На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
"Изумление и злость"
24 апреля Альберт Кнолль, специалист по истории преследований гомосексуалов в нацистской Германии, в рамках кинофестиваля "Бок о Бок" в Москве представит картину "Звуки молчания". "Почему немцы считали геев преступниками?" - ответ на этот и другие пытается найти в фильме его автор Клаус Станьек.
Режиссер фильма "Звуки молчания" (Klänge des Verschweigens) Клаус Станьек (Klaus Stanjek) исследует непростую жизнь своего дяди Вильгельма Хекмана - музыканта и выжившего узника концлагеря Маутхаузен. Репрессированный по Параграфу 175 (гомосексуальность), Хекман навсегда оставался в тени своей семьи. Беседуя с близкими родственниками, режиссер воссоздает не только личную историю дяди, но и давно замалчиваемую страницу истории своей страны. "Звуки молчания" - обладатель награды ЛГБТ-кинофестиваля "Бок о Бок"-2015 за лучший полнометражный документальный фильм.
- Множество документальных фильмов было снято о преступлениях нацистского режима. Какое место занимает фильм "Звуки молчания" в этой дискуссии и в общем понимании тех событий? Является ли этот фильм значимым и почему?
- Документальные фильмы о времени национал-социализма в Германии обычно основаны на тезисах историков. В них представлено много интервью с жертвами, чьи заявления должны подкреплять тезисы историков. Иногда это напоминает замкнутый круг. А хороший фильм должен разорвать эту цепь самообоснования. Чтобы понять суть антисемитизма или гомофобии, необходимо внимательно прислушиваться к тому, что говорят люди. В этом преимущество фильма "Звуки молчания". Он относится к очень небольшому числу фильмов на тему, которая отвергалась и замалчивалась десятилетиями. Автор сделал фильм очень личным.
Герой фильма Вильгельм Хекман (в центре) блистал в гей-кабаре конца 1920-х годов. В 1937 его ждал концлагерь Дахау
- Преследование геев (как и других групп) во времена нацизма игнорировалось до недавнего времени. Почему важно признать репрессии этих групп, и как ваша работа способствовала изменениям в этой области?
- Как показано в фильме, большинство немцев отказалось признать факт преследования геев, поскольку немцы считали геев преступниками. Практически никто из выживших гомосексуалов, как и герой фильма Вильгельм Хекман (Wilhelm Heckmann, 1897-1995), дядя Станьека, не решился привлечь внимание к своей собственному жизненному опыту. Станьек смело раскрыл секрет своей семьи (он называет Хекмана своим "секретным дядей"). Взгляд Станьека не похож на взгляд других родственников гомосексуалов - жертв репрессий, и в этом важность работы режиссера. Те открытия, которые он делает о личной жизни дяди, чрезвычайно важны, потому что современным историкам-геям практически невозможно найти хоть что-то о жизни геев в нацистской Германии. Основными источниками информации служат полицейские рапорты и отчеты, в которых гомосексуалов низводили до обрывков разных сведений, собранных против них же. Мне - а я занимаюсь этой темой уже 25 лет - очень сложно собрать полные биографии гомосексуалов, ставших жертвой репрессий. Я понял это, когда готовил выставку о жизни 15-ти геев в нацистской Германии. Эта выставка проходила в новом Центре Истории национал-социализма в Мюнхене.
- Для фильма Клаус Станьек в качестве методов исследования использует семейные интервью, собственные воспоминания и архивный материал. Какой из этих методов, на ваш взгляд, лучше всего подходит к этому фильму? Как эти методы связаны между собой, в чем их достоинства и недостатки в репрезентации истории?
- Станьеку удалось разговорить своих родственников и соседей дяди: они открыто рассказывают, ведь они доверяют ему. Станьека шокируют их явные пронацистские настроения, когда он понимает, что когда-то они были связаны с нацистским режимом и что на самом деле их взгляды не сильно изменились. Они просто вычеркнули из своей памяти политические репрессии, ограничения свободы, преследования евреев и гомосексуалов. Поэтому фильм отсылает нас к ситуации в Западной Германии в 1950-е и 1960-е годы, когда никто не хотел разбираться с темной историей своей страны и своей собственной историей. Это самая сильная часть фильма.
Вильгельм Хекман (в центре с маленьким аккордеоном) в концлагере Маутхаузен, июль 1942 г.
Что очень важно, Станьек опросил многих политических заключенных, узников концлагеря в Маутхаузене, об их опыте и отношении к гомосексуальным заключенным - тогда и сейчас. Режиссер пытается проследить, откуда берутся старые и новые предрассудки. Он делает это с сильной эмпатией к выжившими и без какого бы то ни было осуждения.
Станьек смело подвергает сомнению свое отношение к семье и к дяде. Он понимает, что они были "детьми своего времени", но он всегда может перейти и на позицию стороннего наблюдателя. Ему это удается, и зрители идут следом за его выводами и сомнениями: геи были изгоями, его дяде приходилось играть роль забавного музыканта, никто не задал ему ни одного вопроса о тех 8-и годах лагеря и о слухах, что у него якобы было что-то с ребенком. Станьек решается открыто говорить обо всем, что раньше замалчивалось.
- Какие изменения произошли в немецком обществе в отношении прав и проблем ЛГБТ за последние 30-40 лет? Как вы оцениваете эти изменения и что еще должно быть достигнуто?
- Мы добились большого прогресса, если вы сравните ситуацию с ЛГБТ сегодня и 40 лет назад. Прогресс в Германии начинается с отмены нацистской версии статьи 175 Уголовного кодекса, которая сохранялась до 1969 года, и доходит до легализации однополых браков в наше время. Можете сравнить это с развитием всего западного мира. Геи и лесбиянки сегодня заметны в обществе.
Историки и другие ученые начинают исследовать ЛГБТ-темы. Истории геев и лесбиянок сейчас уделяется больше внимания в науке и исследованиях. Государство все больше поддерживает исследования социальных, исторических вопросов, связанных с ЛГБТ.
В настоящий момент ни один политик - от консервативных партий до левого крыла - не позволит себе повернуть время вспять. Из-за кризиса с беженцами новое развитие может стать шагом назад. Например, в Баварии, самой большой федеральной земле Германии, не было выделено никаких средств на исторические исследования преследования геев и лесбиянок.
- С какими чувствами вы едете в Москву на ЛГБТ-кинофестиваль "Бок о Бок"? Каковы ваши надежды и, возможно, опасения? Что бы вы хотели пожелать российскому ЛГБТ-движению?
Приходите на фильм "Звуки молчания" и встречу с Альбертом Кноллем 24 апреля 2016 года в 18.00. Место: Шоколадный лофт, Берсеневская набережная, д. 8, стр. 1.
- В освещении немецких СМИ кажется, что Россия и постсоветские государства повернули вспять к диктаторским режимам, где церковь имеет слишком много влияния. Когда я слышу доклады ЛГБТ-активистов, которые вернулись из России, Украины, Сербии или Венгрии, я чувствую изумление и злость по поводу насилия и бесчеловечного расизма. Я начинаю свое путешествие с небольшой неопределенностью и страхом. Я надеюсь на то, что кинофестиваль "Бок о Бок" будет успешным, привлечет настолько много людей, насколько это будет возможно, и что все пройдет спокойно.
Я надеюсь, что такой фестиваль поможет укрепить ЛГБТ-движение в российском обществе. Например, в Мюнхене фильм Розы фон Праунхайм "Nicht der Homosexuelle ist pervers, sondern die Situation, in der er lebt" ("Не гомосексуал извращен, а ситуация, в которой он живет") вышел в 1971 году и положил начало мюнхенскому гей-движению, которое было основано студентами-леваками.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".