Быть Женщиной... Носить роскошные платья "в пол", удостаивать своим вниманием избранных, с наигранной усталостью принимать "посвящения Еве"... Маргарита на балу и Снежная Королева - вот образы, которые... Которых не будет. Быть Женщиной. Старухой с походя растоптанной в юности чувственностью... Истерзанной ружьями бравых солдат американской армии, насилуемой в течение нескольких дней боснийской мусульманкой, сжимающей в ладони оторванную ими часть своей вагины. Взрослеющей нимфеткой, живущей с табуирующей сексуальность матерью и мечтающей стать такой же, как новая соседка, в объятиях которой так приятно проводить время. Экс-адвокатом, а ныне коллекционирующей женские стоны фатальной, роковой лесбиянкой... Сотни граней. Сотни историй, переданных в спектакле "Монологи вагины", превращаются в ночь откровений.
Что бы могла сказать вагина, если бы умела говорить? Автор пьесы Ив Энцлер написала "Монологи вагины" в жанре verbatim, соединив в тексте реальные истории более чем двухсот женщин - женщин разных рас, возрастов, социальных статусов и сексуальных ориентаций. Начиная эту историю в 1996 году с одним лишь диктофоном, Ив Энцлер перешла Рубикон табуированности - и вот уже то, что считалось в обществе маргинальным, становится культовым. Успех грандиозный - в разное время в пьесе участвовали Мерил Стрип, Гленн Клоуз, Вупи Голдберг, Вайнона Райдер, Опра Уинфри, Джейн Фонда, Николь Кидман, Кейт Бланшетт, Наоми Кэмпбелл...
На российских театральных подмостках спектакль идет около года. Финский режиссер Йоэл Лехтонен, выпускник РАТИ, известный по культовому спектаклю "4.48 Психоз", пригласил для этой постановки трех потрясающих актрис современной московской сцены.
Вера Воронкова, Гала из "Дали" Юрия Грымова, роскошная femme fatale в строгом мужском костюме, играет с залом, как кукловод - и вот уже чинная театральная публика под ее руководством хором кричит со своих мест русский народный синоним латинской вагины.
Анна Галинова, одна из лучших молодых характерных актрис (Театр им. Н.В. Гоголя), меняет образы от очарованной красоткой-соседкой девочки-подростка до старухи, полагающей, что на ее вагине мог бы висеть замок и надпись: "закрыто в связи с затоплением".
Екатерина Конисевич, прекрасная балерина из сказок Андерсона, взрывающая зал сверхэмоциональным монологом взбешенной вагины...
Минимум декораций. Небольшая черная сцена, три алых кресла в форме вагин. Три актрисы в черном - костюм а-ля мужской, огромный халат, балетная пачка - читают текст. Публика, лишенная возможности спрятаться в привычном полумраке, видна со сцены маленького зала, как на ладони. Нервничает. Вникает. Уже почти не уходит. А с первых спектаклей сбегало чуть ли не по 15 человек за раз - мощнейшие эмоции, возникающие при раскрытии табуированной тематики, беспощадно взрывают невидимые оковы ханжеского сознания. Хотя, собственно, а чего ждали бежавшие от пьесы с подобным названием? Кстати, сама Ив Энцлер запрещает менять слово "вагина" , равно как и сценографическое решение.
"Монологи вагины" - явление даже уже не театрально-художественное, а социальное, затрагивающее глубочайшие пласты подсознания и сложнейшие проблемы современного мира. То, что замалчивалось веками, выведено на авансцену - нате! Наотмашь! Это протест, прорыв, это бьющий в глаза свет на выходе из мрака, это вызов воинствующему невежеству!
И уже возникает ощущение нехватки языка - не лексической, а смысловой. Масса чувств, эмоций, которые нельзя выразить словами. Не поддающихся однозначному описанию. И не вульгарно, и не стыдливо передать словами то, о чем принято молчать - вот пик театрального мастерства, альфа и омега этой вечной сцены.
В литературе подобные явления встречаются довольно часто - от Моравиа с его романом "Я и Он" (он самый, эрегированный любитель наслаждений), вошедшим в классику мировой литературы, до того же самого Эдички, описывающего свои переживания столь откровенно, что эмоции читателя уже как на качелях, от шока до экстаза. Стыдливая чадра тайн давно снята с вечных тем. Обнаженной истиной на пьедестале слились экстаз и эволюция видов.
На театральной сцене столь откровенные пассажи пока еще редкость, хотя на Бродвее вслед за "Монологами вагины" уже появились "Откровения пениса". Культура постмодерна пронизана насквозь миражами телесности.
Темы, поднимаемые в этих монологах - психологические травмы, вынесенные на авансцену и развернутые в перспективе, гетеро- и гомосексуальные отношения, не единожды обыгранные в спектакле, не оставляют зрителя равнодушным. В то время как одна половина узнает себя в этих монологах, другая половина имеет уникальный шанс, не таясь, подсмотреть за первой в замочную скважину.