На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Создатели и нарушители "Табу"
Нагиса Осима: "...В моем возрасте нет нужды искать скандалов"
Нагиса Осима, отец японской "новой волны", всегда был разрушителем табу - от политических до порнографических. Его "Империя страсти" стала первой философской картиной о сексе. Ее до сих пор показывают в Японии с купюрами. Первое, что приходит в голову в связи с названием фильма, это то, что слово "табу" относится в первую очередь к запрету на гомосексуальные отношения среди самураев. Но это не так. В элитных самурайских подразделениях гомосексуальность разрешена. В данном случае запрет распространяется исключительно на проявление личных мотивов, страсти, табуированных закрытым обществом с отработанным кодексом поведения. Иметь близкие отношения можно с кем угодно, но любить, страдать, принимать личное участие в судьбе возлюбленного запрещается. Отшлифованная веками система рушится с появлением новичка - юноши немыслимой красоты и доблести. Став объектом желания своих соратников, он разбивает каноны идеального мужского сообщества и едва не сбивает с духовного пути главного героя-супермена в исполнении Такеси Китано.
Нагиса Осима
Действие картины происходит в 1865 году и относится к историческому моменту отказа Японии от существования в рамках закрытого самурайского острова и вхождению в мировую цивилизацию. Фильм снят по роману Риотаро Сибы, которого называют японским Александром Дюма, и представляет собой сплав "наивного" классического кино и современной психоделики. Это настоящий шедевр изобразительного мастерства (оператор Тойомиси Курита, снимавший фильмы Роберта Олтмана) и музыкального решения (композитор Ричи Сакамото, игравший у Осимы в паре с Дэвидом Боуи в фильме "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс"). Это триумф Осимы, который заработал инсульт, едва начав эту работу, и все же завершил ее, руководя съемками из инвалидного кресла.
- Почему вашей новой картины пришлось ждать четырнадцать лет?
- Предыдущая, если вы помните, называлась "Макс, моя любовь". После нее я задумал сделать фильм в Голливуде - о некогда имевшей место встрече Рудольфо Валентино и Сессу Хайякавы, знаменитого японского актера. Но проект "Голливудский дзен" развалился по финансовым обстоятельствам. Удрученный, я вернулся в Японию. Моя жена, она же мой постоянный продюсер Акико Койама, порекомендовала мне экранизировать книгу "Табу" Риотаро Сибы. Он знаменит в Японии, но больше не этим романом, а другими своими книгами. Я начал работать - и тут меня свалил инсульт. Только через три года я вернулся к этому замыслу.
- Как вы нашли Рюхеи Мацуду на роль Кано?
Постер фильма "Табу", 1999
- Это было самое трудное, поскольку юный самурай Кано воплощает в фильме абсолютные понятия - красоту и смерть. Если бы он не выглядел магически, фильм бы не получился: никто бы не поверил, что этот юноша свел с ума множество опытных мужчин. Еще до инсульта я не смог выбрать исполнителя главной роли среди двух тысяч претендентов. Потом мне рассказали о сыне одного актера, я встретился с ним и утвердил на роль.
- Откуда в самурайском фильме появился гомосексуальный аспект?
- Этот аспект, в открытом или скрытом виде, всегда существует в замкнутом обществе мужчин-воинов. Об этом просто не принято было говорить. Но теперь японское общество созрело для этого.
- В прежних фильмах вы не ждали, когда общество созреет, а сами ломали табу - вспомним "Обнаженную юность" или "Империю чувств"...
- В моем возрасте нет нужды бежать вперед и искать скандалов. Если говорить о политике, она никого сегодня в Японии больше не возбуждает, а "Империя чувств" до сих пор считается скандальной. Мне это безразлично. Я делал "Табу" как классический фильм, пускай и с необычной темой.
- Можно ли считать этот фильм историческим?
Кадр из фильма "Табу", 1999
Кадр из фильма "Табу", 1999
Кадр из фильма "Табу", 1999
- Я не делю свои фильмы на исторические и современные. "Табу" - исторический фильм в том смысле, что его герои реально существовали. Они были даже не самураи, а бойцы своего рода полиции, которая защищала интересы клана Шогунов. После событий, изложенных в романе и фильме, в Японии была восстановлена абсолютная монархия. Это было начало конца самурайской эпохи и трех столетий замкнутости Японии, отгороженной от остального мира.
"Табу", 1999. Трейлер
Такеси Китано: "Гомосексуальность даже в почете"
Такеси Китано - ньюсмейкер номер один японских масс-медиа. Он завоевал этот статус в ходе 25-летней карьеры актера, режиссера, писателя, поэта, художника, телезвезды. Еженедельно он участвует в семи телепередачах и пишет колонки для нескольких газет и журналов. С измененным после автокатастрофы лицом он создал неподражаемый образ полицейского-меланхолика и лирического гангстера. Фильм "Фейерверк" принес Китано высшую награду в Венеции и мировую славу.
- Вы дебютировали в роли сержанта Хары в знаменитой картине Нагисы Осины "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс". Вы играли партнера Дэвида Боуи, и ваш дуэт иллюстрировал идею, что "Запад есть Запад, Восток есть Восток". О чем новый фильм Осимы - о загадке Востока?
- Когда я снимался у Осимы в первый раз, меня знали как телевизионного комика. Осима, приглашая, обманул меня, сказав, что это будет комедия. Я надеялся хорошо повеселиться на съемках в Индонезии и только и ждал, что случатся какие-нибудь веселые истории. С тех пор я много снимался и снимал сам. Я не наивен и знаю, что такое делать фильм. В отличие от прошлого раза, я был гораздо серьезнее и заучивал текст роли наизусть.
- Даже если бы он хотел, вряд ли получилось бы: я изо всех сил старался держаться в стороне. Когда меня приглашают как актера, не люблю влезать в режиссерские дела. Это было бы невежливо.
- Могли бы вы прокомментировать финал картины, где, кажется, ваш герой, учитель боевых искусств, дает приказ одному из учеников уничтожить другого?
- Осима дал зрителю простор для интерпретации. Мы даже точно не знаем, кто совершил серию убийств и не был ли юный самурай-новичок шпионом, внедренным в элитную часть, чтобы ее уничтожить. Клубок любовных отношений и страстей к концу так запутывается, что нельзя сказать ничего определенного - только то, что все самураи стали жертвой наваждения.
- Вас не шокировала тема гомосексуальности?
- Прежде я играл и серийных убийц, так что же еще меня может шокировать? А гомосексуальность сегодня даже в почете, многие знаменитости в Японии признаются в этом открыто.
- Трудно было играть в костюмном фильме?
- К счастью, наш художник сделал очень легкие костюмы, их почти не ощущаешь на съемке. Вот что я ненавижу - так это парики. Под ними голова потеет и чешется.
- Теперь вам уже не приходится репетировать?
- Обычно все получается с двух-трех дублей. Репетировать я предоставляю молодым неопытным актерам. Но и для меня проблемой были сцены с мечом: ничего не стоило пораниться.
- Вы и раньше играли самураев?
- На телевидении приходилось. Но больше я участвовал в многосерийных фильмах о мафии, якудзе. Сегодня самурайская эстетика существует только в такой форме. Это современная версия старого кодекса. Есть поразительное сходство структур. Член якузды тоже обязан сделать харакири, если ошибся.
- Кто ваш любимый актер в кино?
- Мишель Константин. Я не люблю звезд первого ряда.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".