Музыканты часто вспоминают два факта из жизни Генделя. Первый гласит: "В чем отличие Генделя от Баха?" Ответ: "У Баха было 21 дитя, которых он сам воспитывал, а у Генделя - ни одного!" Вторая: "В чем отличие Генделя от Баха?" Ответ: "Бах умер в нищете, а Гендель - от обжорства!"
На первый взгляд, Генделю можно лишь позавидовать: богат, признан, почитаем всеми и вся. Не много найдется случаев, когда людям воздвигали памятники при жизни. Гендель был именно тем, кому воздвигли памятник. Вероятно, в то время, когда Гендель, похлопывая себя по круглому пузу, с удовольствием рассматривал памятник самому же себе, в Германии потихоньку влачил свою службу мало кому известный капельмейстер по имени Иоганн Себастьян Бах, получающий за свой изнурительный труд жалкие гроши и с огромным трудом прокармливая многодетную семью. Гендель же был независим ни от кого - ни от работодателей, ни от семьи, которой, кстати говоря, у него никогда и не было. Одним словом - птичка, которая летала сама по себе, постепенно подкапливая жирок для большего авторитета и солидности. Кстати, эта птичка, по имени Георг Фридрих Гендель, была к тому же чрезвычайно хитра. Она (т.е. он) прекрасно знал, что Бах - это гений, которому "всемогущий" Гендель явно не ровня, поэтому ни разу не захотел с ним встретиться, увидеться, посоревноваться в музыкальном мастерстве и хотя бы чем-то помочь материально. Да, собственно, Бах и сам прекрасно знал себе цену как музыкант, поэтому успевал всё: и работать, и воспитывать детей, и сочинять музыку. В его планы отнюдь не входило просить у кого-то помощи. Тем более, что его признанный соотечественник, Гендель, большую часть своего времени проводил в Англии, давая мастерклассы, обучая императорских отпрысков искусству игры на музыкальных инструментах, всячески заботясь о процветании своей карьеры. Так-то оно так, но вскоре люди вокруг начали поговаривать о том, что Гендель-де, совсем не заботится о своей личной жизни - ни семьи у него, ни жены, ни даже фаворитки-любовницы. Современники рассказывают, что кто-то однажды спросил его на эту тему. На что Гендель, якобы, вполне серьёзно ответил, что больше всего на свете он боится... сифилиса.
Неизвестно, как уж там насчёт сифилиса (ибо без труда, как говорится, не вытащишь и рыбку из пруда!), но, похоже, дядюшка Гендель всерьез дал обет безбрачия. Может быть, его отношениям с женщинами мешал слишком высоко задранный нос, который стремился проткнуть небеса, может быть, слишком большое брюхо, которое тянуло его вниз, а может быть - любовь к лицам своего пола, о которых никаких вразумительных сведений до нас не дошло. Во все времена и у всех народностей существовал один из немногих проверенных способов заполучить хорошенького мальчика - т.е. купить его, щедро заплатить. А кошелек у Генделя, похоже, был ничуть не менее худ, чем его брюхо.
Годы шли, Гендель все больше старел и жирел, а личная жизнь его так и не налаживалась. Вероятно, причина в том, что он по характеру был очень неприятный тип. Будь он хоть на йоту добрее и щедрее - возможно, он достиг бы большего. И в личной жизни, и в дружбе, и в плане следить за собой, за своим внешним видом. Изысканные, дорогостоящие камзолы с трудом застёгивались на нем, мучила одышка, сковывались движения. Говорят, последние месяцы перед смертью он уже не выходил из своего дома. Одинокий и несчастный "скупой рыцарь" до последнего момента не прекращал давать частные уроки, заботясь о преумножении своих богатств. Да, его сочинения всюду исполнялись, его знаменитая "Музыка на воде" для оркестра пользовалась при жизни автора всеобщей популярностью. Каждый листочек его рукописей был тщательно переписан, подшит и упакован в инкрустированные золотыми вензелями папочки. А он - знаменитый автор - умирал, не сходя уже со своего кресла. Жизнь становилась радостью для него только в одном случае - когда ему приносили еду, прямо туда, в кресло.
Иной раз думается - что лучше: боязнь сифилиса, боязнь утратить свой авторитет, боязнь быть побежденным или боязнь самого себя?