Александр Каргальцев - молодой фотограф и режиссер, неоднократно сотрудничавший с порталом Gay.Ru, живет в Нью-Йорке. Его фильмы занимают призовые места на международных кинофестивалях. Фотоработы выставляются по обе стороны Атлантики. Сейчас Александр работает над проектом "Спасатели": его герои - спортивные ребята в красных трусах на городских пляжах.
Фактически, сразу по окончании режиссерского факультета ВГИКа ты перебрался в Нью-Йорк. Ты считаешь, что в России у тебя не было бы перспектив?
Я не собирался никуда уезжать, я учился в аспирантуре и ставил спектакль, когда выиграл грант (Scholarship) на обучение в Нью-йоркской киноакадемии (NYFA). Я подавал фильм на фестиваль и забыл уже об этом, когда узнал о победе. Уезжая учиться, я не собирался оставаться, я до сих пор считаю, что нахожусь на стажировке, перенимаю опыт.
Но по поводу перспектив в России вынужден сказать, что их мало. Путинский распил распространился и на киноиндустрию, копилку разбили и растащили все вместе с осколками. Михалковский беспредел - не самая здоровая творческая атмосфера, а в Америке эмигранту снимать проще, чем в России гражданину, в этом я уже успел убедиться.
Ты чувствуешь поддержку со стороны местного гей-сообщества или на одной гомосексуальности далеко не уедешь?
Ну скажем шире, я чувствую поддержку, как молодой человек. Евреи друг друга поддерживают (к сожалению, я не еврей), русские - нет, не знаю почему. Гей-сообщество - скорее атмосфера, в которой мне комфортно творить и которая является потребителем моего искусства.
В первое время тебе приходилось танцевать go-go в клубе. Это был полезный опыт?
Это был крайне полезный, бесценный опыт. Съехав с московского олимпа кинофестивалей и богемной жизни, я попал на самое дно нью-йоркской жизни. Будете в Нью-Йорке, обязательно посетите самый отстойный гей-клуб The Web. Там молодые (в основном мексиканские и азиатские) мальчики танцуют для взрослых (в основном старых) дяденек. Клуб в двух шагах от знаменитой гостиницы Plaza (5 авеню и 59 улица), а внутреннее убранство - это сочинский "Маяк" или (кто не был в Сочи), клуб "База" в Москве. Больше никуда не брали. Несколько месяцев я танцевал go-go и даже, в какой-то момент, вошел во вкус. Насмотрелся я там на всю жизнь! Возвращаясь к вопросу о поддержке, могу сказать, что знакомствами я там обзавелся также на всю жизнь! Но самое главное, что для режиссера в моем возрасте очень важно путешествовать и особенно важно окунаться в атмосферу посещаемых мест. Еще важнее из наблюдателя превращаться в участника событий.
Часто ли ты сталкиваешься с бывшими соотечественниками в США: можно ли сказать, что с получением американского гражданства они становятся более толерантными?
Эффект "толерастии" - самое наблюдаемое явление. С русскими сталкиваюсь очень часто, контингент широкий: от десантниц, высадившихся без обратного билета, до ученых, нобелевских лауреатов. Изменениям подвергаются все. Во-первых, быть не толерантным противозаконно. Во-вторых, весь город - это собрание настолько разных людей, что само понятие дискриминации становится смешным - ну в каком порядке дискриминировать негра, еврея и гея? (камень-ножницы-бумага - понимаете, о чем я?) И это еще на самая жгучая смесь, которою можно встретить за одним столиком в кафе. Русские туристы, конечно, слабее всего поддаются "толеризации", но вода камень точит.
Твои фотовыставки проходят по обе стороны океана. Что тебе ближе - работа с объективом фотоаппарата или кинокамеры?
Я всегда отвечаю на этот вопрос, что я кинорежиссер, фотография - это мое хобби. И открытие выставки в этом смысле - это всегда как мини-премьера на мини-кинофестивале. Масштаб разный. Но с другой стороны выставка в Манхеттене дорого стоит. Я бы сказал, что меня по-прежнему, как и в России, интересует три направления: Кино, театр, фотографии (именно в таком порядке). Поскольку я не оператор, то работать с фотокамерой мне и сложнее, и проще: сложнее технически, проще, потому что не приходится отвлекаться на Правила съемки. Тут меня классифицируют, как современного художника, я не сопротивляюсь. В конце концов, какая разница, как самовыражаться, если ты художник, то в любом случае должен пробовать разные техники.
Твоими моделями зачастую становятся обычные парни с улицы. Как тебе удается их уговорить раздеться перед камерой?
Моими моделями зачастую становятся мои друзья (хотя бывает и обратная зависимость), с друзьями проще - они тебе доверяют. Во всяком случае, так все начиналось. Сегодня, когда люди видят мои работы, они сами "срывают с себя одежду". Если человек изначально зажат, то чего его уговаривать? Искусство в данном случае - это сотрудничество модели и фотографа. Модель должна тоже делать шаги навстречу. Бывают случаи, когда я очень хочу кого-то сфотографировать, тогда приходится расправлять павлиний хвост во всю красу. Обычно соглашаются.
Совет всем начинающим фотографам - снимайте своих друзей голыми - далеко пойдете, обещаю!
Где парни симпатичнее - в Москве или Нью-Йорке?
В Нью-Йрке самые симпатичные - московские парни! Если серьезно, то поначалу от разнообразия кружилась голова, попробовать хотелось всего, но сейчас уже замечаю за собой, что если на улице и западаю на кого-то очень сильно, то он оказывается русским. Красота вообще зависит от твоего собственного ее понимания. Конечно, разнообразие цветов кожи не может не украшать фотографию, но со сформировавшимся вкусом и привычками трудно бороться.
Слышал о твоем новом проекте Gaypolaroid. Расскажи о нем подробнее.
Как я уже и говорил, современный художник должен владеть разными техниками. Полароид сам по себе фетиш, а любой фетиш очень хорошо идет с голым телом. И поскольку я в основном работаю в жанре ню, то любой новый прием для меня всегда находка. Очень сложно балансировать на грани порнографии и пошлости, когда работаешь с обнажением, не хочется скатываться. Полароид помогает отстраниться от разглядывания органов и позволяет вложить в фотографию более четкое послание.
И на последок, хочу обратиться к своим потенциальным моделям.
Ребята, искусство, как все, что человек делает или изобретает, антропоморфно. Если выложить в Интернете рядом "Маху одетую" и "Маху обнаженную", то у обнаженной будет полторы тысячи просмотров, в то время, как у одетой еле перевалит за сотню. Фотографы, которые снимают пейзажи или насекомых, вообще могут не рассчитывать на популярность. Фотография - это вид искусства, но в тоже время это всего лишь кусок бумаги. Научитесь отделять себя от своего изображения. Существует колоссальная разница между созерцанием голого тела в жизни и на фотографии. В жизни - это кусок мяса, на фотографии - это кусок искусства. Человеческая тень и то относится к человеку ближе, чем его изображение. Это очень важно понимать. В современном искусстве, если даже подписать под фотографией имя, оно будет восприниматься, как обобщение. Не бойтесь раздеваться перед фотографами, это всего лишь ваше изображение.
Во времена древнего Египта нельзя было убивать корову, она считалась инкарнацией фараона: убил корову - убил фараона. В наши дни продолжать ассоциировать собственное изображение с собой, означает продолжать жить в доисторическом времени. Когда гадалка просит принести вас фотографию любимого человека, чтобы совершить приворот, она базируется на глубоких предрассудках, с которыми мы живем со времен создания.