Мир для гетеромужчин
Итак, вот оно, современное представление об американском мейнстриме: рок-н-роллом должны заниматься крутые чуваки, а статус рок-звезды напрямую связан со всякими гендерными и сексуальными заморочками. Даже Элтон Джон - пожалуй, самый успешный рок-музыкант-гей в истории популярной музыки - когда-то был женат на женщине по имени Рената Блауэль. Это было еще в середине 80-х, брак продлился недолго, но и после него Элтон отважился лишь на скромное признание в бисексуальности. Потребовалось много лет, прежде чем он заявил, что является стопроцентным геем, а до этого ему приходилось идти на компромисс. Майкл Стайп, лидер легендарных R.E.M, стал первым за долгие годы американским рок-музыкантом, отважившимся открыто заговорить о своей сексуальной ориентации. Подобного рода слухи с момента начала карьеры преследуют и легенду британской инди-музыки Моррисси, который, впрочем, до сих пор эти слухи отрицает, утверждая, что он асексуален.
Совершенно иная картина наблюдается в отношении лесбиянок: тут можно вспомнить такие имена как Аликс Добкин, Крис Уильямсон, кей ди лэнг, Indigo Girls, Мелисса Этеридж и многие другие. Их "коллективное сознание" не подразумевает понятия "сидеть в шкафу". Еще в начале своей карьеры - в 1960-е годы, - Аликс Добкин говорила: "Любая женщина может оказаться лесбиянкой". Собственно, все тот же пресловутый поцелуй Бритни с Мадонной на церемонии награждения премиями MTV в 2003 году является очередным доказательством того, что женщинам все сходит с рук - в отличие от мужчин, в связи с гомосексуальностью которых пресса устраивает истерику.
"Видите ли, когда по телевидению показывают целующихся певиц, все знают, что на самом деле эти женщины не лесбиянки, - объясняет профессор Надин Хаббс. - А вот если нечто подобное позволит себе открытый гей, он тут же крепко получит по шее. Кроме того, не следует забывать, что наш гетеросексистский мир, а вернее - мужская его часть, - всегда будет приветствовать целующихся на потеху публике женщин, потому что мужчинам такое нравится, они получают от этого свое гетеросексуальное удовольствие".
После того, как Ламберту пришлось "объясняться" за поцелуй, он неоднократно говорил о существующих в музыке двойных стандартах, ссылаясь на то, что его подвергли остракизму за те же действия, которые давным-давно позволяют себе женщины. С ним полностью согласен и Коди Кричхло, лидер арт-панк-группы SSION, утверждающий, что черпает вдохновение в том, как свободно самовыражаются на сцене женщины. Он тоже чувствует двойной стандарт: "Парням не избежать неприятностей, если они позволят себе поступить так же, как женщины - несмотря на то, что женщины занимаются этим уже очень давно, - говорит Коди. - И это на самом деле странно: будучи женщиной, ты можешь себе позволить гораздо большую свободу самовыражения, нежели будучи мужчиной. Жаль, что к этой теме так редко обращаются".
Некоторые представители музыкальной индустрии считают, что сидеть в подполье, старательно скрывая правду о себе, - не самая худшая идея. По крайней мере, в начале карьеры. Стефин Мерритт, лидер группы Magnetic Fields и открытый гей, размышляет: "Думаю, нам не следует настаивать на том, чтобы все музыканты-геи в обязательном порядке совершали камин-аут, потому что некоторым из них это признание повредит. Многие исполнители рассуждают так: "Удержаться на плаву я смогу лишь в том случае, если совершу камин-аут уже после того, как добьюсь популярности". И я понимаю такую позицию: человек хочет быть успешным в системе, в которой не предусмотрено место для его сексуальной идентичности. В топ-40 лучших американских хитов начинающему певцу-гею попасть фактически невозможно". Так что и в этом отношении Ламберт оказался первопроходцем, поскольку ему это удалось - причем, не единожды.
Выход из подполья
Судя по некоторым недавним примерам - в дополнение к Ламберту, - ниша для гомосексуальных музыкантов, штурмующих хит-парады, все же доступна. Даже если их успехи не так велики, как у Адама, в чарты они попадают. Певица-лесбиянка Брэнди Карлайл может похвастаться большим достижением, а именно - 26-й позицией в чарте журнала Billboard. В значительной степени этим успехом она обязана тому, что ее прекрасная поп-фолковая песня звучала саундтрэком к популярному сериалу "Анатомия Грэй". Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о Леди Гаге и Ферги, которые небрежно обронили признания в бисексуальности в своих недавних интервью.
В мире инди-музыки многие музыканты - представители ЛГБТ- вне зависимости от того, заявили ли они о своей сексуальности открыто, пользуются любовью критиков и публики, о них с восхищением пишут многочисленные блоггеры, например, о скрипаче-виртуозе Оуэне Паллетте, о канадских близняшках Тиган и Саре, о вокалистке группы Gossip Бет Дитто, о лидере Grizzly Bear Эдди Дросте и о Йоунни Биргиссоне из Sigur Rós. Что касается последнего, то в некоторой степени именно открытая гомосексуальность этого музыканта является чем-то вроде обращения к публике, обеспечивает группе более прогрессивную музыкальную аудиторию.
"Открытый, экстравагантный гей Биргиссон является частью того послания, с которым Sigur Rós обращаются к слушателю. Это - одна из их "торговых марок", которая обеспечивает группе продажи, нечто, что делает их такими классными, - утверждает профессор-культуролог Луи Небур. - Если оглянуться назад, в историю, то сейчас они делают то, чего мне хотелось бы от R.E.M. в 1980-е годы".
Ростам Бэтманглидж, гитарист, клавишник и продюсер весьма популярной по нынешним временам группы Vampire Weekend, также недавно стал членом этого клуба, когда в конце февраля совершил публичный камин-аут в интервью гей-журналу. При этом следует отметить, что все вышеперечисленные успешные музыканты-геи редко превращают свою гомосексуальность в основную сюжетную линию песен. Тем не менее, их творческие решения часто ставят на кон эффект "отмывания" от гетеросексуальных стереотипов, существующих в индустрии.
Эмми Филлипс, главный редактор новостей на сайте Pitchfork, вероятно, может считаться законодательницей мод в современной американской блогосфере. По ее словам, в царстве инди-рока сексуальная ориентация вообще перестала считаться проблемой. "Честное слово, ориентация больше не является фактором, по которому инди-музыкантов нынче оценивают судьи, - говорит она. - Сама по себе сексуальная ориентация забывается в контексте музыки, аудиторию, которая такую музыку слушает, меньше всего волнует вопрос о том, кто ты - гей, натурал, или еще кто-то... Как сенсация это больше не работает. Впрочем, лишь в том случае, если речь идет не об откровенной гомосексуальности, поскольку она по-прежнему остается табу, чем-то, что не слишком принято демонстрировать в любой нише инди-рока".
Если взглянуть на "международную ситуацию", то не сложно убедиться, что открытые геи часто оказываются на вершине хит-парадов. В Англии это - Уилл Янг, победитель конкурса "Поп-идол" 2002 года, который позже дал старт "Американскому идолу". Янг занимал высокие позиции в чартах сразу же после того, как одержал победу в конкурсе, и продолжает оставаться одним из ведущих представителей поп-сцены до сих пор. Израильский певец Иври Лидер - открытый гей - один из самых успешных музыкантов в истории своей страны.
Все в руках артиста
Нам же остается лишь задаться вопросом: как скоро подобная открытость будет экспортирована в Штаты? Судя по реакции на камин-аут Адама Ламберта, можно надеяться, что геи и лесбиянки продолжат пробивать для себя место под солнцем в элите звукозаписывающей индустрии, стереотипы которой и без того трещат по швам. Если раньше поющих лесбиянок не могли себе представить в любом ином амплуа, нежели "женщина с гитарой", а поющего гея видели только в роли "мальчика в стиле диско", то сейчас все меняется. Иногда - с точностью до наоборот. Но решение этого вопроса будет зависеть не от нас, а исключительно от устремлений и желания самих артистов.
"Злобные близнецы - трусость и жажда накопления - создали смертельную коалицию, - говорит Джон Гилл, автор книги "Гей-звук: мужская и женская гомосексуальность в музыке 20-го столетия". - Ситуация изменится лишь после того, как ЛГБТ-артисты смогут сами за себя постоять. Вернее, отстоять свое право быть такими, какие они есть. Они должны поинтересоваться у своих менеджеров: а действительно ли мы столь смелы и отчаянны, чтобы нас полюбил даже среднестатистический американец на Среднем Западе?"
"Я действительно считаю, что на попадание в топ-40 в будущем могут рассчитывать многие гомосексуальные артисты - для них в этом царстве хит-парадов тоже найдется своя ниша, - резюмирует Небур. - Это уже удалось Адаму Ламберту. Он стал первым, и это значит, что за ним последуют другие. Более того: мне кажется, что сейчас поп-музыка во многом станет ориентироваться на новый тип людей, которые с самого начала не будут ничего скрывать, не станут отрицать свою сущность".
Итак, сегодня "открытый гей-певец Адам Ламберт" - это наши глаза и наши уши, наш флагман и первопроходец. Однако не спешите успокаиваться и поглубже забиваться в теплую уютную норку, радуясь происходящему. Ведь у музыкантов-геев своя длинная и разнообразная история в шоу-индустрии, поэтому в недалеком будущем ждите новых подарков судьбы - ярких и многообещающих. "Публика должна понять, что артисты-геи могут быть очень разными, и что стричь их под одну гребенку, запихивая в одни рамки, нельзя. Если Адаму Ламберту будет продолжать сопутствовать успех, он станет доказательством того, что тебе ничего не нужно скрывать, чтобы стать звездой, - утверждает Гилл. - Впрочем, если наша гей-жизнь нас чему-то и научила, так это тому, что мы сами кузнецы своего счастья".
Adam Lambert - If I Had You (America Online Sessions)