Подбирая порновидео, надо хотя бы минимально ориентироваться в именах их создателей, иначе можно прожить долгую, трудную жизнь и умереть в страшных мучениях, так и не увидев ни одного приличного порнофильма.
Мне трудно представить себе гея, который добровольно стал бы смотреть гетеро-порно. Но сам я - как почти все мои гетеросексуальные друзья - охотно кручу кассеты с парнями, массирующими друг другу простату. И дело вовсе не в латентном гомосексуализме, а в том простом факте, что из десяти наугад взятых кассет гей-порно как минимум шесть будут интересными и ловко сделанными фильмами, а десять вслепую выбранных кассет с гетеросексом почти наверняка окажутся стопроцентным дерьмом. Не знаю, почему это так. Мне рассказывали, что геи в массе своей тоньше и интеллектуальней прямоориентированного большинства, но личное (иногда заочное! знакомство с носителями геи-культуры показало, что среди них лишенных вкуса идиотов ничуть не меньше, чем среди любителей прекрасного пола. Однако порнофильмы с мужской любовью все равно лучше, чем аналогичные мужские-женские перепихалочки. С лесбиянками дело обстоит сложнее, потому что женщина без лесбийских наклонностей - существо сказочное, вроде ангела или единорога, в жизни не существующее, да и лесбийская культура почти не существует как таковая, а порнофильмы с лесбиянками снимают старые лысые жирные козлы.
Конечно, и среди гей-продукции много липкого мусора в ритме fuck-fuck, но стоит ли говорить об этом скучном зрелище, тупо иллюстрирующем реплики типа: "О, мой мальчик, да, да, продолжай, не останавливайся"? Нет, об этих фильмах говорить не стоит. Абсолютно то же самое, что и в гетеро-трэше, только вместо мужика и бабы два солдата кувыркаются. Гораздо интереснее фильмы, сделанные под мощным влиянием Энди нашего Уорхола: резкий монтаж, шокирующе нелогичный выбор точки зрения, нелинейность повествования и отличная игра сексгимнастов! Даже если ты не возбудишься при просмотре, все равно узнаешь много нового о себе и окружающих. К тому же получишь право кривить губы при упоминании самых модных киноперсонажей, ведь Грег Араки, Ларри Кларк и прочие "мастера культуршока" развивают более радикальные идеи Брюса ЛяБрюса и Уэша Уэста. Эти парни взяли у Энди его стилизованную непрофессиональность, но отказались от очень важного элемента уорхоловского стиля - от скуки. Не секрет, что все фильмы Уорхола непроходимо скучны (в том числе культовые "Мой хастлер" и "Одинокие ковбои"), их совсем не обязательно смотреть, достаточно прочитать фильмографию и перелистать альбом фотографий.
Но что касается фильмов канадца ЛяБрюса - посмотреть их стоит в любом случае. Они захватывают не хуже триллеров, их действие почти непредсказуемо, и если в "обычных" порнофильмах все персонажи неизбежно будут оттраханы во все отверстия, то в Hustler White герой ЛаБрюса так и не доберется до заветной задницы своего циничного возлюбленного. Начинал BlaB, как любят его называть колумнисты журналов Splatting Image и The Alternative Cinema, с хитроумного римейка старого фильма Роберта Олтмена "Холодным днем в парке". Фильм вышел под чудесным титулом No Skin off my Ass, этакая камерная мелодрама о гее, вожделеющем таинственного молчаливого незнакомца. Второй фильм BlaB, Super 8 1/2: A Cautionary BioPic, мой личный фаворит, рассказывает о попытке журналистки (Пиза Ламоника) восстановить жизнь некоего порномейкера (самЛяБрюс). Интервью. Фрагменты несуществующих фильмов. Скрытые цитаты из Борхеса и Фассбиндера... Для hard porno с детальным изображением fisting, когда хорошо смазанный кулак запихивается в анус, такое наполнение очень... необычно. Затем последовали не менее симпатичные Hustler White о проститутках с лос-анджелесского бульвара Санта-Моника и Skin Flick о непростых отношениях неонацистов. У обоих фильмов есть явные отсылки к другим гей-иконам. В случае Hustler White это книги и фильмы Жана Жене, a Skin Flick маскирует личный опыт общения с немецкими геями-неонаци типа порнорежиссера Юргена Брюнинга, автора странного и злого Berlin Techno Dreams.
Не всем режиссерам авангардного гей-порно нравится числиться в последователях Уорхола. Например, англичанин Уэш Уэст плюется при одном упоминании знаменитого подпольщика, числит в своих учителях Вертова, Годара, Криса Крамски (самый продвинутый мастер гетеро-порно) и терпеть не может стилизаций, предпочитая честный гонзо-репортаж... При этом, если гонзо - случайность, возведенная в эстетический принцип, то в фильмах Уэста ничего случайного не бывает. Он виртуозно строит кадр, безупречно владеет ритмом и всегда точно знает, когда оборвать секс-эпизод, оставив зрителя в состоянии подвешенного возбуждения. Он не скрывает, что все "это" - just movie и любит щегольнуть документальностью спровоцированного репортажа.
Лучшим его фильмом пока остается Naked Highway о парне, с револьвером в руках бегущем по знаменитым ландшафтам Среднего Запада США, но я слышал, что в этом году он снял в Будапеште какой-то невероятный трип клубной культуры. Джино Колберт со своими Men in Blue не так радикален, он играет с тривиальным жанром полицейского кино. Играет настолько хорошо, что в некоторые минуты фильма охватывает ощущение, будто смотришь неизвестные эпизоды "Плохого лейтенанта" Абеля Феррары - но это, конечно, только иллюзия. В Men in Blue знакомая до тошноты тема коррупции в полицейском государстве несколько раз поворачивается к нам новыми сторонами. Непрерывно трахающиеся полицейские вовсе не стремятся спасать своих любовников из-под огня, они относятся к окружающим лишь как к сексуальным объектам, и это уничтожает саму возможность чувств и эмоций. Режиссер всерьез называет своих персонажей фашистами, а его последователи сформулировали понятие cazzo film и противопоставляют империалистическому американскому гомосексуализму радикальный секс по-европейски...
...И все время, пока писался этот текст, я думал: почему же мне так нравятся фильмы Уэста, Крамски, ЛяБрюса, Аниты Ринальди и Sin City? Ведь я терпеть не могу стриптиз и life show и, в отличие от большинства вуайеров, отворачиваюсь при виде парочек, занимающихся любовью на свежем воздухе... И в какой-то момент до меня дошло, что эти фильмы цепляют за живое ясным и недвусмысленным сочетанием высокого интеллекта с животными - в лучшем значении этого слова - реакциями человека на человека. Без мистики и морали, поэтично и просто: взять вазелин, смазать ствол, прицелиться и процитировать Эзру Паунда...