайльда, который показывает, что он - сын хирурга Сэра Вилльяма Уайльда из Дублина, учился сначала в этом же городе в училище Св. Троицы, где он получил за успехи в греческом языке золотую медаль; затем в училище Св. Магдалины в Оксфорде, где он также удостоился многих наград. В 1878 г. он получил ученую степень и посвятил себя литературной деятельности. Ему теперь 39 лет. В 1882 году издал он том стихотворений, затем этюды, а под конец обратился к драматической литературе. Им написаны: "Веер леди Уиндермир", "Как важно быть серьезным", "Идеальный муж". Все это в период между 1893 - 1895 годами, причем, все эти пьесы имели успех на сцене. Кроме того им написаны две не поставленные еще английские пьесы и одна французская под названием - "Саломея", которую должна была играть Сарра Бернар. В 1884 г. он обвенчался с Мисс Ллойд, имеет от этого брака двух сыновей в возрасте десяти и девяти лет. В 1891 г. он познакомился с Лордом Альфредом Дугласом через посредство Лэди Куинсбэри, в доме которой он в Вокингаме и в Салисбюри часто бывал. Он также был дружен с братьями Лорда Альфреда, с Лордом Дугласом Гавикским и Лордом Друмларнинг, ныне умершим. На дальнейшем допросе Уайльд показывает, что он часто обедал с Лордом Альфредом Дугласом в его квартире в Тайт-Стрите, в клубе "Албемарл", членом которого состоял как он, так и его жена, затем у Кромера, Горинга, Вортинга и Торквея. Однажды, в ноябре 1892 г., завтракал он с Лордом Дугласом в Кафе-Рояле, на улице Регента, когда к ним присоединился отец последнего, Лорд Куинсбэри. С этого времени и до марта 1894 г. он с ним более не встречался. В 1893 г. Уайльду стало известно, что некто по имени Вуд завладел письмами, написанными им Лорду Дугласу. Вуд их нашел в платье, которое ему подарил Лорд Дуглас. Произошло свидание между Уайльдом и Вудом у Тайлора. Уайльд объявил, что не придает значения этим письмам. Вуд сообщил, что эти письма у него украдены неким Аллэном, и что он слышал, будто этот последний хочет воспользоваться ими, с целью вымогательства денег у Уайльда. Поэтому он нанял сыщика, который снова достал ему эти письма. Теперь же он опасается мести этих людей. Для того чтобы избегнуть ее, он просил Уайльда дать ему денег на эмиграцию в Америку.
23 апреля 1893 г. явился вышеназванный Аллэн к Уайльду с копией письма. Разговор произошел между ними, по свидетельству Уайльда, следующего рода:
Уальд. - Вы пришли по поводу моего эстетического письма к Лорду Дугласу. Если бы вы не были столь недогадливы, чтобы дать копию с него Г. Три, то я бы охотно заплатил за него большую сумму, так как считаю его за произведение искусства.
Аллэн. - Можно построить очень странные заключения на основании вашего письма Мр. Уайльд.
Уайльд. - Искусство редко постижимо для класса преступников.
Аллэн. - Некто предлагал мне 60 ф. за письмо.
У. - В таком случае я вам советую продать это письмо за 60 ф.
А. - Человек этот не находится теперь в Лондоне.
У. - Тогда подождите, покуда он вернется. От меня он не получит обратно ни гроша.
После этого Аллэн понизил тон, говоря, что он бедняга, просит только какую-нибудь подачку. Уайльд подарил ему шиллинг. Он ушел.
Через 5 минут явился некто Клибурн, принесший выше упомянутое письмо, говоря, что он послан Аллэном. Уайльд увидел, что письмо запачкано и сказал Клибурну: "Я нахожу непростительным, что к моему автографу не отнеслись с большей осторожностью".
Уайльд ему также подарил шиллинг.
В декабре 1893 г. Лорд Дуглас поехал в Каир. После своего возвращения он снова завтракал с Уайльдом в Кафе-Рояле, причем там присутствовал и Маркиз Куинсбэри. Только по прошествии некоторого времени Маркиз стал делать разные замечания на счет Уайльда.
В конце июля, по дальнейшему показанию Уайльда, произошел в его квартире в Тайт-Стрите, разговор между ним и Маркизом. Содержание его следующее:
Маркиз. - Садитесь.
Уайльд. - Я запрещаю подобное обращение со мною в моем доме, я предполагаю, что вы явились для того, чтобы извиниться за ваше утверждение относительно меня и моей жены, и затем по поводу письма к вашему сыну.
Маркиз. - Письмо это писано с соблюдением частных интересов, оно касается моего сына.
У. - Как можете вы утверждать что-либо подобное, относительно меня и вашего сына?
М. - Вы были оба выброшены из Савой-Отеля, иначе я не могу это назвать, за ваше постыдное поведение.
У. - Это ложь.
М. - Вы нанимали для него меблированные комнаты в Пиккаддилли.
У. - Вас уверили в глупой, смешной выдумке - я ничего подобного не делал.
М. - Я слышал, что вы подверглись год тому назад вымогательству из-за гнусного письма, которое вы написали моему сыну.
Визитка Куинсбэри с обвинением Уайльда в "содомии"
У. - Письмо было красиво и я не пишу иначе, как для печати. Лорд Куинсбэри, неужели вы серьезно обвиняете вашего сына и меня в преступных действиях?
М. - Я не утверждаю, что это именно вы, но на это похоже и вы позируйте на это, в чем и заключается нехорошая сторона дела. Если я встречу вас и моего сына в публичном месте, я вас изобью.
У. - Я не знаю, что делают в подобном случае Маркизы Куинсбэри - Уайльды убивают своего противника. Я прошу вас меня оставить.
М. - Я не уйду. Это скандал на весь Лондон.
У. - Если существует скандал, то виноваты вы сами. Письма, которые вы обо мне писали, низки, и вы только посредством меня хотите погубить вашего сына. Теперь вероятно удовлетворены. Ступайте, я не желаю долее терпеть в своем доме подобное животное.
После выше сказанного Уайльд вышел в переднюю, сопровождаемый Маркизом и еще одним господином, который присутствовал в продолжение всего разговора и сказал своему лакею: "Вот - Маркиз Куинсбэри - самое низкое животное в Лондоне. Никогда не впускайте его больше, а в случае, если бы он захотел войти, то пошлите за полицией".
Продолжение процесса против Куинсбэри. - Допрос Оскара Уайльда. - Спор о "безнравственных" афоризмах. - Второе "необыкновенное" письмо Дугласу
После этого Маркиз, ругаясь, удалился вместе со своим спутником.
На дальнейшем допросе Уайльд показал следующее: 14 февраля 1895 г., была поставлена с большим успехом, в С. Джемском театре, его пьеса "Как важно быть серьезным". Маркиз Куинсбэри сделал попытку произвести скандал и даже приготовил для этой цели гнилые яблоки и тому подобные овощи. Полиция однако этому помешала. После продолжительного пребывания в Париже Уайльд впервые снова явился в клуб "Албемарл". Здесь швейцар передал ему оскорбительную карточку. После этого он отправился к своему адвокату и 2 марта появился и был приведен в исполнение приказ об аресте Маркиза.
После дачи этих показаний начался перекрестный допрос прокурором - Г. Керзоном.
Публикуется по: Серо О. Процесс Оскара Уайльда. СПб., 1909
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".