Не успели юные путинцы спустить в унитаз "Голубое сало", как Сорокин подкинул им новую работку. По его либретто Большой театр поставил, надо сказать, антисоветскую оперу, "Дети Розенталя"...
...И снова - брызги из унитаза "Идущих вместе". В числе пламенных защитников авторов разрекламированного "нашистами" спектакля - известный театральный режиссер Роман Виктюк. Давно его не видели таким эмоциональным, как в последней передаче Владимира Соловьева. Но, оказывается, выступление Романа Григорьевича на телевидении довольно сильно сократили. О чем же хотел сказать великий Мастер?
ЛЮДИ ЗОМБИРОВАНЫ ТУПОСТЬЮХудожник во все времена одинок в тисках человеческой глупости. Об этом опера. Сюжет ее простой: были клонированы три иностранных композитора и два русских, русские - Чайковский и Мусоргский. И когда они появились в нынешней России, то оказалось, что эти пять гениальных индивидуальностей не нашли себе здесь места, оказались никому не нужны. И они были вынуждены идти туда, где скопище людей, где толпа, на три вокзала. Там - играют, поют, им бросают деньги. Боль и крик авторов оперы о том, что художник и толпа - вещи несовместимые никогда. Никогда толпа художника понять не cможет. Толпа - в большинстве, художник - в меньшинстве. Единственное нормальное состояние толпы - шагать в одной шеренге, идти вместе. В этом ее глупость. Художник же никогда не сможет быть в этой шеренге. Он должен быть или впереди, или на обочине, или его просто должны не замечать.
На телепередаче Соловьева я, обращаясь к присутствующим в зале, объяснял, рассказывал, читал либретто, для них показывали отрывки из оперы. И вот сидят молодые люди, все равно твердят: "Как допустили скандальный текст, скандальную музыку, музыку-сумбур". Спрашиваю: вы хоть слышали эту музыку-сумбур? Они: нам рассказали про одного композитора... Они не знают ни имени композитора, тем более - его музыку. Настолько же за эти десятилетия нас власть приучила к тому, что мы не можем самостоятельно мыслить... Мы - рабы. Любая сентенция, которая исходит из уст пропагандистов телевидения, сразу же принимается на веру. Люди следуют этому идиотизму. На протяжении 30 минут ты объясняешь людям, что все не так, вдалбливаешь, кричишь, харкаешь кровью, все равно - на тебя тупо смотрят, делают вид, что не понимают, и опять начинают тоже самое. Впечатление, что люди зомбированы тупостью. Что потрясает - мо-ло-дые! Не взрослые, которые прошли этапы коммунистического роста. Это люди, которые выросли после того, как исчезла система. Ноль желания, чтобы мыслить самостоятельно.
Да, Мусоргский великий национальный композитор. Но это же человек со своей психологией, личной жизнью, своими привязанностями. Оказывается, говорить об этом - запрещено, потому что ты разрушать ту идейную иллюзию, которую придумали идиоты от искусства. Опера-то как раз о том, что эти пять композиторов - совершенно нормальные люди, с нормальными чувствами. Никто не копается в их подноготной, там этого совершенно нет. Весь спектакль - дань уважения и любви к опере 19 века. Никакого издевательства, никакого мата. Толпа же приходит и ждет, что композиторы будут разговаривать на том языке, который ей доступен и понятен. Толпа не знает другого языка. Нелепо: в роли защитников, поборников русского языка - толпа, и она требует чистоты русского языка. Но ведь это же ложь опять сплошная!
ЛОЖЬ - ЭТО СМЕРТЬ ДЛЯ ИСКУССТВА70 лет на сцене варили сталь, 70 лет собирали высокие урожаи. Но в жизни-то было все абсолютно по-другому. И между сценой и зрительным залом никогда не было в те времена контакта. Зрители реагировали только на намек, на фигу в кармане, на густые брови - Брежнев, тогда все понимали, ага - антисоветчина. Но сопереживания сцены и зала - не было никогда. Сегодня в течение двух часов на спектакле Большого театра одиночество зрителя исчезает полностью. Потому что возникает взаимопонимание.
Нам вбили в голову, что искусство должно быть реалистичным. Термин придумали: социалистический реализм. Но реализм - не школа, реализм - это метод, реализм - это не условность, как другие эстетические категории, реализм это - единственная форма мышления творца. Творец должен быть честен. Честен прежде всего перед собой. А к реализму советская власть обязательно пристегивала идею. И эту идею художник не имел права подвести под даже масенькое сомнение. Но ведь нужно верить в идею, а если ты ее не принимаешь, то значит ты - лжешь. Артисты, которые лишены воображения, становятся сумасшедшими по очень простой причине. Творческая энергия должна иметь реальный, правдивый, свободный, интуитивный выход. А если они врут, если они имитируют жизнь, поддерживая чью-то глупую фанатическую идею, то эта энергия взрывает их изнутри. Долго во лжи жить нельзя. Только театр воображения является документальным, потому что только человек, его индивидуальная интуиция в творчестве до конца правдива. В искусстве нельзя врать. Потому что я из себя, для себя, постигая себя, ставлю тот или другой спектакль. У меня нет идеи извне. У меня есть та идея, которая у меня внутри. Это идея - правда. Эта идея - гармония. Эта идея - благоговение перед жизнью.
ЛУЧШЕ БЫ ДЕПУТАТЫ В ГОСДУМЕ СТАЛИ ЗАВХОЗАМИСоловьев в своей передаче говорил, что Якименко имеет отношение к Кремлю, имел отношение к заданиям от Кремля. Но ведь это трагичнее в сто раз. Потому что означает, что идет целенаправленное оболванивание молодых ребят. Это грустно. И я не хочу верить в то, что нам готовят намордники. А они уже в Думе, мне кажется, припасены. Они хотят, чтобы мы все ходили опять, как недавно, в одной шеренге.
И Дума, и организации ребят, которые собираются и придумывают себе названия, не понимают, что они - искусственная надстройка на обществе. Они - не общество, они не выражают мнение общества, это совершенно очевидно. Но они понимают, что в данном случае Большой театр - великолепная площадка для пропаганды. Хотят прибрать ее к рукам, ведь это рядом с Думой, очень удобно. Главное, чем они сейчас занимаются, отвлекают от проблем, которые есть в обществе. Народ выходит на улицы, люди не довольны ни налогами, ни зарплатами, ни пенсиями. А эти вдруг решают нам промывать мозги через факт искусства. Совершенно в этом ничего не понимая. Музыкально, театрально неграмотные и необразованные люди. Они вмешиваются в то, что себе даже не может позволить творец с большой буквы.
Лучше бы этот комитет по культуре в Думе превратили в комитет по снабжению. Люди бы хоть что-то делали бы ДЛЯ. Для тех же композиторов, для тех же танцоров, для тех же артистов драмы, для театров. Лучше бы они стройматериалы доставали. Наш театр, например, в Сокольниках, находится в уникальном помещении, это единственное здание гениального архитектора Мельникова, памятник архитектуры, конструктивизма. В мире нет такого второго. Американцы приезжают, заходят, потом пишут письма во все инстанции, что здание рушится, требует внимания, помощи государства. Где Дума? Где эти молодые ребята, идущие вместе? Пусть бы вышли туда, откуда выходит или где сидит Путин, депутаты, или где ходят Лужков и его команда. Пусть бы там держали свои плакаты. Пусть бы требовали: обратите внимание на гениальное произведение искусства. Тогда бы их энергия имела бы хоть какую-то цель. Был бы смысл в их шагании...
Человек без воображения - больной человек. Депутатов, которые лишены воображения, нужно изолировать. Никого не учит не Украина, ни Грузия, ни Киргизия. Ничему не учит. Там эта энергия вырвалась наружу. К счастью.
ПОЧЕМУ ВЛАСТЬ ТАК БОИТСЯ СВОБОДЫ ХУДОЖНИКА?У нас всегда есть враг извне. А что если льды Антарктиды Северного полюса пойдут к нам навстречу? А если завтра война? Нам это внушили, мы все время должны жить в состоянии какой-то опасности. А человек должен быть свободен и радоваться жизни. И не придумывать себе врагов. Они создают врага, чтобы отвлечь от чего-то другого, более важного. Теперь враг, оказывается, Большой театр.
Я где-то услышал, что в советское время было репрессировано 19 тысяч деятелей науки и культуры. Почему? Человеком, живущим воображением, управлять тяжело. Потому что это другое постижение мира. Но, прежде всего - постижение самого себя. Потому что индивидуальность, личность всегда опасна для тех, кто хочет сделать нас рабами и скотами.