"Рудольф Нуреев, чье 70-летие отмечается в 2008 году, стал прототипом героя балета Натальи Каспаровой "Точка невозврата". Премьера балета открыла 10-й фестиваль современного танца "Open look" (Открытый взгляд), посвященный юбилею самого знаменитого невозвращенца советской эпохи", - сообщает "КоммерсантЪ".
"Удивительно, что биография одного из самых мифологичных танцовщиков современности Рудольфа Нуреева, - отмечает критик Ольга Федорченко, - так долго оставалась вне хореографического изложения. Даже как-то не верится, что сочная фактура жизни этого вечного странника-изгоя - рафинированного эстета и вульгарного хулигана, романтического возлюбленного и гомосексуалиста, умершего от СПИДа, его детство, проведенное в нищете, и азиатская роскошь - до сих пор не задела чувствительных струн души ни одного хореографа-творца...".
Карьера Нуреева в балете - это бесконечная череда достижений. Успехи на лучших балетных сценах мира, создание в 1974 году собственной труппы "Нуреев и друзья", руководство балетом парижской "Гранд-Опера" (1983-1989). За 30 лет на Западе он сотни раз выходил на сцену как танцовщик и поставил около 20 балетов как хореограф и балетмейстер.
Лучшие театры мира готовы были принять у себя Нуреева, любые звезды воспринимали его, если не как своего соперника, то как соседа по театральному поднебесью. В одну из таких звезд, затмивших его на гастролях в Ленинграде, Нуреева угораздило влюбиться. Это был танцор Королевского датского балета Эрик Брун. Едва ли не первая и главная страсть на всю жизнь. Эрик Брун... К нему он неизменно возвращался. В то же время были бесконечные случайные связи, походы по маленьким потайным притонам "Ла Дус", "Артс энд Баттлдрес" и геевским баням, желание анонимного секса, "ужасающий непомерный аппетит на любовников". Удовольствие и восторг - на сцене и в жизни, примерно до середины 1980-х, когда в мире заговорили о СПИДе.