- Главное, чтобы в обморок не отключились, - сказал режиссер Антонио Араужо.
"Книга Иова" - действительно не для слабонервных и неожиданна даже для искушенного театрала. Никаких стульев, зала, сцены. Зрители ходят за артистами по всем трем этажам театра "Модернъ", как на экскурсии. Артисты же мечутся между зрителями, как в вокзальной суете. А все потому, что однажды Сатана решил подвергнуть испытанию веру слуги Господнего - Иова. И Бог допустил это, скрепив свой договор с Сатаной не символическим, а настоящим мужским поцелуем. О гомосексуальном мотиве в библейской истории я еще спрошу режиссера.
А пока мы из фойе на первом этаже, где Иов только что лишился детей и достатка, переместились на второй этаж, где страдалец искупается в корыте с кровью и абсолютно голый поднимется на третий этаж, оставляя на лестнице кровавый след. Зрители, идущие за ним, я заметила, старались не наступать в кровавые лужи, Затем Иов метался по больничным каталкам. В общем, памятник библейской мудрости, воплощенный бразильскими артистами, на глазах публики корчился, истекал кровью под древнееврейские песнопения. Путь натуралистических страданий режиссер посчитал лучшим способом выяснить краеугольные вопросы веры: например, если человек не грешен, то за что он страдает?
- А ваши актеры не стесняются полтора часа играть обнаженными среди зрителей?
- Нет, у нас нет такой проблемы. Проблема в другом - некоторые зрительницы не выдерживают и падают в обморок. Я удивлен, что в России люди с более крепкими нервами, - сказал режиссер и ошибся, так как на одном спектакле сразу три дамы отключились: одна итальянка, одна бразильянка и одна русская. Очевидно, русских собственные страдания так закалили, что кровь, пот и слезы бедного Иова трогают на эмоциональном уровне.
- У вас не было проблем с официальной церковью, которая могла вас обвинить в том, что из Бога вы сделали гомосексуалиста?
- Проблемы были только при первой постановке "В поисках рая", которую мы играли в церкви. "Книгу Иова" церковь приняла безоговорочно. А что касается поцелуя Сатаны и Бога, то здесь двоякое толкование. Поцелуй Сатаны - символ вечного противника Бога. А во-вторых, поцелуй обозначает уже в самом начале тему, которую мы считаем важной в этом спектакле, - борьба со СПИДом.
Что совершил благочестивый Иов, что заболел проказой? А можно сказать, и СПИДом. По признанию Антонио Араужо, этот вопрос мучает его с тех пор, как он потерял 12 друзей, умерших от СПИДа. И в определенной степени этот спектакль он посвятил им. А нашей глубоко атеистической и театральной стране бразилец преподнес урок современного серьезного прочтения Библии, а не игры в нее. А также как изобретательно можно осваивать даже самые запущенные театральные пространства.