Выяснение вопроса о том, кто выиграл золото Олимпиады в мужском одиночном катании - россиянин Евгений Плющенко, или американец Эван Лайсачек (Evan Lysacek), - похоже, стало в России едва ли не главным событием, связанным с Играми в Ванкувере. При этом люди, интересующиеся фигурным катанием раз в 4 года - и только в том случае, если в соревнованиях принимает участие Плющенко - "с видом знатоков" и в весьма оскорбительных для американского спортсмена выражениях обсуждают серебро Евгения на различных сайтах. В адрес Лайсачека то и дело употребляются хорошо известные гомофобные эпитеты на букву "п", поскольку, по мнению так называемых "специалистов", каждый фигурист, который не исполнил четверной прыжок, только таких эпитетов и заслуживает.
Но говорить мы будем не об этом, а о настоящих знатоках фигурного катания, которые - вне зависимости от того, из какой они страны, - обсуждают совершенно иную проблему: откровенно заниженные судьями оценки другого представителя Америки, Джонни Вейра (Johnny Weir). Что это - следствие гомофобии, или "подковёрных игр" международной федерации фигурного катания, размышляют они?
В том, что оценки трехкратному чемпиону США были занижены безобразным образом, не сомневаются даже неискушенные зрители и те поклонники спорта, чьим фаворитом Джонни не являлся. После того, как Вейр великолепно откатал короткую программу, российские комментаторы канала Евроспорт предсказывали ему оценку в размере около 87 баллов, а в итоге Джонни получил лишь 82,10. Британские комментаторы Евроспорта после объявления его результатов смогли выдавить из себя лишь фразу: "Это какая-то абсолютно загадочная вещь". "Так мало поставить за компоненты Джонни Вейру - это что-то очень удивительное!" - не сговариваясь, вторили им россияне.
Сегодня многие поклонники и специалисты утверждают, что если бы судейство в адрес Вейра было объективным, он мог бы завоевать бронзовую медаль. Некоторые говорят даже о серебре. Как пишет американская интернет-газета Cleavland.com, ни словом не упоминая Лайсачека, "Джонни Вейр был ограблен судьями". Того же мнения придерживаются и другие издания. "Публика засвистала ледовый дворец "The Pacific Coliseum" после того, как были объявлены оценки Джонни, а официальные медиа, соперничая с возмущенными блоггерами, утверждают, что это - настоящее преступление из ненависти против... хммм... скажем так: эксцентричного фигуриста, которое больше напоминает грабеж на большой дороге средь бела дня, - пишет Cleavland.com. - Оценки Вейра стали и одной из самых обсуждаемых тем на Твиттере после того, как завершилась трансляция выступления фигуристов. Даже бывшие олимпийцы Саша Коэн и Элвис Стойко не сомневаются в том, что Вейр заслужил более высоких баллов".
Эту проблему поклонники фигурного катания обсуждают по сей день в не меньшей степени, нежели справедливость вручения золота. Интересным в данной ситуации является тот факт, что если вопрос о чемпионском титуле можно считать спорным, то "ограбление" Вейра сомнений не вызывает ни у кого: это было настолько очевидно, что выглядело особенно циничным. Некоторые уверены, что несправедливая оценка программ Джонни - как короткой, так и произвольной - является следствием гомофобии. Другие утверждают, что не в этом следует искать причины, а в пресловутых олимпийских "принципах", далеких от принципов честного судейства, например, в постулатах о том, что на подиуме Игр представители одной страны стоять не могут. Разве что в исключительных случаях - как было в парном катании, когда первую и вторую ступень пьедестала заняли китайцы. Но с этим поделать ничего было нельзя (хотя судьи и пытались), поскольку сильнее этих двух пар на сегодняшний день в мире действительно нет. В мужском же одиночном ситуация иная: в Олимпиаде принимали участие около 10 очень сильных спортсменов приблизительно одного уровня, и Вейр входил в их число. Он рассматривался как третий номер американской сборной по сравнению с чемпионом мира Лайсачеком и действующим чемпионом США Джереми Эбботтом (Jeremy Abbott). Однако последний похоронил надежды на медали еще в короткой программе, крайне неудачно ее откатав. Что же касается Джонни, то он допустил мизерную, незаметную "невооруженным глазом" техническую помарку при исполнении короткой и небольшую помарку во вращении при исполнении произвольной программы, обойдя по технике многих соперников, в том числе и японца Дайске Такахаши (Daisuke Takahashi), очень талантливого фигуриста, который в итоге и занял третье место. Джонни же по сумме двух программ отправили на шестое - несмотря на то, что в произвольной он был третьим в оценке за технику после Плющенко и Лайсачека. Отметим и вот какой факт: Вейру порой предъявляли претензии в том, что он менее силен в технической части программы, нежели в артистической. Однако результат его произвольной на сей раз доказал, что по технике Джонни уступил лишь спортсменам, ставшим в итоге чемпионом и вице-чемпионом Игр. А оценки ему снизили именно за артистические компоненты программы. В современной системе судейства эта оценка считается "серой зоной", где у арбитров есть широкое поле деятельности для того, чтобы манипулировать конечным результатом - чем они и воспользовались. Многих возмутил и тот факт, что на пятое место угодил фигурист из Канады Патрик Чен (Patrick Chan), которому оценку за счет компонентов завысили столь же откровенно, как занизили ее Вейру. Вывод из этого сделали один: для Олимпиады, проходящей в Канаде, немыслимо не включить канадца в лучшую пятерку любыми способами.
"Джонни откатал лучшую программу в своей жизни. И если это будет последней его программой, то он может невероятно собой гордиться", - сказала обладательница золота 1960 года Кэрол Хейсс-Дженкинс Вестлейк.
Не слишком щепетильно обошлись судьи и со многими другими фигуристами: некоторым из них оценки были занижены. Впрочем, другим - откровенно завышены. Однако так, как поступили с Джонни, не обошлись, пожалуй, ни с кем. Пресса пишет, что именно его можно назвать символом нечестного судейства на этой Олимпиаде. Что прекрасно понимаетт и сам Вейр, который после объявления оценки по-русски сказал своему тренеру Галине Змиевской: "Не важно", - убедившись в том, что он на объективность судейской бригады здесь рассчитывать не может. Позже Вейр сказал в интервью, что "заранее знал, что его оценивать будут по-другому, нежели всех остальных, поэтому главной его задачей было откататься на самом высоком уровне - не столько для судей, сколько для себя и для своих поклонников". Произвольную программу Вейр представил, безошибочно исполнив весь набор прыжковых элементов, хотя некоторые другие спортсмены, понимая, что на высокие места в таблицах претендовать не смогут, делали это "спустя рукава". В своем блоге на Твиттере Джонни поздравил призеров Олимпиады, поблагодарил поклонников за поддержку и написал, что гордится собой. Через месяц мы, по всей вероятности, снова сможем увидеть его на Чемпионате мира по фигурному катанию в Турине. Эван Лайсачек уже заявил, что на эти соревнования ехать не собирается.
Короткая программа Джонни Вейра с комментариями российского Евроспорта