Режиссер Нина Чусова показывает в Москве "Переполох в голубятне" по знаменитой пьесе Жана Пуаре. Это первый на столичном театре спектакль, в котором однополый брак рассматривается как естественное положение вещей, а гомосексуальность героев не является поводом для похабных шуток.
Мнения зрителей об очередной работе талантливой провокаторши диаметрально противоположны - от "полный восторг" до "высшая точка безвкусицы". Собственно, "виновна" режиссер только в одном: в момент, когда общество пересматривает свое отношение к однополой любви, двигаясь в сторону Арабского халифата, Чусова поставила спектакль не в защиту геев и даже не ПРО них. Она вообще не рассматривает гомосексуальный союз как ТЕМУ для высказывания. Гомосексуальность персонажей так же естественна, как их гетеросексуальность или отсутствие какой-либо сексуальности вообще. Ей хотелось поставить комедию - комедию положений, если быть точнее, и материал Жана Пуаре показался подходящим и актуальным.
Для тех, кто не смотрел французский фильм "Клетка для безумцев" и американский римейк "Клетка для пташек" с Робином Уильямсом в главной роли, - очень краткое содержание. Во французском курортном городе Сен-Тропе живет гей-пара: Заза Наполи (он же Альбен) и Жорж, просто Жорж. Заза - травести-звезда местного кабаре, Жорж - ее сожитель с пятнадцатилетним стажем и совладелец заведения. По всему видно, что они вполне счастливы вдвоем - зажиточный быт, игривый домработник родом из Гватемалы, винишко, уик-энды. Комедийная интрига закручивается в тот момент, когда сын Жоржа, по большой пьяни, как у нас это называется, зачатый лет двадцать назад, решает жениться. В дом к "голубкам" должны пожаловать родители невесты - лидер Партии крестьян-католиков и его правоверная супруга, давно не ведавшая оргазма. Из дома нужно вынести изображения голых мужских задов, недавно спрыгнувшего с пальмы гватемальца научить носить обувь, а главное - надо спрятать несчастного Альбена, все долгие годы супружества справедливо считавшего, что это их общий с Жоржем дом и ему не придется оказаться на улице в угоду лицемерным ханжам.
Исполнителя главной роли Чусова искала долго и в результате попала в десятку. Зазу Наполи играет Лора Колли - заслуженный артист РФ Сергей Зарубин, звезда "Трех обезьян", когда-то блиставший в первом составе виктюковских "Служанок". Нет таких восторженных слов, которые могли бы в полной мере описать его абсолютный, беспардонный триумф в этом спектакле. Мне даже немного жаль других артистов, занятых в "Переполохе" - перед натиском лораколлиевских рододендронов даже и крупные таланты кажутся степными васильками. Единственный актер, выдерживающий эту конкуренцию, - Владимир Стеклов, весьма достоверно изображающий политика-консерватора - хотя его мимика в большей степени позаимствована, кажется, у лидера либерал-демократов.
Остальные работы - Федор Добронравов (Жорж), Игорь Гаспарян (Бабу, слуга), Галина Петрова (Симона), Лоран (Артем Панчик) и Мариэтта Цигаль-Полищук (Мюрьель) - сделаны весьма основательно, но без животворящего огня. В кабареточную эстетику пытается вписаться Александр Гришаев, играющий травести-завистника по имени Мелани, но эти попытки лучше приберечь для детского утренника. Рядом с Сергеем Зарубиным хорошо смотрится только Лора Колли. Неслучайно из всех артистов, пытающихся играть в травести, он единственный, на кого "ходят" специально. Собственно, Нина Чусова тоже "пришла" - в "Три обезьяны", и была покорена.
Для широкой публики "Переполох в голубятне" - возможность провести три часа в стихии смеха и, что значительно важнее, заглянуть немножко за двери гомосексуальных бастионов. Думающий зритель обнаружит там все ровно то же самое, что заполняет дневник "нормальной" жизни - любовь, ревность, привязанность, мучительную необходимость выбирать между любимым человеком и ребенком, обычные семейные разборки - но, справедливости ради, значительно больше юмора. Думаю, для Клары Новиковой, Геннадия Хазанова, Сергея Маковецкого, Бориса Щербакова и других знаменитостей, заглянувших на официальную премьеру, это была такая "камера смотрит в мир", расширение кругозора.
Зрителям-геям спектакль тоже преподносит урок: "Переполох в голубятне" - это, в первую очередь, история о любви и верности, качествах, сильно недооцененных в нашем кабаре.