|
Илья Любицкий
Меня не покидает ощущение, что он в это столь специфическое искусство, имя которому - фотография, не вошел - ворвался. И вот что интересно: его не просто приняли (Serge Golovach - член союза фотохудожников России), поняли (его работы отбирают на престижные международные выставки), но и полюбили (его фотографии покупают и готовы покупать как подлинные современные картины).
Три выставки за два года. Каждая выставка - не просто запоминающаяся, а взламывающая сознание обывателя.
"Стрелы любви", "Шлагбаум у входа в небо", "Отпечаток мозга" - эти фотографии потрясли лично меня. Serge Golovach снимает нестандартно, выпукло, почти скандально.
И этим "почти", наверное, и отличается художник от ремесленника. Снимать что - известно. Снимать как - в этом вопрос. В ответах на это "как?" пролегают все границы: здесь таится момент выбора и проявляется скрытое, будь то в мире или в самом художнике. Все нюансы начинают действовать на поле этого как. И уж потом, глядя на фотографию, мы судим, что перед нами: ремесло, мастерство, искусство.
В отличие от ремесла искусство отторгает третий вопрос "зачем?".
Serge Golovach снимает стекло, кукол, мужское обнаженное тело и фрагменты тел. Зачем?! Вопрос исчезает, как только вы знакомитесь с работами Serge Golovach.
- Я стараюсь фотографией выразить свои мысли, чувства, состояния, - говорит Serge Golovach.
А мы глядим на фотографии. И вдруг простые предметы отражают сложные смыслы. И вдруг эти предметы выглядят по-новому, Глядим на фотографии и видим игру света, подмеченную художником. И открывается красота.
Чувство красоты и умение ее передать - вот, наверное, то главное, что не дает Serge Golovach впасть в "ню", в пошлятину, а выводит и самого фотохудожника, и его зрителя на философские обобщения.
- Serge, и все же как случился этот прорыв? Прорыв сквозь себя в искусство фотографии? - спрашиваю я, понимая, что человеку самому, в одиночку, пусть даже и художнику, трудно понять, что в нем и из чего проистекает.
- Формально все выглядело так: я поехал на Запад. Есть такой автобусный маршрут по странам Европы, наснимал семь пленок. Вернулся, отпечатал фотографии, показал друзьям. А один из фотографов сказал:
- Старик, а в них что-то есть. Очень даже неплохо...
И все же в искусстве фотографии, где элемент выбора и составляет момент искусства, не бывает вдруг. Удачная работа может случиться, но почерк художника фотография или выявляет, или нет.
Так что же такое прорыв?
Наверное, эта тема занимает меня, не Serge Golovach.
- Мама в меня всегда верила.
Serge Golovach на мгновение становится грустным, мама ушла из жизни совсем недавно.
Родители, оба инженеры-строители, старались воспитать Serge Golovach личностью разносторонней. Он ходил в художественную школу и занимался плаванием, увлекался теннисом и автомобилями.
В 13 лет. на день рождения, мальчику подарили фотоаппарат. И он с готовностью взялся за его освоение: снимал, проявлял и засвечивал пленки, возился с фотобочками, увеличителем. И когда понял, что фотографировать научился, - интерес к фотоделу исчез начисто. На годы он забыл про фотографию.
Serge Golovach поступал в высшее военное училище, но ушел, когда понял, что военным ему не быть. Он учился еще в одном вузе, который тоже бросил. И только сейчас он вышел на диплом Академии государственной службы. Известно, что фотография - искусство дорогостоящее. Деньги и на это искусство, и на жизнь Serge Golovach зарабатывает не фотоработами. Его бизнес - концертный. Кстати, это не первый бизнес в его жизни. Прежнее предприятие он закрыл. Почему? Однажды понял, что не хочет больше заниматься "купи-продай", пусть даже большими партиями. Ему стало скучно. Скучно так, что он сделал внутреннюю ревизию всему, что его окружает. С кем он общается? Зачем пьет в компании водку, которую не хочет пить? И что дает ему это компания? И что вообще его связывает с этими и другими людьми? Он захотел другого: других отношений, других разговоров, другого в себе. Уйдя от старого, он пришел к новому. И к новому пониманию мира, и другому ритму жизни, А судьба откликнулась и стала выводить на него интересных людей.
Прорыв в жизни, прорыв в искусстве? Как он вообще совершается?
- Мама, Она не уставала повторять, - вспоминает Serge Golovach, - что сын у нее особенный... И уже в школе в это я и сам поверил: действительно, я особенный - все делаю не так, как другие, по-своему.
Первые картины он нарисовал разноцветным сапожным кремом. Очень эффектно.
Serge Golovach хочет как-то найти время и поднять свои первые фотоработы. Было ли в них что?
Руки не доходят или что-то другое сдерживает?
Мудрость его родителей состояла в том, что за своенравие, оригинальность решения они сына никогда не ругали. И ему понравилось быть особенным. Сейчас понятно, что любовью, прежде всего ей, они разрешали все проблемы воспитания мальчика...
- И в детстве, и сейчас на все я смотрю своими глазами, - говорит Serge Golovach.
Смотреть на мир своими глазами. Казалось бы, что есть проще? Но одновременно и что есть сложнее?
Умение видеть мир своими глазами - редкостное качество. Фотохудожник Serge Golovach им обладает.
Ольга Акстинас. "ОНА", 12 января 2001 г.
Мускулы, мускус, masculine.
Мужчины. Тела. Части тела. Выдающиеся достоинства и весомые преимущества. Эротические тени на земле. Краска на коже, блеск на губах. "Золотая молодежь". Автор фотографий Serge Golovach произвел эксперимент, попытавшись вычислить корень из всего, что определяет мужское начало. В Фотоцентре не испугались. Рассмотреть можно было все: мельчайшие детали, вид издали, сбоку и сзади. Мужской род во множественном числе.
"ПТЮЧ connection", май 2001
Маскулинность.
Мужское "ню" - абстракции геометрии тел или мягкие линии. Эта особая откровенность снимков, терзающая взгляд наглядность безо всякого стыда и даже с вызовом представлена на 130 работах Serge Golovach. Golovach снимает женщин, кукол, стекло, металл, но основой его творчества остается Мужчина - его философия, его природа, его любовь. Кстати, специально для геев на выставке был "вычленен" специальный раздел.