Франсуа Озон родился в 1967 году в Париже. Между 18 и 22 годами снял около тридцати короткометражных фильмов в формате супер-8, располагая бюджетом лишь в 300 франков на фильм (стоимость пленки). Учился в FEMIS (институт кинематографии), куда поступил в 1990-м на режиссерское отделение, продолжая снимать фильмы на супер-8, 16- и 35-миллиметровой пленке (большинство из них были отобраны для международных фестивалей). В 1995-м участвует в предвыборной президентской гонке (телефильм о социалисте Лионеле Жоспене).
В 1997-м короткометражный фильм "Летнее платье" получает приз "Leopard de Domain" на кинофестивале в Локарно и приз зрительских симпатий "Audience Award". В 1998-м выходит его первый полнометражный фильм "Крысятник" (Sitkom), который попадает на неделю кинокритики в Канны, получает номинацию на "Золотой Баярд" фестиваля французских фильмов в Намуре, после чего отправляется в триумфальное шествие по международным киносмотрам геев и лесбиянок.
В 1999-м - фильм "Криминальные любовники", а в 2000-м - "Капли дождя на раскаленных скалах" (участвует в официальной программе Берлинского кинофестиваля и получает "Тедди" от международного жюри геев и лесбиянок). Новый фильм "Под песком" (2000) с успехом демонстрируется на МКФ в Сан-Себастьяне и Торонто.
- Франсуа, вам 33 года, а ваш новый фильм "Под песком" о пятидесятилетних. Значит ли это, что вы боитесь старости?- Я каждый день думаю о смерти, а старости я не боюсь. Думаю, что старость может обогатить личность. Скорее, я боюсь болезней и упадка своих интеллектуальных и физических возможностей. Я думаю также, что старость может быть мгновением счастья, расцвета. Разговор об этом меня сегодня очень интересует, хотя и существует еще пока своего рода наваждение юности. В фильме "Под песком" я хотел показать, что 50-летняя женщина может быть красивой, привлекательной, что она может вести как серьезную общественную жизнь, так и сексуальную. В наше время жизнь у людей становится все дольше и дольше, часто люди преодолевают 80-летнюю жизненную планку. Так что человек может пережить множество вещей и в 50 лет, и более. Это уже вопрос медицины.
- Во всех ваших фильмах присутствует однополая любовь. "Под песком" - фильм совсем иной: про конфликт "мужское/женское". С чем связана смена тематики?- В моих предыдущих фильмах речь шла также и о разнополой любви, в частности о бисексуальности, очень часто о подростках, которые открывали для себя свою сексуальность. Они еще не могли определить, кто они, поэтому экспериментировали и с девочками, и с мальчиками.
Поскольку в новом фильме идет речь о 50-летней женщине, то, может быть, у нее и были однополые приключения раньше. Кто знает? Мы не знаем. В любом случае она пришла к возрасту, когда полюбила мужчину. Вы говорите, что в предыдущих фильмах были всякие сексуальные отклонения, но дело в том, что и у нынешней героини есть фантазии, в которых она представляет, что занимается любовью с мужчиной, которого уже нет. Это тоже классикой не назовешь.
- Вы считаете, что это отклонение?- Я думаю, что это не отклонение, просто можно жить в гармонии со своими желаниями. Если она свои желания приняла и поняла, и если она счастлива, что занимается любовью с двумя мужчинами одновременно, - ну и ладно. Если люди не причиняют друг другу боль, и если существует взаимное согласие, то я в этом проблемы не вижу.
- Как-то вы сказали: "Мне интересно снимать фильмы про людей, которые влюбляются в тех, кто не может ответить им взаимностью, отвергает или даже ненавидит их". А вам приходилось сталкиваться с безответной любовью?- Я сказал эту фразу по поводу фильма "Капли дождя на раскаленных скалах", где говорится о подростке Франце, который влюбился в злого мужчину. Но, честно говоря, в данном случае меня тронул текст пьесы Райнера Вернера Фассбиндера. Некоторые моменты оттуда перекликаются с эпизодами моего отрочества. В юности часто влюбляешься в людей, которых на самом деле не надо было бы любить. В этом есть какой-то мазохизм.
- Вы хороши собой. А для вас быть сексуально привлекательным - это важно?- (Смеется.) Я не знаю, как это - быть сексуально привлекательным, думаю, лучше быть естественным. Я пытаюсь быть нормальным человеком - я же не манекенщик. Просто я внимательно отношусь к своему внешнему облику и люблю соблазнять, как и все.
- Женщина может покорить такого мужчину, как вы?- К счастью, да. (Смеется.)
- Бывают ли у вас депрессии?- Разумеется, как и у всех. Люди меня видят, когда я должен что-то представлять, а это уже часть моей работы. Но в частной жизни у меня бывают печальные моменты. Хотя жизнь в большей степени приятна.
- В одном из интервью вы сказали: "Я стремлюсь снимать аморальные фильмы, которые могли бы изменить взгляды зрителя". А что именно вам бы хотелось изменить в сознании людей?- Мне бы хотелось, чтобы зрители приняли те вещи, которые прежде отвергали, например бессознательные желания. Заставив страдать, я стремлюсь сделать людей более терпимыми. Мне интересно, когда, увидев мой фильм, зритель говорит: "Надо же, раньше я отвергал подобное, а теперь такой человек мне понятен".
- Какая жизнь вам ближе: праведная, но скучная, или порочная, но интересная?- (Смеется.) Я выбираю интересный грех, но не порок. Я думаю, что живу свободной жизнью, хотя у меня католическое воспитание. И странным образом католическое воспитание привило мне вкус к греху и к преступлению норм закона.
- Вы родились в семье преподавателей. А ваши родители кем мечтали вас видеть?- Режиссером, художником. Родители очень горды мною, они радуются тому, что я делаю. Они всегда были очень терпимы и говорили; "В жизни нужно быть прямым, но в произведение искусства имеешь право вложить все". Когда я был молод, мне было 18 лет, я снял фильм на пленку супер-8, в котором участвовали мои родители. По сюжету мой брат там убивает родителей: папу душит подушкой, а маму травит кофе. Родители сыграли свои роли и сказали: лучше ты делай это в фильмах, а не в жизни. Это будет для тебя терапевтический эффект, может быть, он тебя излечит". То есть они всегда были терпимы к тому, что я делаю в фильмах.
- Существует ли что-нибудь такое, что вам неудобно было бы снимать?- Может быть, те вещи, которые не имеют ничего общего с желаниями, потому что желание для меня - это важная вещь.
- Вы согласны с тем, что качество фильмов зависит не от технических средств, а от умения режиссера?- Да, разумеется. Я думаю, что режиссура - это очень важно. Для того чтобы снять хороший фильм, не обязательно иметь кучу денег. Часто фильмы, снятые на очень небольшие деньги, оказываются более изобретательными, больше будят воображение.
- В одном из интервью вы сказали: "Меня в некотором роде можно назвать синефилом, я просмотрел очень много фильмов". А современный российский кинематограф вам интересен?- Не знаю его. Очень мало русских фильмов привозят во Францию. Известен Михалков, Павел Лунгин, Сокуров. Но они режиссеры другого поколения. А хотелось бы посмотреть молодых, 25-30-летних, их бы очень хотелось увидеть. Россия всегда была богата хорошим кинематографом: Эйзенштейн, Борис Барнет, Тарковский - эти режиссеры составили эпоху в истории кино. Хорошо бы, чтобы режиссеры такого уровня были бы и в нынешней России.
- В каком времени вы предпочли бы родиться?- Мне очень нравится Ренессанс, те времена, когда мужчины носили штаны шарами и огромные воротники вокруг шеи. Был Леонардо да Винчи, было много художников. Искусство что-то значило в те времена.
- А чем бы вы занимались в те время?- Я был бы человеком искусства, например, живописцем или театральным драматургом, режиссером-постановщиком в театре, ибо эта была эпоха Шекспира.
- Чтобы вам хотелось изменить в себе?- Изменить? Не знаю. Это очень интимный вопрос.
- У вас есть какие-нибудь недостатки?- Много.
- Вы можете их назвать?- Недостатки являются частью нас. Я думаю, что пришел к тому периоду в жизни, когда пора принимать себя таким, какой ты есть.
- С чем у вас ассоциируется Россия?- Россия - очень большая волнующая страна, с потрясающей историей и культурой. 15 лет назад вы жили в советской империи, и вдруг оказались в капиталистическом обществе. Интересны были бы режиссеры, которые знали прежний советский строй и которые сейчас адаптируются к новому обществу.
- Есть ли что-нибудь такое, чего вам очень не хватает в жизни?- Сейчас? Сейчас я не влюблен. У меня была огромная трехлетняя история любви. Сейчас она закончилась. Так что все может случиться.
- Вы в предвкушении?- Пока пользуюсь свободой. Живу не ожидая. Я думаю, все должно прийти, когда оно придет, - я фаталист.
- Каковы ваши ближайшие планы?- В ближайшее время я собираюсь снимать новый фильм - это комедия. Там будут только женщины, которые, как говорится, волосы друг другу дерут, шиньоны друг другу срывают и т.д.
- Этот фильм будет про однополую любовь?- Может быть. Это будет сюрприз. Пока ничего не могу сказать.