Это, конечно, никакая не рецензия на спектакль. Это - просто впечатления зрителя через несколько часов после действа. "Давай займемся сексом". Новые откровения от Виктюка.
Первое. Это продолжение темы, взятой Романом Григорьевичем в "Философии в будуаре" по Маркизу де Саду. Только без садизма и мазохизма. Призыв к свободе чувств. "Гениталии всех стран соединяйтесь!" - кричит главный герой в кульминации спектакля. Пьеса о несчастных, одиноких людях, которые хотят любви, но никак не могут на нее решиться.
Второе. Это спектакль для женщин, именно они наиболее бурно реагировали по ходу действия. Именно неудовлетворенные мужиками бабы аплодировали, смеялись и, наверное, плакали во время "Секса". Недаром главная героиня доводит своего мужа тем, что кричит: "Почему я не могу самые обычные вещи называть своими именами. Нет, теперь я буду постоянно говорить: влагалище! Влагалище! Вла-га-ли-ще!" Муж в ужасе уползает со сцены. Кто-то рядом со мной не удержался, закричал: "Браво, Виктюк!" "Да, спектакль для них, для женщин", - сказал мне Роман Григорьевич на следующий день по телефону, когда я решил поделиться с ним впечатлениями.
Третье. Формула: "Почему мы к самым простым вещам должны идти окольными путями? Почему мы можем не стесняясь сказать: я хочу кушать, я хочу пить, я хочу спать? Но почему мы не можем так же просто сказать, подойдя к незнакомому даже, но симпатичному человеку: "Давай займемся сексом?"... Ну, что тут еще можно добавить? Кажется, после этого спектакля Виктюка что-то ставить о "сексе" просто бессмысленно.
Четвертое. Все настолько легко, лихо и озорно сделано, что два часа без антракта пролетают абсолютно незаметно.
Теперь коротко о сюжете. Четыре героя. Муж, профессор, жена и девушка. Муж боится заняться сексом даже с женой. Профессор знает о сексе все, но как только женщины раздвигают перед ним ноги, он начинает нервно курить и переводит разговор на любую другую тему. Жена и девушка истосковались по любви. Сексом они тоже никогда не занимались, но жутко этого хотят. Девушка просто потрясает своими невероятными фантазиями профессора. Он сдается перед ней, заявляя, что ему ее научить нечему. Финал - трагичен. Оказывается, все происходило в психушке. Медсестра всех гонит спать. А сама заводит свой душераздирающий монолог об одиночестве и о том, что она очень понимает своих пациентов, поскольку сама мечтает о сексе. Сестра сама давно уже свихнулась, и пьет те же лекарства, что ее больные.
В спектакле есть все. В том числе и "другая любовь".
Потрясающая лесбийская сцена. Я за собой ничего "розового" никогда особо не замечал, но тут очень пробрало, прямо скажем, чуть ли не до слез. Настолько мощно сделан номер. Под песню какой-то русской эмигрантки (она сейчас живет в Канаде и поет почти "блатные" песни, имя Р. Г. запамятовал), в которой - о тюремной любви двух женщин, поставлен совершенно потрясающий танец. Исполнительницы главных ролей курят. Танцуют. Очень много взято из Мадонны. И у Дитрих. Сигареты, манеры их держать. Трость. Объятия. Позы. Одна берет другую на руки, стоя сажает себе на колени. Смелые движения, жесты. Но самое удивительное: после таких нешуточных откровений - вдруг бурные аплодисменты зала. Но через секунду. Видимо, народ не решался, завел кто-то из "наших", а потом - как снежный ком. Красиво же. Талантливо.
Кстати, был еще один интересный "зрительский" момент. В самом начале этой сцены. Что-то откровенно лесбийское прозвучало в тексте. И тут кто-то в зале громко захлопал. Конечно, девушка. Конечно, не сдержалась. Но зал не поддержал. Рано было. Сцена не успела развиться. Зато под ее финал... Я, кстати, сначала подумал, что уж тут-то народ аплодировать и постесняется. Но перед настоящей красотой не устоишь...
"Голубая" тема тоже проскользнула. Профессор сексологии, который знает о сексе все, но никогда им не занимался, вдруг переодевшись женщиной, предлагает заняться сексом мужу героини. Тот, естественно, в испуге. Профессор хриплым, писклявым женским голоском: "Ну мы же интеллигентные люди?!" Я не выдержал. Засмеялся. Тонко и точно. Именно так и раскручивают "натуралов". Но дальше - больше. Профессор: "Ведь вы же не будете отрицать, что в человеке вы прежде всего цените не его тело, а - душу?" И стоит, и смотрит на мужчинку так кокетливо, склонив голову на бок. И потом вдруг подбегая к нему, семеня мелкими шажками: "Так какая вам разница, какое тело в постели, главное - душа! Давайте займемся сексом!" Я чуть не свалился со стула от смеха...
Кстати, мужчины в зале, как всегда на спектаклях Виктюка, вели себя крайне зажато. Хоть какое-то подобие сексуальной революции в нашей стране и произошло, но "настоящему" мужику пока еще стыдно расслабиться, чтобы открыто реагировать на "пограничные" шутки. Зато бабы, простите, женщины!.. Вот они радовались жутко. Для них это был настоящий праздник. Когда спускался после спектакля в гардероб, рядом шли две школьницы. Они были абсолютно счастливы: "Не зря пошли, хоть перед театром и в кино ходили, спать сначала хотелось, зато потом..."
Был еще один интересный "зрительский" момент. Сразу после "тематических" сцен актриса объявляет: "Появляется сестра". Имелось в виду сестра медицинская. Но кто-то из "наших" не выдержал и устроил в зале ржачку.
В общем, обстановка была вполне семейная. Такого удовольствия от спектаклей Виктюка я давно не получал. Хоть сидел на самой верхотуре, на балконе, но энергетика Мастера через его Учеников перла мощно. Как только появляется Николай Добрынин, он сразу же становится центром зрительского внимания. А уж когда он в трусах спускается в зал и между рядами произносит свой страстный монолог в защиту Свободы. Свободы любви...
Аплодисменты! Бурная овация!