Окончание. Начало >>>
- Сейчас вы - довольно известная группа. Как пришла слава к группе "Диверсанты"?
- Кто-то, пожелавший остаться неизвестным, принес песню "Наши партнеры по НАТО" на рок-радиостанцию Джем ФМ, и там поставили эту песню. Позже и другие радиостанции взяли "Партнеров по НАТО", и всем понравилось, несмотря на то, что песня, мягко говоря, неформат. ("Наши партнеры по НАТО - очень большие фанаты резиновых женщин и марихуаны, голландского пива и русских матрешек, стройных отточенных ножек, шагающих мимо... Ноют душевные раны солдата фортуны...") Нас спрашивали: вы это по поводу так называемой "Оранжевой Революции"? Так вот, песня написана в 2002-м году, задолго до "Революции"! Да, мы предугадываем события.
А через год после того, как песня закрутилась по радио, я приехал на Джем ФМ с другой песней, а они: "Где же вы были раньше, мы весь год вас ждали!". А я просто стеснялся! Мы больше уделяем внимание творчеству, чем пробиванию. В музыке нужно быть интравертом, а не экстравертом. Нельзя пиарить сырой продукт. Такой путь, как у нас - тернистый, но практика показывает, что единственно хороший.
К слову о "Партнерах по НАТО" и их политической подоплеке. Когда Руслана выступала на Евровидении, в ее поддержку на Трухановом острове в Киеве собрались музыканты с палатками. Мы пришли, спели песню на русском языке - и нас попытались заставить заткнуться. Тогда мы потребовали организатора всего этого мероприятия. Пришла монументальная тетя в бижутерии, отказалась представиться, сразу: "Что вам надо?!". Тогда я начал ее терроризировать: "- Скажите, на китайском можно петь? - Да. - На французском можно петь? - Да. - На санскрите можно петь? - Да. - А на русском нельзя, значит?! Далеко же вы зашли в туполобости!".
В Киеве хорошо если десять процентов жителей говорит на украинском... А вообще, у нас нет политической позиции, мы понимаем, что все нынешние стороны одинаково грязны. Вот к нам пришли представители "Партии Регионов" и начали просить спеть на их концерте "Партнеров по НАТО", вот только заменить их на "Партнеров за НАТО". Прекрасно, говорим, тогда вообще купите у нас песню и переделывайте хоть вместе с музыкой! Не поехали... Позиция должна быть четкой: или ты любишь меня как есть, или ставь валенки возле входа... Я не понимаю, как вообще можно верить политикам: все в грязи!
- И при этом вы сами идете в политику!
- Ну так мы же не политики в прямом смысле этого слова, мы же просто музыканты. Все музыканты должны понимать, что политика - это дерьмо. Я вот еще в юности придумал замечательную политическую схему: каждому человеку, занимающемуся, скажем, бизнесом, одного подопечного, занимающегося искусством. Вот тогда страна будет богатой и счастливой. Те деньги, которые есть сейчас у политиков - это не их деньги, а просто наворованные. И они могут разживаться на этих деньгах сколько угодно, но мы просто будем их игнорировать: они никак не повлияют на наше диверсантовское будущее, настоящее... Есть маневры во избежание той схемы, которая господствует сейчас: например, я принципиально не беру кредит, и поэтому кризис обошел меня стороной, я не могу понять, что это такое. То, что сейчас творится - самая натуральная "Матрица", фильм очень мудрый: матрица выйдет из тебя и ты будешь ходить по ней, а вот если ты войдешь в матрицу...
- А чем ты занимаешься, кроме музыки?
- Кроме музыки я занимаюсь только продюсированием. У меня сейчас свои проекты, я считаю, что самое главное - это доказать, что можно выбиться в мир благодаря таланту, а не через постель. Я в шоу-бизнесе с 1992 года. Были разные ситуации: когда работал у певицы Евгении Власовой директором, то не был ее продюсером, она сама определяла концепцию и пути к действию, задавала направление. Когда я понял, что направление бредовое, что это не принесет ничего артисту, то я сказал: ребята, играйте в эту игру без меня, эти шашни нам не нужны. А вот я сейчас продюсирую девочку Маню... я нашел ее в Херсоне, услышал, какие сочиняет тексты, понял, что талант налицо. Все надо мной смеялись, спрашивали, на что я время трачу, а теперь она на всех телевизионных каналах Украины. Талант пробьется и без кровати, и без блата, просто должны быть менеджеры, которые умеют доносить талант до народа. Мне никто никогда не помогал - ни копейкой, ни советом... Я 17 лет в шоу-бизнесе! И я считаю, что имея определенный опыт, нужно помогать хорошим, талантливым людям, которые достойны этого. Я тоже не буду заниматься всякой чепухой, распылять время... Но даже в работе с очень талантливым артистом надо помнить: на начальной стадии доходов это не приносит! Многие пытаются зарабатывать на корпоративах - да, это приносит большие деньги. Но ведь это тоже крах системы... Поп-музыканты пытаются заработать по максимуму денег, а рок-музыканты сидят фактически в подполье. Они довольны, что существует их стиль, и им плевать, что их никто не знает... но ведь это не имеет будущего! Нужно быть гибким, меняться, твоя музыка тоже должна меняться! Вот, допустим, я хочу играть только блюз - а я прекрасно его играю, я на нем вырос! Я люблю Клэптона, Хэндрикса - а вот выйди на улицу, спроси у людей, знают ли они, кто эти мировые звезды? Посмотрят на тебя, как на идиота. Раньше Моцарт сидел где-нибудь под Веной: лес, рояль, ни телевизора, ни Интернета, ни радио. Если бы Моцарт завис в Интернете, зашел на какой-нибудь чат... остался ли бы он музыкантом?! Вот по дзен-буддизму у тебя есть, предположим, пальма, пустыня - и никого, кроме тебя самого. А Интернет тебя отвлекает, ты пытаешься пиариться, искать виртуальных друзей - да чепуха это все. Друзей, как правило, один-два настоящих, и они реальные. С другом не будешь только по Интернету общаться. Это не друг, это тоже мыльный пузырь, как и кредиты, кризис... Если есть тысячи друзей в "одноклассниках" и никого реального, то кто тебя поднимет, когда ты упадешь? А вот в советское время люди просто общались, у нас не было мобильных телефонов... мы просто выходили на улицу, общались, придумывали что-то, исходя из себя... А сейчас Интернет и телевидение предлагают внешнюю конструкцию, сериально-политическую, которая тебя заставляет поверить, что Матрица существует. Поднимают тему о газе... да какой газ?! У него себестоимость четыре доллара. Откуда такие суммы, которые поделить не могут? У Штатов своя телега, Буш кричал про терроризм, народ реально зомбирован всем этим терроризмом... Я могу долго рассказывать, потому что хорошо знаю некоторые сегменты этой политической конструкции, но не хочется сильно углубляться. Вот люди сейчас живут как: отработал восемь часов, потом домой спать, потом уик-энд с семьей, в зоопарк сходил, опять спать... Вот этих подключили к системе точно. И народ перешел от тоски в виртуальную жизнь - телевизионную, компьютерную... "- Я сейчас по смс рингтон закачаю, у меня куча друзей появится, а мне ссылку на одноклассниках дали..." - парень, зайди, свой туалет почисть, легче станет. С техноэволюции начинаются все беды. Люди перестали заглядывать вовнутрь, они стали просто тупо экстравертами. Многие музыканты ушли из мира музыки, сочли, что лучше им, скажем, вирусы писать в Интернете, денег якобы больше... А музыкой заработать такие музыканты даже не пробовали. Музыка - это марафон. Если ты сильный, ты будешь на коне. А если слабый, то тебе проще работать на дядю.
- В каком стиле играют "Диверсанты"?
- Наше кредо в музыке - sex, drugs and rock-n-roll. Когда мы пишем, предположим, в пресс-релизе анонс концерта, то мы всегда пишем так: группа Диверсанты, кредо "sex, drugs and rock-n-roll". У нас компиляция стилей, народ не понимает, что там есть блюз, регги, фанк, джаз-рок, арт-рок, там есть джетро-талл, группы "Кино", "Аквариум", "Uriah Heep"... Вот если человек слушает только группу "Кино", то у него и песни все будут на единый цоевский манер. А вот если соберешь от каждого... Журналисты требуют привязать к стилю: рок, хэви-металл, поп-кор... А мы им: а мы вне стилей! А они: как же там, надо же быть к чему-то привязанным!
У нас нет времени придумывать своему стилю крутое оригинальное название. Вот мы какие есть, такие есть. Мы работаем над вокалом, делаем новый альбом, встречается с людьми... Это и есть занятия музыкой: люди требуют твою музыку, а ты идешь им навстречу. Вот мы можем назвать себя, скажем "grand fucking hard core" - выпендриться, как это делают все. Но всем этим лучше для начала почитать "Колобок", почитать Достоевского, Артюра Рембо (желательно в оригинале)... Я считаю, что музыка как таковая была в 60-х, в 70-х, а остальное - это компиляция разных стилей. Все уже переиграли. А те, кто пытается выдумать что-то новое, в большинстве своем просто обезьяны, которые двух слов не могут связать. Они читали "Незнайку на Луне"? Еще ведь не поздно начать. А тетку в бижутерии, которая будет протестовать, пошлете подальше. "Вот, скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? - Сила в правде!", как там в "Брате" Бодрова было. А "Незнайка" - это все государственная политика. Ведь гораздо приятнее пообщаться с музыкантом, чем с национальным каналом! Сейчас, к сожалению, время каналов домохозяек, сериалов... Это не моя вина, я вел людей в другую сторону - к искусству, к музыке.
Восемь лет проработал в театре. Проводил сейшны в Киеве. Вот работал я в театре, делал там на 200 человек сейшн. А вместимость зала - 50 человек. Пробивали двести! Я работал по особой рок-н-ролльной схеме. Народ платил за вход, а я на заплаченные ими деньги покупал портвейн и раздавал на выходе. Получалось, что я не брал ни копейки, все были счастливы! Вообще-то я редко рассказываю такие вещи, но сегодня обстановка способствует. Я всегда сразу смотрю на журналиста - способен ли он воспринять мои слова? Если нет, то зачем его парить, надо сразу переходить на "вау, какая помада, какие тачки за окном..." - плоскость плоского, притом утрированная. Есть же глубина, можно погрузиться - а выходит, как на картинке плоской. И мысли у людей плоские: сколько денег, кредит надо погасить... Меня все спрашивают: как ты живешь? - Прекрасно. - А кризис? - А никак он на меня не повлиял.
- Ну, а теперь давайте все же выясним, какое "Диверсанты" имеют отношение к гомосексуальности.
- Что касается гомосексуальности, то я всецело за гей-движение. Один известный в шоу-бизнесе гей сказал про меня, что я - самый потенциальный гей среди музыкантов. Его отговаривали: "Да ты что, он по девочкам!", а он: "Сергей просто не знает, что гей". Я, честно говоря, удивился: тридцать семь лет прожил, а когда об этом узнаю? Я согласен, что все люди в чем-то бисексуальны, у меня, наверное, просто не было опыта. Может, мне не повезло, может, повезло, я не могу судить о том, чего не было. Наша группа относится к геям совершенно нормально, это право человека на личную жизнь! Никто даже не шутит на эту тему. Все - нормальные люди, а личная жизнь - это их проблемы, или успехи, у кого как. Когда появляется человек, недовольный собой, он становится недовольным всеми: геи у него плохие, все у него плохие, ему, грубо говоря, яйца его мешают! А надо умнеть, читать хорошие книги...
- А что читаешь ты?
- Я давно не читаю, потому что просто нет времени, разве что перечитывать могу: двое детей, много занимаюсь музыкой... Любимая моя книга - "Сто лет одиночества" Маркеса. На самом деле, мне сейчас больше нравится поэзия, чем проза. Например, Иосиф Бродский. У каждого человека есть компиляция чего-то любимого, и он к ней регулярно возвращается. Ну, бывает, что-то новенькое встряхнет... Я слушаю музыку, переслушал безумно много, и все равно понимаю, что миллионной доли всей написанной музыки не слышал. В свое время я решил: либо буду читателем, либо - меломаном. Надо делать выбор. Я могу сесть и целые сутки читать книгу, а в это время надо бежать к ребенку...
- Что посоветуешь читать своим детям, когда они станут старше?
- Я не буду давить на детей, пусть читают те книги, какие им хочется читать. У нас дома огромная библиотека. Но вот старшего сына больше привлекает гитара, сейчас ему пять, бренчит с года. Ребенок должен быть свободным! Пусть сам выбирает, чем ему заниматься в жизни. Ты можешь вмешиваться, только если он, например, увлекся наркотиками: стоит просто авторитетно объяснить, почему не стоит употреблять наркотики, к чему это приведет. Я вот лично за творческие профессии, а мои родители и разные знакомые утверждали: парень, надо стоматологом быть, юристом, есть профессии, которые приносят деньги! Какая-то в этом есть схематичность. А я считаю, что всегда можно найти какой-то уникальный путь! Главное, чтобы мои дети были честными, порядочными людьми, чтобы шли своим путем.
- Представь: к тебе пришел ребенок и сказал, что он гей... Или даже пришел вот сейчас, в раннем возрасте, и спросил, кто такие геи...
- Он гей? Я спрошу: сынок, ты попробовал? Тебе понравилось? Мне интересно, сам ведь с этим не сталкивался! А если спросит, кто такие геи, то, думаю, всегда есть какие-то честные, приемлемые для ребенка механизмы раскрытия этой темы. Тяжелее ответить на вопрос "Папа, что такое солнце?". Потому что есть разные восприятия солнца. Вот был прикольный случай: был концерт поэтессы Леси Тышковской, и она попросила меня изобразить гитарой солнце в ее животе! Я обалдел, спрашиваю: как, так что ли? Делаю невообразимые пассы по гитаре, а она: да, да, да! Вот надо было передать это солнце в ее животе, стать либо солнцем, либо животом, либо и тем и другим одновременно! Вот если выйти на улицу и спросить у случайного прохожего, что он думает про солнце в животе, или о музыке, или что он читает - побьют ведь! Я понимаю, что не все прохожие такие, что есть очень умные молодые люди со способностями, но основная масса ведь - нет...
- Я бы сказала, что в гей-сегменте гораздо больше творческих, понимающих людей, нежели в других отраслях общества...
- Приятно, что очаги свободы с Вудстока 69-го года как-то перенеслись в современную матрицу, хотя бы в минимальном каком-то масштабе, в гей-движение...
- Ну почему так сразу в минимальном?!
- Согласись, масштабы того же движения хиппи и гей-движения несопоставимы. Какое-то время движение хиппи было по-настоящему модным, и модно было не сколотить группу из трех человек с пятью слушателями, а собрать на своем выступлении по триста тысяч человек! Кто сейчас, кроме Red Hot Chili Peppers, Мадонны, еще парочки звезд, соберет такие залы? Те залы, что сейчас - это какие-то нежизнеспособные тенденции. И всегда приятно, когда есть какая-то локация, где есть свобода, что есть сегмент радости свободы!
- Сергей, а вот ты так и не рассказал, как вы с Галей познакомились, как образовалась группа...
- Я работал с одной саксофонисткой, а Галя как-то пела с ней в школе. И я ее заметил, предложил спеть одну песенку (раньше я сам пел свои песни), потом сделал бэк-вокалисткой, а потом позвал ее в свою группу "Святошинский крест". Наш первый альбом под старым названием мы писали за одну ночь, восемнадцать песен разом. Мы играли серьезную музыку: скажем так, для преподавателей консерватории. Нас очень хвалили известные критики... Но оно никуда не ушло, просто трансформировалось в "Диверсанты". Старое название на самом деле отчасти буддистское, ведь крест - не христианский символ. Было когда-то одно мистическое место в Святошине... Но это другая история.
- Ты имеешь какое-то отношение к буддизму? Вращался в буддистских "тусовках"?
- Я больше буддист, чем христианин. Вся моя тусовка - это я. Мне, как правило, хорошо с самим собой. Но иногда я перестаю развиваться, начинаю себя колупать, начинается война. И приходится накапливать какую-то энергию, обогащаться... Не бывает так, чтоб прочитал две книжки - уже самый умный, послушал одну пластинку - стал самым крутым меломаном в городе. И поэтому приходишь к моменту дружбы, а не войны, с самим собой. Были когда-то с собой войны, прямо-таки атомные взрывы. А теперь понимаю, что никаких заповедей (которые во всех религиях одинаковые) я не нарушал, а ведь с этого начинаешь, это, так сказать, эконом-пакет. А дальше уже у каждой религии свои тенденции, свои продолжения, и там уже все сложно.
- Что пожелаешь читателям портала?
- Надо держаться подальше от иллюзий и творить свободу. Вот кто-нибудь думает, что у него будет свобода, если он приедет в Киев, в первый же день возьмет кредит и купит себе квартиру и машину. А потом кризис на его голову! Эта свобода иллюзорна. Люди не знают самого простого секрета: если ты пошел в казино, у тебя обязательно должны быть отложены деньги на такси. А если ты и их проиграл - ты плохой менеджер! Всегда надо иметь несколько карманов. А я не играю в казино, потому что у меня нет таких больших карманов! Всегда должен быть рисковый капитал. Если в семье есть лишняя сотня в месяц, и ты потратил ее на свои развлечения, не потратившись на любимого человека - это ущемление свободы, лишние, личные деньги должны быть у обоих. И тогда будет свобода, и если у каждого будет его свобода, то будет нормальным и музыкальное, и политическое, и гей-движение.
Всякое движение основывается на идее свободы. Нет свободы - нет движения. Без свободы стоишь на месте. Один звукорежиссер сказал мне, что наибольшей проблемой в шоу-бизнесе является то, что люди не читают Кэрролла. А кто сейчас из обычных, простых людей поймет метафоры Кэрролла? Люди любят штампы. Говорят: Хендрикс курил марихуану, оттуда весь талант! А вот пусть они выкурят хоть пакет марихуаны, и сыграют как Хендрикс. Не получится ведь. Хендрикс сначала научился играть, а потом уже начал курить марихуану! Хендрикс был гением, а они - не гении, так что курение уже не поможет. Только работа над собой.
Что же удалось выяснить о "Диверсантах"? Подытожим факты.
"Диверсанты" - прекрасный джазовый коллектив, который, потеряв саксофонистку, решил слегка "войти в формат", что и вышло на все сто! "Диверсанты" полностью поддерживают гей-движение. "Диверсанты" - группа, в которой девушка поет песни, написанные парнем, песни о любви к другим девушкам - и поет, видимо, искренне, о своей ориентации ведь упорно молчит! А автор песен, семейный человек, признает, что не называет себя геем только из-за отсутствия соответствующего опыта.
"Диверсанты" идут против всех правил, стереотипов и общественных точек зрения. Их идеология - идеология хиппи. Музыка, любовь, мир. Sex, drugs and rock-n-roll, make love, not war. Они идут к нам с миром. Улыбнемся им, пойдем навстречу?
Сергей Жоров и Галина Кудрина, прекрасные музыканты и замечательные люди, ждут там всех! Берегитесь, мальчики! И девочки, разумеется.