На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Пазолини и его критический проект (гомо)сексуальности, справедливости и свободы
5 марта 2022 года исполнится сто лет со дня рождения Пьера Паоло Пазолини - итальянского режиссера, поэта, прозаика, сценариста, политического философа и леворадикального активиста, одной из знаковых фигур негласной всемирной квир-революции 1960-70-х, скорее всего ставшего жертвой мести неофашистов за свои тексты и фильмы.
Артем Лангенбург на страницах нового сетевого проекта кинофестиваля "Бок о Бок" - Q-RATED - вспомнил несколько самых важных мотивов творчества ППП и попытался понять, пройдут ли они проверку ценностями сегодняшнего дня.
Биография и творчество Пазолини настолько насыщенны и многообразны, за 53 года земной жизни он успел так много, что приходится ограничиться лишь парой вопросов, связанных с его обширным наследием. В первую очередь, кинематограф Пазолини связан не только со злободневными событиями времен их создания. Фильмы Пьера Паоло актуальны и сегодня, особенно в том, что касается борьбы за освобождение сексуальности, антифашизма, попыток сохранения христианской этики, освобожденной от репрессивных догматов, стремления к социальной справедливости и человеческой свободе.
Коммунистическая страсть: поэт, говорящий "нет"
"Историю творили те немногие, кто говорил "нет". Чтобы отказ возымел действие, он должен быть полным, а не по отдельным пунктам, "абсурдным", чуждым здравого смысла" - такое исчерпывающее кредо Пазолини исповедовал и как политик, и в качестве писателя и режиссера. Пазолини долгое время был сторонником коммунистов, но из Компартии Италии его исключили после "кейса в Рамушелло" 1949 года: тогда Пазолини обвинили в "совращении несовершеннолетних" (по сути, в открытом выражении гомосексуальной ориентации). Вообще с 1949 по 1977 год (то есть последний процесс был через два года после смерти) против Пазолини было возбуждено 33 судебных дела: его обвиняли в непристойном поведении в присутствии несовершеннолетних, оскорблении общественной нравственности, апологии преступлений, оскорблении чести полиции, диффамации, соучастии в ограблении. Пазолини в наиболее известных текстах - сборнике стихов "Прах Грамши", романах о гопниках римских предместий "Шпана" и "Жестокая жизнь" - стремился не только к реалистической программе точного отображения социальной реальности, но и к "литературе действия", которая не является пропагандой, но двигает историю вперед. Из всех стихотворений Пазолини чаще всего сегодня цитируют "Компартию - молодежи!" (1968). Ирония в том, что один из самых радикальных левых текстов XX века порой трактуют чуть ли не как охранительское ворчание, осуждение "бездельников-студентов" в пользу истинных детей пролетариата. Особенно этот фрагмент (русский перевод Кирилла Медведева):
Когда вчера в Валле Джулиа вы бились с полицейскими, я симпатизировал полицейским! Потому что полицейские - дети бедняков. Выходцы с периферии, сельской или городской. Что до меня, я достаточно хорошо знаю, как они жили в детстве и юности: каждая тысяча лир на счету, отец, который так и не повзрослел из-за нищеты, не дающей полномочий. Мать, грубая как грузчик, или нежно-болезненная, как птица; множество братьев; лачуга среди огородов с красным шалфеем (на клочке чужой земли); окна на сточную канаву или квартиры в больших многоквартирных домах для бедноты, и так далее и так далее. И потом, смотрите на них, как они одеваются: будто клоуны, эта грубая одежда, пахнущая армейской пищей, ротной канцелярией и толпой.
Нужно понимать, что эти строки написаны в разгар как острого личного кризиса Пазолини, так и периода политической депрессии в Италии и Европе вообще: прямо накануне торжества генерала де Голля в Париже, непосредственно перед концом "Пражской весны", раздавленной советскими танками. Левые идеи освобождения угнетенных отчасти превратились в модное увлечение привилегированных молодых интеллигентов, среди которых мало кто был готов пойти до конца (не (само)разрушительного, а необходимого, рационального). Провокационный стих Пазолини, переживавшего поражения левых как персональную трагедию, явился одновременно выражением горечи и призывом придумать, как быть дальше, не превращать борьбу за справедливость в "стиль жизни". Еще раньше, в начале 1960-х, тот же кризис привел к разочарованию Пазолини в литературе, в ее возможности быть местом истины. Этот кризис подарил мировому кино, этому "письменному языку реальности", Пазолини-режиссера.
Теорема секса и революции
Первые две полнометражные картины Пазолини - "Аккатоне" (Accattone, 1961) о слоняющемся в смертном унынии молодом безработном (Франко Читти) и "Мама Рома" (Mamma Roma, 1962), трагический романс о проститутке, вынужденной приносить себя в жертву (в этой роли снялась великая итальянская киноикона Анна Маньяни), - визуально и драматургически идеально соответствуют канонам неореализма. Однако уже в первых фильмах Пазолини достигает особенного эффекта, который можно назвать поэтическим или даже мистическим: показывая жизнь на самом дне, прибегая к натурализму съемок, привлекая непрофессионалов, он демонстрирует не только данную в ощущениях реальность, но и отблеск иного мира, достижение которого - его цель и страсть.
В раннем кино Пазолини вырисовывается и желанный объект гомосексуального желания, идеальный парень для Пазолини. Этот образ равно далек от двух самых распространенных ролевых моделей гей-субкультуры. Это не самоуверенный, мускулистый, роскошный straight acting самец, подобный Жану Марэ или Монтгомери Клифту. Но это и не утонченный, изломанный юноша с андрогинным вайбом, эталонный пример которого - Хельмут Бергер, возлюбленный актер гения второй волны неореализма Лукино Висконти. У идеального мужчины, согласно Пазолини, должны быть круги под глазами, это неприкаянный растрепанный юноша или молодой мужчина в обтягивающей майке и латаных штанах, которого снедает постоянное внутреннее беспокойство.
Пазолини в своем проекте поиска освобождающей истины не разделял раскрепощение сексуальности и социальную революцию. Фильм, ярко иллюстрирующий эту неразрывную связь - "Теорема" (Teorema, 1968), лента-манифест, сочетающая черты марксистской притчи и еретического христианского апокрифа. Если вкратце, то это фильм о чудесном преображении (или приступе безумия) миланского фабриканта (Массимо Джиротти) после того, как он, наряду со всеми прочими членами своего семейства, переспал с безымянным пролетарским ангелом или спустившимся на землю Богом (Терренс Стамп): в то время как жена предается промискуитету, а взрослый сын пишет абстрактно-экспрессионистские полотна, миллионер дарит свой завод рабочим и отправляется голым носиться по городу.
Пазолини, как истинный марксист, всегда был всерьез озабочен приключениями исторического процесса, а конкретно - сложными диалектическими отношениями между категориями свободы, справедливости и счастья. Характерно, что настоящий проект поиска этой непостижимой формулы осуществлен в трех экранизациях памятников мировой литературы, вместе названных "Трилогией жизни": фильмах "Декамерон" (Il Decameron, 1971), "Кентерберийские рассказы" (I racconti di Canterbury, 1972) и "Цветок 1001 ночи" (Il fiore delle Mille e una notte, 1974). Это торжество живой и прекрасной плоти, вершина поэтического кино. Интересен тут поворот в мировоззренческих поисках режиссера. Чтобы найти натуру для съемок, Пазолини объездил Иран, Йемен, Непал, Израиль, страны Магриба. Сичилиано реконструирует образ мыслей Пьера Паоло: "Судьба люмпен-пролетариата юга Италии схожа с судьбой люмпен-пролетариата Индии, Африки: он должен выполнить свою историческую функцию. И Индия, и Африка - хранилища человеческой энергии. Поэтому Африка и стала для него единственной альтернативой".
Пазолини, по-видимому, был искренен в стремлении найти в той же Африке будущее место, где возможно будет одновременное осуществление политической свободы, социальной справедливости и сексуального счастья. Достаточно вспомнить тот момент из "Цветка 1001 ночи", где немолодой шейх успешно флиртует с тремя чернокожими юношами. Очень похожим образом в последние годы жизни мыслил другой знаковый персонаж гей-культуры, писатель Жан Жене, в последнем своем романе "Влюбленный пленник" связавший политическую поддержку палестинских революционеров и афроамериканских активистов "Черных пантер" с влюбленностью (причем в основном взаимной) в неевропейских мужчин, лишенных западной гомофобии.
Ад Пазолини: что такое фашизм на деле
"Сало или 120 дней Содома" (Salò o le 120 giornate di Sodoma, 1975) - последний фильм Пазолини, первая часть намеченной и не осуществленной "Трилогии смерти". Действие сюжета "120 дней Содома" маркиза де Сада режиссер перенес в Итальянскую Социальную Республику (Сало), марионеточное нацистское образование, просуществовавшее на севере Италии полтора года до окончательного разгрома гитлеровцев на Аппенинах. "Тошнотворный комок отбросов", "фильм, дошедший до пределов изображения мерзости", - писали консервативные критики по выходе картины. Сегодня же, например, в русском интернете сцены гомосексуальных изнасилований и особенно копрофагии из "Сало" существуют в том же разделе культового шок-контента, что и, скажем, хардкор-перформанс Светланы Басковой "Зеленый слоник" или омерзительный канадский боди-хоррор "Мученицы".
Но если взять себя в руки и спокойно пересмотреть "120 дней Содома", то нельзя не увидеть: это кристально ясное антифашистское произведение, чья основная мысль ("фашисты захватили власть, чтобы изнасиловать, пытать и убить красивых мальчиков и девочек, а также всех остальных") вообще не противоречит классическим определениям правых тоталитарных диктатур. А дискомфорт, который неизбежен при просмотре, связан с сознательной визуальной стратегией Пазолини, которая совсем обнажается в финале третьей части, "Круга крови", когда мы, зрители, смотрим на пытки во всех подробностях через прицел подзорной трубы. Фашизм - не случайное "извращение" европейской цивилизации, мы все ответственны если не за то, что было, то уж точно за то, чтобы этого не случилось вновь. И совершенно не удивляет, что итальянские неофашисты, и без того ненавидевшие Пазолини, срывавшие все его премьеры начиная с "Аккатоне", после выхода этого фильма объявили ему войну.
Убийство Пазолини: то, что никогда не даст поставить точку
Тело 53-летнего Пьера Паоло Пазолини карабинеры обнаружили ранним утром 2 ноября 1975 года на скамейке пустыря в римском пригороде Остия. По его трупу несколько раз проехала машина. Вскоре в автомобиле покойного "Альфа-Ромео Джулия 2000 GT" задержали 17-летнего Джузеппе "Пино" ("Лягушонок") Пелози. Тот признал свою вину, отсидел чуть больше восьми лет, но в 2005 году внезапно созвал пресс-конференцию и заявил, что на Пазолини он не поднимал руки, а взять на себя вину его заставили, угрожая смертью его и всей семьи. В 2010 году журнал Oggi опубликовал неизвестные документы полиции, из которых следовало, что на месте убийства Пазолини находились еще как минимум три человека. Речь шла о подростках-неофашистах Франко и Джузеппе Борселино, а также о некоем сицилийском парне Джонни по прозвищу Блондин. Пино Пелози умер в государственной больнице четыре года назад, окончательной разгадки убийства Пазолини мы можем так никогда и не дождаться, но почему-то версия мести ультраправых - мести яростной, бешеной, "забили как бешеную собаку" - не вызывает особых сомнений. Особенно если вспомнить про сотни убитых самым жестоким образом антифашистов, геев, транс-персон, иммигрантов - всех, кто способен вызывать такого рода специфическую ненависть.
В 2021 году некоторые моменты жизни и работы Пазолини кажутся как минимум небезупречными. Например, привычка заводить заведомо неравноправные (хоть и очевидно лишенные прямого насилия) сексуальные отношения с молодыми людьми вдвое младше и в заведомо неравном с Пьером Паоло социально-культурном статусе. Или достаточно достоверные сведения о наборе для наиболее жестких массовых сцен в "120 дней Содома" подростков-секс-работников. Но фильмы, тексты, идеи Пазолини всегда существовали в тесной связи с его личной судьбой, а он, при всей отдельности, при всем космическом одиночестве своего огромного таланта, был все-таки сыном своего времени, продуктом своей исторической эпохи. И перестать слушать и смотреть Пазолини и сегодня невозможно.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".