На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Приводящая в чувство: фильмы Лизы Холоденко
Лизе Холоденко было чуть больше двадцати, когда ее лицо и язык внезапно онемели и потеряли чувствительность. Поход к врачу развеял страхи: это не какая-то неизлечимая болезнь - это просто стресс. В тот момент Холоденко действительно переживала не лучшие времена.
Кадр из фильма "Детках в порядке"
...К счастью, чувствительность быстро восстановилась. Много лет спустя режиссерка подарила эту историю героиням своего самого известного фильма "Детки в порядке". В кадре две женщины, давно состоящие в фактическом браке, с улыбкой вспоминают момент знакомства. У Джулс онемел язык, и она боялась задохнуться. Ник, будущая врач, пыталась ее отвлечь и расслабить. "Ты была такая смешная. - А ты была такая красивая".
Замирание жизни, онемение чувств, статика в любом виде и в любой форме - это то, против чего восстает кинематограф Холоденко. Ее фильмы - подвижные и текучие, ее герои и героини - люди, переживающие сильные эмоции и облекающие эти переживания в сотни точных, остроумных и сложно сконструированных реплик. Есть режиссеры, для которых образ всегда важнее диалога. Таких обожают критики - и, в общем, по заслугам: кино рождалось как искусство визуальное, звук в нем появился далеко не сразу. Холоденко - из другой категории. Она мастерица драматургии, владычица слов, исследовательница тончайших психологических нюансов. Ее конек - "разговорный жанр". И зрителям это часто ближе, чем эксперименты с изображением.
Первая проба: "Высокое искусство" (1998)
Дебют Холоденко "Высокое искусство" - один из важнейших фильмов "новой квир-волны" американского независимого кино, хотя появилась картина уже на излете 90-х, когда пик этой "волны" давно прошел. Главной героине Сид (Рада Митчелл) чуть за 20. Она только что получила должность ассистента редактора в журнале о художественной фотографии. Однажды ванную в квартире, где Сид живет вместе со своим бойфрендом, начинает заливать. Девушка поднимается наверх к соседям и обнаруживает там необычную компанию, центром которой является лесбийская пара. На стенах - фотографии профессионального качества: хозяйка апартаментов Люси (Элли Шиди) когда-то была звездой нью-йоркской арт-сцены, но теперь закончила карьеру и просто проводит время со своей девушкой Гретой, бывшей актрисой фильмов Райнера Вернера Фассбиндера. Обе плотно сидят на наркотиках.
Сид устроит встречу Люси с редактором журнала, тот закажет серию фотографий. Люси сделает ее, но не в студии, а во время романтической поездки за город. На всех снимках будет обнаженная и влюбленная Сид. При всей сюжетной простоте этот фильм ускользает от однозначных определений. Нет, это не история камин-аута, не сказка о любви и не драма о противостоянии двух лесбиянок враждебному окружению.
Холоденко не отягощает свою героиню никакими мучениями морального свойства. Сид не винит себя в измене бойфренду, и ее не так уж сильно волнует, что о ней подумают в редакции. Она полностью поглощена своими чувствами - не их анализом, а проживанием и переживанием. Эти просочившиеся из неизвестного источника и до краев наполнившие ее эмоции - как та самая протечка в ванной. Символ флюидной сексуальности, которую нельзя заключить в установленные обществом узкие рамки, но можно на какие-то мгновения зафиксировать в произведении искусства - в кино или на фотографии.
Калифорнийский квартет: "Лорел Каньон" (2002)
В 2002 году на Каннском фестивале показали второй фильм Холоденко "Лорел Каньон". Вместе с "Высоким искусством" он образует своеобразную дилогию, посвященную "сексуальному диссидентству" (это меткое выражение принадлежит американскому журналисту Оли Пикену, и подразумевается тут вызов традиционной кинематографии, в которой герои обычно с самого начала четко осознают свою ориентацию и если определяются с партнером/партнершей, то как будто раз и навсегда, чтобы после титров жить "долго и счастливо").
В "Лорел Каньоне" получают развитие темы, намеченные в "Высоком искусстве" лишь пунктиром: отношения детей и родителей (забавно, что в случае с Холоденко невозможно употребить привычное для русского языка клише "отцы и дети" - из него выключена мать, а режиссерку чаще интересуют именно матери) и брак как процесс поступательного движения. Героев здесь уже четверо. Молодые влюбленные Сэм (Кристиан Бэйл) и Алекс (Кейт Бэкинсейл) переезжают из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, в богемный район Лорел Каньон. Сэм должен начать стажировку в местной психиатрической клинике, а Алекс собирается дописать научную работу. Джейн (Фрэнсис Макдорманд), мать Сэма, пообещала сыну, что ее дом в это время будет пустовать. Однако когда пара прибывает на место, выясняется, что Джейн не только никуда не уехала, но еще и поселила у себя красавчика музыканта Иэна (Алессандро Нивола), с которым она записывает новый сингл и параллельно крутит ни к чему не обязывающий роман.
Сэм уверен, что образ жизни Джейн не понравится его невесте - хорошей девочке из правильной семьи. Сам он страшно обижен на мать за свое хаотичное детство, проведенное в музыкальных турне. Но происходит неожиданное. Алекс нравится царящая в доме раскрепощенность. Она заглядывается и на Иэна, и на Джейн, о бисексуальности которой зрители узнают из одного из разговоров. В ключевой сцене фильма эти трое вместе искупаются в бассейне голышом: Холоденко снова, как и в "Высоком искусстве", уподобляет сексуальность потоку воды. У Сэма тем временем возникают другие проблемы: он увлекается одной из своих коллег, и та отвечает ему взаимностью.
Публику, привыкшую к жесткому сюжетному каркасу и жанровым сценарным схемам, такое кино сбивает с толку. О чем оно? Об адюльтере? Но до реальной измены ни у одного из персонажей дело так и не доходит. О хиппи и богеме? В какой-то степени - да: Холоденко, сама выросшая в Лос-Анджелесе, часто описывает жизнь людей творческих профессий, но при всей ее очевидной любви к родному городу и его обитателям ни "гений места", ни социальный класс не являются центральными предметами исследований. О примирении матери и сына? Снова да, но снова с оговорками: Алекс и Иэн - такие же полноценные герои, как Сэм и Джейн. Удивительное свойство фильмов Холоденко заключается в том, что они будто выхватывают определенный отрезок на длинной прямой, и нет никаких сомнений: эти персонажи жили какой-то своей сложной жизнью еще до того, как включилась камера, и будут жить после, тоже далеко не безоблачно. Режиссерку волнует процесс, а не результат. Течение жизни во всем его невероятном разнообразии, допускающем любые перемены и любые метания.
Картины брачного прошлого: "Пещерный житель" (2004) и "Оливия Киттеридж" (2014)
Холоденко далеко не всегда работает с собственными сценариями. В ее послужном списке есть две книжные экранизации, адаптированные для переноса на экран другими авторами. Первая - чуть менее удачная - называется "Пещерный житель". Сейчас, в эпоху движения MeToo и откровенного разговора о насилии, к этому фильму наверняка было бы приковано более пристальное внимание и зрителей, и прессы. Но картина вышла в 2004-м, и история женщины (Кира Седжвик), вынужденной бежать от мужа-насильника, бросив двух дочерей, просто потерялась в потоке других социальных драм. Хотя и здесь мотив переменчивости играет важную роль. Зритель встречает героиню Седжвик в тот момент, когда домашние ужасы остались для нее в прошлом. Она нашла нового мужчину, прожила с ним много лет, родила еще одну дочь. Однако второй возлюбленный погибает, и женщина вынуждена вернуться в маленький городок на американском юге, где всем есть дело до ее жизни и где каждый встречный считает своим долгом высказать ей свое осуждение за предательство семейных ценностей.
Заслуженное признание получила вторая экранизация - мини-сериал "Оливия Киттеридж" (в России также известен под названием "Что знает Оливия?") об учительнице математики из штата Мэн. Это снова обрамленный в рамку кадра фрагмент чужой судьбы: на экране проходит 25 лет, в течение которых главная героиня (Фрэнсис Макдорманд) успевает повидать множество смертей и бытовых трагедий. Она и сама - ходячая катастрофа, самопровозглашенное "чудовище". Оливия способна на сильные чувства, но не на их вербальное выражение: вместо слов любви и поддержки из нее сыплются грубости и колкости. Тем удивительнее, что рядом с ней все эти годы остается ее полная противоположность - муж-фармацевт (Ричард Дженкинс), которого все вокруг считают самым добрым человеком в мире. Холоденко разбирает на мелкие запчасти механизм крепкого многолетнего брака - и обнаруживает там в виде главного компонента ту же способность примиряться с вечной изменчивостью Другого, что привела к относительно благополучному финалу персонажей "Лорел Каньона".
Материнский капитал: "Детки в порядке" (2010)
Самый большой успех (4 номинации на "Оскар"!) выпал на долю самого личного фильма Лизы Холоденко. И тут надо сделать маленькое биографическое отступление. Режиссерка совершила камин-аут еще в старших классах школы. Она много лет состоит в отношениях с музыканткой Венди Мелвойн, у пары есть сын, которого Холоденко родила от анонимного донора спермы. В 18 лет ребенок, зачатый таким путем, имеет право потребовать информацию о биологическом родителе. Фантазия о том, как могла бы выглядеть подобная встреча, легла в основу сценария фильма "Детки в порядке".
Джони (Миа Васиковска) собирается в колледж и проводит в родительском доме свое последнее по-детски легкомысленное лето. Младший брат Лейзер (Джош Хатчерсон), которому всего 15, уговаривает ее запросить данные об их общем биологическом отце втайне от двух мам - Джулс (Джулианна Мур) и Ник (Аннетт Бенинг). В результате подростки знакомятся с Полом (Марк Руффало), чертовски обаятельным парнем, который держит в окрестностях Лос-Анджелеса фермерское хозяйство и ресторан. У него самого нет семьи, он вообще похож на так и не повзрослевшего Питера Пена. Встреча с Джони и Лейзером переворачивает его сознание: как же здорово, когда из ниоткуда вдруг появляются уже готовые воспитанные дети, с которыми можно замечательно проводить время. Мамы не могут пустить ситуацию на самотек, поэтому тоже пытаются подружиться с Полом. Однако у этого общения будут неожиданные последствия в виде супружеской измены.
Многие поклонники "Высокого искусства" и "Лорел Каньона" были разочарованы, обнаружив в новом фильме столь непривычную для ранней Холоденко консервативность: брак в "Детках в порядке" выступает абсолютной ценностью. Спорным некоторым показался и момент с адюльтером. Получается, одного появления на горизонте сексапильного мужчины достаточно, чтобы лесбийский союз затрещал по швам? Такие трактовки, разумеется, имеют право на существование, но важнее, пожалуй, другое. "Детки" - первый случай реальной репрезентации гомосексуальной семьи в большом голливудском кино с суперзвездами в главных ролях. Фильм не отделяет эту семью от других как "особенную", не запирает ее в гетто предрассудков и осуждения. Эта ячейка общества - такая же, как любая другая. В ней не всегда все гладко, в ней бывают ссоры и измены, но двум мамам удалось вырастить чудесного сына и замечательную дочь, и с ними правда все в порядке. Спасибо, что интересуетесь.
Вместо эпилога
Сейчас Лиза Холоденко работает над англоязычным ремейком гениальной немецкой трагикомедии "Тони Эрдманн". В оригинальном фильме Марен Аде пожилой отец-шутник с помощью парика и вставной челюсти перевоплощается в вымышленного персонажа: это оказывается единственным способом привлечь внимание поглощенной работой дочери. Немецкая картина - история о прилипших масках и социальных ролях, об отчуждении семьи, труда и сексуальности. Как этот чисто европейский сюжет ляжет на американскую почву, предсказать невозможно. Но если кому и стоило доверить столь рискованное предприятие, так это именно Холоденко. Только она умеет раскладывать высокое искусство на сложные диалоги и простые чувства.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".