Встречу Serge Golovach назначил в ресторане Dolf потому, что там можно было одновременно и поговорить и посмотреть его работы. В одном зале представлены серии "Витебский фейерверк", "Рифмы", "Куклы тоже любят" и "Мультиоргазм", воплощенный в улетающей в небо россыпи воздушных шаров. Банкетный зал полностью занят серией "Балет". Но меня как корреспондента гей-издания, естественно, больше всего интересовало то, что выставлено в коридорчике между двумя залами - мужская обнаженная натура.
- Нет, администрация ресторана, напротив, была заинтересована показом именно мужской серии. Я сам предложил разместить ее между залами. Ресторанное пространство - это несколько другие условия, нежели в галерее. Для ресторана нужны более интерьерные работы, которые не нагружали бы гостя излишними смыслами. Да и мне кажется, что прямо над столиками, где люди принимают пищу, обнаженному телу не совсем место. Я счел допустимым повесить здесь лишь одно мужское фото - это кузнец Саша из Петергофа. Обнаженные юноши есть еще в туалете, в качестве традиционных "писающих мальчиков". А что касается гей-тематики, то она представлена вполне невинно - вот эти целующиеся куклы - оба мальчики. И они находятся на фоне теплой мужской руки.
|
- Я ни в коем случае не пессимист. Более того, как раз в черно-белом фото очень много положительных эмоций. Черно-белое фото отлично передает хорошее настроение, оно не отвлекает зрителя цветом, не размывает его внимание и сразу выводит суть изображения на первый план. ЧБ - это мое изобразительное решение.
- Как воспринимают мужское ню гетеросексуальные мужчины?
- Удивляются. "Оба-на - это, оказывается, может быть просто красиво!". Часто после увиденного люди сами хотят попробовать себя в роли обнаженной фотомодели, чтобы зафиксировать свою красоту. Время разрушает все, в том числе и красоту человека. Тот, кто это понимает - стремится остановить Время, поймать его.
- Когда вы снимаете мужчин, вы отмечаете в них только красоту или что-то еще - силу, быть может?
- Силу, красоту - это слишком просто... Мужскую энергетику...
- В чем загадка того, что обнаженная натура влечет художников всех времен и народов? Разве не скучно снимать без конца одно и то же - две руки, две ноги?
- Тело это то, что волнует всегда, в любом случае. Тело манит. Вы же не отказываетесь от пищи каждый день. От секса в какой-то промежуток времени. Также и потребность видеть человеческое тело, чувствовать его, работать с ним - это насущная потребность живого организма. Полистав красивый журнал с красивыми телами, через какое-то время чувствуешь, что снова хочется его полистать. Человек так устроен. В его голове варятся такие фантазмы, что ему хочется, хочется и хочется. Всегда.
- При работе с обнаженной натурой вероятность вольного и невольного плагиата чрезвычайно высока - чем спасаетесь?
- Только знаниями. Художнику важно быть в контексте, в адекватном состоянии. Важно знать, что происходит на сегодняшний момент на арт-сцене, что сейчас актуально. Для этого существуют выставки, которые художник должен посещать, смотреть, впитывать, сравнивать, анализировать. Для этого существуют каталоги, книги, библиотеки, журналы. А что касается плагиата, то в некотором смысле фотография не может быть плагиатом. Получается подражание, ученичество - на каком-то этапе в этом нет ничего плохого. Но настоящий художник выделяется своим визуальным языком, своим стилем. На выставке "Серебряная Камера" в Московском доме фотографии ко мне подходили зрители, узнавшие мои работы, хотя по условиям конкурса они выставлялись анонимно, без этикеток с именами авторов.
- Часто в вопросах провокационности работ очень трудно почувствовать грань, до которой можно шокировать, а после которой нельзя. Где проходит граница дозволенного для вас?
- Считается, что художник в своем творческом развитии должен пройти три этапа становления. Первый этап - интерес к человеческому телу, к его отображению. Второй этап - интерес к смерти, как к факту. Третий этап, когда художник поднимает различные социальные вопросы, какие-то срезы, пересечения чего-то. И тогда художник становится художником и творит. Я тоже прошел эти этапы. У меня планировалась выставка ко дню защиты детей. И на этой выставке должны были быть показаны фотографии абортированных детей. Ванна, наполненная абортированными детьми. Но эта выставка не состоялась. Российское общество еще не готово к такому шоку.
- Художник - это человек, который изменяет жизнь вокруг себя. Вы ощущаете это, отдаете себе в этом отчет? Такая ноша не кажется неподъемной или чрезмерно ответственной? Всегда ли крепка уверенность, что вы меняете мир в лучшую сторону?
- Думаю, что я все-таки делаю мир лучше, чище, гармоничнее. И то, что мир меняется вместе со мной, и я меняюсь вместе с миром - это абсолютно нормальный процесс. Моя задача как художника оставить какой-то след ... не то, чтобы на земле - на земле останутся мои дети, а оставить след в творческой истории, в культуре. Свое послание, свой визуальный импульс. Чтобы можно было сказать потомкам, что вот в такой-то период в России жил художник, который вот так видел красоту человеческого тела... Я был бы счастлив, если бы так получилось.