На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Почему Артем Троицкий носит черные джинсы?
Артем Троицкий - известнейший рок-критик, чья популярность давно шагнула за границы СНГ. Вот с кем интересно поговорить о голубых подводных камнях в бурном течении рок-н-ролла.
- Так как же Вы, Артемий Кивович, относитесь к гомосексуальности?
- Если Вы о моем сексуальном опыте, то я парень вполне straight. Гомосексуального опыта у меня не было и не могу сказать, что позывы такого рода у меня возникали. Но я считаю, что мир человеческие сексуальных взаимоотношений чрезвычайно разнообразен, и сводить eго только к классической адамо-евовской схеме - проявлений косности и полного отсутствия фантазии. Я представляю себе проблему так: имеется общий ствол сексуального дерева, а на нем масса веток и ответвлений, гомосексуальность - одна из заметных веток, но свет на ней клином не сошелся. Гомосексуальность ничуть не радикальнее и не страшнее всего прочего.
- Не кажется ли Вам, что такие направления, как глэм-рок, гитер-рок, насыщенные разукрашенными персонажами непонятного пола, делались заведомо гомосексуалами и имели такую же направленность?
- Это не совсем так. Здесь нужно начать от корней самого рок-н-ролла. Начинался он в первую очередь как способ спонтанного протеста нового поколения, прежде всего против религии и ортодоксальной морали. В 50-е годы на Западе главное табу было на обычный секс, он был не менее запретен, чем у нас 5 лет назад. И, как Вы отлично знаете, фигура Пресли стала скандальной в основном по двум причинам: потому, что он привнес элемент негритянской музыки в белую среду (что тоже, кстати, не вполне соответствовало религиозно-моральным догмам тогдашней Америки), и второе, главное - он был вызывающе сексуален. По ТВ запрещено было показывать его ниже пояса, поскольку бедрами, торсом, задницей он делал движения, которые считались нешуточно откровенными. Это, конечно, был; ново, скандально и придало року бунтарскую прелесть. Потом - 60-е годы: движение хиппи, секс-революция и т.д. То. что во времена Элвиса Пресли казалось абсолютно революционным, стало полной рутиной. Свободная любовь, мюзиклы, где все ходят голыми. Вот тут-то и появилась группа передовых и провокационно мыслящих артистов, которые тему секса захотели передвинуть на ступеньку выше в лестнице запретного. Так они вышли на гомосексуальную и трансвеститскую тему. Реально можно вычленить (улыбается) два этапа в развитии гомосексуальной темы в роке. Первый - это глэм начала 70-х, когда все было демонстративно-декоративно, просто артистической концепцией, нежели стилем жизни. Второй этап - это, как ни странно, панк и новая волна. Вот в этом случае рокеры уже непосредственно завязались с гей-движением. Том Робинсон, Джимми Саммервилл Бой Джордж, с женской стороны Кей Ди Ленг, Френк - стали частью движения. Если в глэме начала 70-х гомосексуальная тема никогда не формулировалась словесно -только в виде каких-то очень абстрактных намеков, образов, и в основном за счет имиджа (хотя уже одно это способно было шокировать), то в конце 70-х годов появились настоящие гей-гимны такие, как знаменитая песня Тома Робернсона "Пой, если ты рад быть геем". Артисты начали принимать участие в манифестациях в защиту прав сексуальных меньшинств.
- Можно ли назвать всю новую волну голубой?
- Думаю, нет. Точно так ж?, как абсолютно размылось и как бы девальвировались все табу вокруг "натурального секса, так и вещи, касающиеся гомосексуальности; тоже стали нормой жизни. Серьги и макияж давно перестали быть прерогативой стереотипных геев. Считается, что это просто красиво, часть стиля, и никто уже не вспоминает о том, что это символизировало некоторое время тому назад. Я думаю, что гомосексуальная эстетика у нас воспринимается чересчур прямолинейно. Наложенный грим, или травести-образ, это вовсе не обязательно связано с гомосексуальной темой.
- Как Вы думаете, артисты, которые долго сидят перед зеркалом, красятся, завиваются, примеривают серьги, т.е. входят в этот женский образ, сами...
- Несомненно, это так, несомненно, сценическое поведение оказывает влияние и на поведение в жизни. Что там Фрейд. я сам по себе знаю, что очень показному себя чувствую, по-разному себя веду в зависимости от того, как одет. Поэтому предпочитаю держать себя в узде, стараюсь ходить всегда в черных джинсах. А грим, наверное, и тем паче влияет.
- Почему открытый гомосексуал Джимми Саммервилл получил вдруг такую известность и уважение в мире шоу-бизнеса?
- Во-первых, Саммервилл, в отличие от Бой Джорджа или Тома Робинсона, на самом деле очень мощный певец, артист с уникальным, сразу же узнаваемым голосом, поэтому он мгновенно получил признание просто как вокалист. Во-вторых, Саммервилл с самого начала был откровенен по поводу того, что он гомосексуален, пел песни, которые впрямую говорили об этом. Бой Джордж может что-то говорить в интервью, но песен, касающихся гомосексуальных переживаний, у него нет. И третье, что очень важно. Саммервилл и Бронски Бит впервые вытащили эту тему на видео. Например, классический видеоклип с бассейном, где он влюбляется в парня, подходит к нему тихонько в душевой, а тот в ответ его бьет. Такая простая, прямо и трогательно рассказанная история. Этого до Саммервилла ни у кого не было.
- Почему Бой Джордж долго не заявлял о том, что он гей?
- Ответ на мой вопрос будет настолько же банален, насколько и правдив. Артисты на Западе целиком себе не принадлежат. Все они опутаны паутиной контрактов, договоренностей и во многом зависят от своего менеджера, фирм грамзаписи. Во многом именно эти люди диктуют и образ артиста, и стиль его поведения, и характер его высказываний. Задача шоу-бизнеса очень простая - продать максимум пластинок. Считаются, что гетеросексуальный образ более выигрышен, более коммерчески выгоден, чем образ гея. Поэтому, если только артист не делает на это ставку, и если, как Саммервилл, не является достаточно фанатичным сторонником и борцом за права геев, то фирмы грамзаписи и вся публика, которая вокруг них кормится и ими управляет, категорически против того, чтобы это предавалось огласке. Случай с Клиффом Ричардом как раз в этом смысле наиболее показателен. Для многих англичан и особенно англичанок Клифф Ричард - символ чистоты, христианства и всего такого прочего. Каждое рождество в Англии сингл №1 - это обязательно Клифф Ричард. И тут вдруг становится известно, что он - гей. Это же удар по кристально чистому образу! Журналисты об этом пишут, но он упирается из последних сил, потому что прекрасно донимает, что это - разрушение его образа, а значит - потеря аудитории.
- Теперь самое интересное - Ваше общение с западными рок-звездами геями.
- На самом деле тут ничего особо интересного нет. Я никогда не делал никакой разницы между геями и не геями. С Клиффом Ричардом и Элтоном Джоном я общался еще тогда, когда они приезжали в Москву. Кстати, эти два человека были первыми западными звездами, которые приехали в нашу страну, что любопытно (улыбается).
- Вы с ними на эту тему говорили?
- Нет. Скажу честно, на эту тему я не говорил ни с кем из мужчин, скорее -кое с кем из женщин - лесбиянок, например с Кей Ди Ленг, Джейн Сибери. Они меня спрашивали вообще о ситуации в нашей стране. К сожалению, я не мог им рассказать многого, поскольку был не очень в курсе. Вообще же довольно трудно отнести кого-то к какому-то конкретному разряду, потому, что бисексуалов в среде рок-звезд очень много. Я совершенно не удивился бы, если бы оказалось, что большинство тех рок-музыкантов и рок-звезд, с которыми я общался, оказались бы бисексуалами.
- Фредди Меркьюри Вы не знали?
- Нет, но многие мои приятели, которые знали его близко (это, в основном, западные журналисты и музыканты) отзывались о ним, как о человеке очень интеллигентном, лишенном многих комплексов звезд - хамства, жлобства, он был достаточно прост и даже слегка стеснителен в общении. Все, кто о ним рассказывали, говорили, что он был очень милым человеком в жизни. От них же я знаю, что он, конечно же, очень интенсивно употреблял наркотики. Это тоже факт. Но кто их не употребляет, с другой стороны?
- Фредди Меркьюри никогда не говорил, что он гей, но все об этом знали. У каких еще артистов подобный имидж?
- Может, Вы будете называть имена, а я скажу "да или нет.
- "Дюран-Дюран"?
- Нет, у них активная жеребцовая жизнь, они постоянно меняют любовниц-манекенщиц или теледикторш.
- Шинейд О' Коннор?
-Думаю, нет.
- Принц?
- Принц делает из себя общесексуальный символ, он - это воплощенная любовь, воплощенный секс. Хотя акцент он делает на гетеросексуальную любовь, отсюда все его альянсы с шикарными женщинами, которые были в его группе.
- А как же строчка из песни Когда плачут голуби: Я не мужчина, я не женщина, я нечто такое, что вам никогда не понять?
- Я думаю, что это символ универсального секса и вселенской любви. Это у него еще отчасти замешано на квазирелигиозной теории божественной любви.
- А что было у Джона Леннона с Брайаном Эпстайном?
- То, что Брайан Эпстайн был геем, факт, не подлежащий сомнению. Также не подлежит сомнению и то, что он был влюблен в Леннона и что его преданность Битлз во многом мотивирована именно этой привязанностью. Были ли они с Ленноном любовниками, сказать трудно. Одни говорят: да, другие, в частности первая жена Леннона Синтия Леннон, это опровергают.
- Кем же, собственно, является Майкл Джексон?
- Популярная теория заключается в том, что отец изнасиловал, а может быть даже регулярно имел его в детском возрасте, что сильно травмировало его психику, после чего Майкл поставил на сексуальной жизни крест вообще. Эта версия намеками изложена в книге его сестры, против публикации которой Майкл, как известно, всячески протестовал и даже предлагал ей миллионы за то, чтобы она не печатала эти мемуары.
- Есть ли среди рок-звезд гомофобы?
- Я не знаю таких артистов вообще, поскольку гомофобия, равно как и расизм или фашизм, считается во всем цивилизованном мире признаком исключительно дурного тона и можно быть абсолютно уверенным, что если бы кто-то из рок-звезд сделал заявление подобного рода, он тут же был бы подвергнут остракизму всей прессы.
- Давным-давно, в журнале "Рокада" вы заявили, что "Ласковый Май" - лучшая поп-группа Советского Союза, что это тоже самое, как для Запада Элвис Пресли плюс "Секс Пистолз". Они первыми внесли в эстрадную музыку элемент сексуальной перверсии. Их гомосексуальность (сценическая, конечно) совершенно очевидна".
- То интервью брали очень давно, когда "Ласковый Май" еще что-то значил. Я считаю, "Ласковый Май" на самом деле мог стать не просто ширпотребным коммерческим феноменом, они могли бы стать культурным и сексуальным символом в тогдашнем Союзе, но поскольку особых мозгов в "Ласковый Май" вложено не было, то вей это и осталось на полунамеках и недоделанным. Хотя, на мой взгляд, они сыграли определенную и несомненно позитивную роль в плане сексуального освобождения и либертарианского процесса нашей стране.
- Артемий Кивович, почему Вы согласились на это интервью?
- Если бы я не согласился это выглядело бы дискриминацией нашей гей-прессы и всего гей-пафоса, что абсолютно неправильно и подло. Во-вторых, я сочувствую гей-движению особенно в нашей стране, поскольку эта община у нас до сих пор подвергается дискриминации и гонениям поэтому я очень рад внести хоть какую-то минимальную лепту в абсолютное нормальное дело реабилитации этого движения. В-третьих, до сих пор меня никогда не интервьюировали на эту тему, а поскольку в дальнейшем для этого у меня не будет времени это был прекрасный повод разобраться в моим собственном отношении к данной теме.
Беседовал Виталий Лазаренко. Фото Ольги Чумаченко Октябрь 2002 года
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".